Основные механизмы психологической защиты. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные механизмы психологической защиты.

2017-11-27 204
Основные механизмы психологической защиты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подавление (репрессия) — вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания,


 




что предотвращает их возможное разрешение. Психиче­ская энергия подавленных желаний не исчезает бесслед­но, а продолжает существовать в человеке независимо от его сознания и часто находит свое болезненное проявле­ние в виде головных болей, язв, сердечных заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание — устранение, игнорирование травмирую­щих восприятий внешней реальности. Это бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению. При этом, игнорируя логику, человек не замечает проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация — построение приемлемых оснований для оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств. Рационализация маскирует, скрывает истинные мотивы от сознания самого субъекта во имя внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Инверсия — подмена мыслей, чувств, отвечающих под­линному травмирующему мотиву, диаметрально проти­воположным поведением, мыслями, чувствами. Напри­мер, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо может подменяться в отношениях с этим человеком осо­бой предупредительностью, подчеркнутой вежливостью. И, наоборот, — симпатия, любовное увлечение могут демонстрироваться как неприязнь, нарочитое игнори­рование и даже бестактность.

Проекция — приписывание другому человеку своих соб­ственных качеств* мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция (отчуждение) - обособление или локали­зация внутри сознания травмирующих человека факто­ров так, что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. В ре­зультате может наступать явление двойника, то есть раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия — возвращение к более раннему, примитив­ному способу реагирования на травмирующие события, чтобы избежать внутренней тревоги, сохранить чувство са­моуважения. Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность (младенчество, детскость) в поведении и отношени­ях взрослых людей.


Сублимация — преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности: творчество, социальные контакты и т.п.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассмат­ривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне дес­табилизирующих переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лиша­ет человека возможности активно воздействовать на си­туацию и устранить источник переживаний.

4.4. Компенсаторныемеханизмы ивнутриличностныйконфликт

Компенсаторные механизмы личности служат для пре­одоления чувства неполноценности, которое является неиз­бежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности вытесняется в бессознательное и вместе с тем компенси­руется деятельностью по достижению разного рода успе­хов — реальных или мнимых.

Впервые этот термин употребил австрийский психо­лог Альфред Адлер. Он выделил четыре вида компенса­ции: неполная компенсация, полная, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, когда человек начинает спеку­лировать своим недостатком, уходя в болезнь и т.д.

Адлер полагал, что чувство неполноценности испыты­вают все дети. При этом сильное чувство неполноценности или целый их комплекс может затруднить позитивный рост и развитие ребенка. Однако умеренное чувство не­полноценности побуждает его расти, становиться таким же сильным, как другие, совершенствоваться.

Сверхкомпенсация комплекса неполноценности порож­дает так называемый комплекс превосходства над други­ми (преувеличение своих интеллектуальных, физических, социальных способностей),который может сопровождать­ся стремлением к власти. Такие люди могут подозревать окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными.


 




Чтобы помочь человеку справиться с этими комплек­сами, Адлер предлагает следующие психологические меры:

S понять специфический стиль жизни человека, выслу­шав самые ранние воспоминания и события его детства;

s помочь человеку понять самого себя, свой собствен­ный стиль жизни;

s усилить социальный интерес, чувство общности или взаимодействие с другими людьми.

Внутриличностный конфликт — это состояние неудов­летворенности какими-либо обстоятельствами жизни, связан­ными с противоположно направленными стремлениями че­ловека. Например, желание немедленно удовлетворить свои физиологические потребности и желание достойно выглядеть в глазах людей.

Наиболее распространенной формой внутриличност-ных конфликтов, связанных с работой, являются роле­вые конфликты, когда различные социальные роли чело­века предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином, человек дол­жен проводить вечера дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе.

В состоянии внутриличностного конфликта человеку всегда приходиться выбирать: либо из двух положитель­ных вариантов, либо из положительного и отрицатель­ного, либо из двух отрицательных (из двух зол).

Внутриличностные конфликты часто сопровождают­ся аффектами, стрессами или нервнопсихическими рас­стройствами в виде неврозов.

4.5. СамосознаниеиЯ-концепцияличности

Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя, свое место в мире, свои интересы, переживания, поведение и т.п. Са­мосознание не врожденная данность, а продукт разви­тия человека.

Главным источником формирования самосознания явля­ется обобщение знаний человека о других людях, сравне­ние их жизненного опыта со своим положением в общест­венной, трудовой и личной жизни.


