Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.

2017-11-27 203
Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», при­шедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и тор­говую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной ин­тервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.

Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а так­же предложения по такому неценовому фактору, как доходы населе­ния.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изме­нения любой экономической переменной, независимо от того, ка­кими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.

В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

Расчет коэффициента эластичности имеет вид:

Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %

Варианты эластичности спроса

— спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;

— спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;

— спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.

Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.

Рис. Варианты эластичности спроса:

кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.

Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при еди­ничной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы.

Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увели­чению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на из­менение их цены можно определять также и в случае повышения цен.

В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняет­ся 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.

В строго математическом смысле коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то есть знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса). Но поскольку коэффи­циент эластичности имеет реальное выражение в показателе изме­няющейся торговой выручки в денежном выражении, то знак «ми­нус» здесь не имеет принципиального значения.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен едини­це, снижение цены товара в точности компенсируется таким объе­мом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент снижения цены, так что торговая выручка возрастает. Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реакции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерческой практике для выявления возможностей ускорения товарооборота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.

Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.

 

Кривая безразличия свойства

Ординалистский принцип потребительских предпочтений иллю­стрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соот­ветствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Таким образом, кривая безразличия — это графическая интер­претация выбора потребителем того или иного набора благ. С помо­щью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что по­требителю как бы безразлично, какой из них выбрать.

Представим себе четыре таких варианта, включающих товарный набор X (одежда) и набор У (продукты), из которых покупатель осу­ществляет свой выбор. Они различаются лишь сочетанием, т.е. ком­бинацией