Обретая в процессе развития способность погружаться в себя, в свои переживания, человек открывает свой внут­ренний мир, свое собственное «Я».

«Я» — это и есть результат самосознания или выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» позволя­ет человеку ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, пережи­вать свою целостность, отделять свое «Я» от «Не — Я».

Самосознание в зависимости от потребностей человека, может проявляться в виде самопознания, самооценки, са­моконтроля и само принятия.

Самопознание — направлено на изучение человеком своих возможностей и качеств, своего места среди других людей. Познать себя, ничего не делая и ни с кем не обща­ясь, — невозможно.

Самооценка — это оценка человеком самого себя относи­тельно некоторой шкалы ценностей. Она может быть адек­ватной и неадекватной (заниженной или завышенной).

Самоконтроль — проявляется в регуляции собствен­ных действий и состояний на основе определенных норм и требований.

Самопринятие — признание себя в качестве положи­тельной, достойной личности.

«Я-концепция» как психологическое явление — это отно­сительно устойчивая система представлений индивида о са­мом себе. Как говорят психологи, это «теория самого себя».

Общая «Я-концепция» может включать в себя частные виды «Я-концепций», например, профессиональную «Я-концеп-цию». Вместе с тем, всякая «Я-концепция» включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное».

«Я-реальное» — это представление о себе в настоящем времени, каким я вижу себя в настоящий момент.

«Я-идеальное» — это то, каким я, по моему мнению, должен был бы стать.

Расхождение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» может приводить как к позитивным последствиям, так и негативным. Оно может стать источником серьезных внут-риличностных конфликтов и, наоборот, источником са­мосовершенствования личности.

Например, в работах психолога X. Ремшмидта указы­вается, что неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера


 




в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) при­водит к следующим нарушениям поведения:

снижение самоуважения и часто, как следствие, со­циальная деградация, агрессивность и преступность;

появление конформистских (приспособленческих) реакций в трудных ситуациях, — такие молодые люди легко поддаются влиянию других, втягиваются в преступные дей­ствия;

глубокие изменения восприятия — молодые люди с негативной самооценкой слабо осознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя неспособны­ми к ним.

4.6. Личностныйрост

ижизненныйпутьчеловека

Личностный рост человека обычно рассматривают че­рез призму его жизненного пути, на котором человек приобретает способность управлять текущими события­ми своей жизни, формировать эффективные отношения с окружающими, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Все это де­терминируется развитием способности к рефлексии.

Рефлексией называется процесс самосознания субъек­том своих внутренних психических актов и состояний, процесс самоанализа. Рефлексия, в свою очередь, является условием становления автономной личности. Автономия означает владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения.

В процессе личностного роста происходит переход от внешних критериев оценки поведения людей, событий и самого себя к внутренним критериям, основанным на собственных убеждениях и ценностях.

Результатами личностного роста могут быть:

s готовность брать на себя ответственность за свои дей­ствия и поступки;

S умение удовлетворять свои потребности без ущерба для окружающих;

jRзначительная успешность в своей профессиональ­ной деятельности;

s оптимизм и стойкость в повседневной жизни;

S открытость переменам и новому жизненному опыту.


Жизненный путь человека — это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и фор­мирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жиз­ненный сценарий, жизненные тактики и др.

Жизненный план — это структурное воплощение жиз­ненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик. Жизненный план возникает в результа­те генерализации целей, мотивов и ценностных ориента­ции, которые подчиняют себе частные, преходящие стрем­ления личности.

Одновременно идет процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недося­гаемых целей постепенно вырисовывается более или ме­нее реалистический план деятельности и поведения.

Существует, по крайней мере, два подхода к объясне­нию процесса структурирования жизненного пути с по­мощью его планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.) человек сам сознательно определяет свое отношение к жизни, осознанно выбирает и регулирует свой жизнен­ный путь. При этом подчеркивается важная роль родителей в формировании представлений ребенка о жизненных це­лях и структуре жизненного пути.

Второй подход (Адлер, Роджерс, Берн и др.) постро­ен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и его сценарного воплощения, что происходит на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария при этом влияют следующие факторы:

щ порядок рождения ребенка в семье;

■/ действия, оценки, эмоциональная поддержка ро­дителей;

•/ влияние дедушек и бабушек;

S имя и фамилия ребенка;

S случайные экстремальные события и другие факторы.


 




Тема 5. Психическиесвойстваличности Билет №12

5.1. Направленностьличности

Направленность личности — это система ее потребно­стей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ори­ентации, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обусловлено, наиболее полно отражает идеологию общности, в кото­рую человек включен или которую он представляет.

Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:

— предметное содержание, поскольку направленность —
это всегда направленность на что-то;

— напряжение психики, которое при этом возникает.
Основные компоненты направленности.

Потребности — испытываемая человеком нужда в чем-
то. По мере того, как потребности актуализируются, они
становятся мотивами поведения человека, то есть побу­
дителями к определенной деятельности.

Интересы — это также мотивы, но с потребностями напрямую не связанные. Они имеют больше познаватель­ную, а не потребительскую устремленность. Интересы раз­личаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверх­ностными и т.д. Например, интерес к международным по­литическим событиям, спортивным состязаниям, новому киносериалу и т.д.

Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мо­тивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека. Например, убеждение в правильности политического курса, осуществляемого Пре­зидентом Республики Беларусь.

Идеалы — обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к кото­рым он стремится, понимая, что полностью они нико­гда достигнуты не будут. Идеал служит для личности пу-


теводнои звездой, суперстратегическим ориентиром пове­дения и самосовершенствования. Например, идеал все­сторонне и гармонично развитой личности в гуманисти­ческой педагогике или образ Иисуса Христа для верую­щего христианина.

Ценностные ориентации — это интегративные компо­ненты направленности, которые определяются совокуп­ностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни. Например, ориентация на здоровый образ жиз­ни, исключающий курение, алкоголь, наркотики и дру­гие факторы, подрывающие здоровье человека и разла­гающие его личность.

Билет №14

5.2. Происхождениеивидыспособностей

Способности — это система качеств личности, позво­ляющая успешно выполнять определенные виды деятель­ности. Например, способность к математике, музыке, тех­нике и т.д.

Способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам, хотя и взаимосвязаны с ними. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность их приобретать и наращивать с той или иной степенью быстроты и эффективности.

Способности человека обнаруживаются только в дея­тельности, причем лишь в той, которая не может осуще­ствляться без наличия соответствующих способностей.

Способности — это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологиче­ских и социальных факторов. Природными предпосылка­ми способностей являются задатки.

Задатки это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной сис­темы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.

По уровню развития способности бывают:

одаренность — это совокупность нескольких способ­ностей, обуславливающая успешную деятельность чело­века в определенной области и выделяющая его среди


 




других людей. Обычно одаренность проявляется в нали­чии разносторонних способностей;

талант — совокупность способностей, которая по­зволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и обще­ственной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;

гениальность — высший уровень развития способно­стей, обеспечивающий достижение принципиально но­вого, имеющего большое историческое значение;

Выделяют также следующие способности:

общие — интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;

специальные — способности, необходимые для вы­полнения конкретных видов деятельности;

профессиональные — способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного со­четания, возможна и компенсация недостающей способ­ности другими);

творческие — способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие спо­собности человека могут проявляться в любой деятельно­сти: научной, художественной, производственной, поли­тической, экономической, педагогической и других).

Билет №15

S3. Понятиеотемпераменте

Темперамент — это индивидуально своеобразная, при-родно обусловленная совокупность динамических прояв­лений психики человека. Темперамент определяется интен­сивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания пси­хических процессов и изменения психических состояний личности.

В основе темперамента лежат особенности нервной дея­тельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных про­цессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются си­лой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.

На основе различных сочетаний этих показателей фи­зиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные


типа высшей нервной деятельности: безудержный, силь­ный, инертный и слабый тип.

Оказалось, что они соответствуют известным со вре­мен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:

холерик (безудержный тип) — преобладание возбуж­дения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты — высокая концентрация сил;

сангвиник (сильный тип) — характеризуется быстро­той реакции, высокой психической активностью, богатст­вом мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;

флегматик (инертный тип) — связан с медлительно­стью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокой­ствием, слабым проявлением эмоций, низкой психиче­ской активностью, уравновешенностью;

меланхолик (слабый тип) — свойственны сдержан­ность речи и движений, низкий уровень психической ак­тивности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.

От темперамента как врожденной особенности пси­хики зависят такие свойства личности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.

В чистом виде ни одного из четырех типов темпера­мента не существует. Каждый человек имеет индивиду­альный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного тем­перамента.

Особенности темперамента личности обуславливают так­же индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жиз­ненного опыта.

В трудовой деятельности большое значение имеет со­вместимость людей по темпераменту.

Билет №16

5.4. Характерличности

Характер — это психическое свойство личности, пред­ставляющее собой систему ее существенных и относи-


 




тельно устойчивых качеств (черт), обуславливающих пове­дение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:

По отношению к другим людям (общительность — замк­
нутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость
и т.д.).

По отношению к себе (скромность — самовлюблен­ность, самокритичность — самоуверенность и т.д.).

По отношению к делу (ответственность — недобросо­вестность, трудолюбие — леность и т.д.).

По отношению к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряш­ливость и т.д.).

Структура и содержание характера определяется:

Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна
или слаба (решительность, настойчивость, самооблада­
ние, самостоятельность, инициативность и противопо­
ложные им черты характера).

Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие).

Интеллектуальными особенностями личности (глубо­комыслие, сообразительность, находчивость, любозна­тельность и т.п.).

Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностя­ми, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевоз­можных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общест­венные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.

Существуют различные типологии характеров. Напри­мер, немецкий психолог и психиатр Э.Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:

Астенический тип (шизотимик) — обычно худой че­
ловек, среднего или выше среднего роста, имеющий уз­
кие плечи, тонкие руки, слаборазвитую грудную клетку
(замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с
трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен,
раним).


 

Атлетический тип (искотимик) — имеющий разви­тую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессив­ный либо мало впечатлительный, со сдержанными жеста­ми и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).

Пикнический тип (циклотимик) — отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, доб­родушен, реалистичен во взглядах).

Согласно типологии К. Юнга людей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:

экстраверт — заряжается энергией от людей и дей­ствий, направлен к внешнему миру, общителен;

интроверт — черпает энергию внутри себя, направ­лен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.

В типологии Э. Фромма все выделенные им типы ха­рактеров подразделяются на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.

Плодотворность по Э. Фрому — это реализация челове­ком присущих ему возможностей, использование своих сил.

Неплодотворные ориентации: рецептивная, эксплуата­торская, стяжательская и рыночная.

Плодотворные ориентации: деятельная, любящая и ра­зумная.

Существует также психогеометрическая типология ха­рактеров на основе предпочитаемого выбора человеком какой-либо из геометрических фигур: квадрат, треуголь­ник, круг, прямоугольник и зигзаг. Автор этой типоло­гии Сьюзен Далингер (США) - специалист по социаль­но-психологической подготовке управленческих кадров.

Билет №16

Акцентуации характера

Акцентуация характера — это понятие, означающее чрез­мерную выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Психопатия — это болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого


 



ц. J


резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людь­ми. Психопаты могут быть социально опасны. В отличие от психопатий акцентуации характера проявляются не посто­янно, с годами могут сглаживаться, приближаться к норме. Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций.

Гипертимический тип — чрезмерно приподнятое на­
строение, стремление к лидерству, риску, авантюрам; не
реагирует на замечания, теряет грань дозволенного и т.п.

Дистимический тип — постоянно пониженное настрое­ние, замкнутость, немногословность, пессимистичность и т.п.

Циклоидный тип — общительность циклически меня­ется в зависимости от крайностей в настроении.

Эмотивный тип — чрезмерная чувствительность, ра­
нимость, глубокое переживание малейших неприятно­
стей, неудач.

Демонстративный тип — повышенное стремление быть
в центре внимания и добиваться своих целей любой це­
ной (слезы, обморок, скандал, болезни, хвастовство, на­
ряды, ложь и т.п.).

Возбудимый тип — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудливость, хамство и т.п.).

Застревающий тип (на мыслях, на действиях) — не может забыть обид, сводит счеты, несговорчивый, склон­ный к склокам и конфликтам.

Педантичный тип — занудливый в виде переживания подробностей, изнуряет домашних чрезмерной аккурат­ностью, сослуживцев и посетителей формальными тре­бованиями и т.д.

Тревожный тип — пониженное настроение, опасение за себя и своих близких, неуверенность, сомнение и т.д.

Экзальтированный тип — изменчивое настроение, по­вышенная отвлекаемость на внешние события и т.д.

Интровертированный тип — малая общительность,
замкнутость, погруженность в себя, о себе ничего не рас­
сказывает, не раскрывает своих переживаний, холодное
отношение к другим, даже близким людям.

Экстравертированный тип — высокая общительность,
словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет,
не самостоятелен, не организован, предпочитает быть как
все, подчиняться.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.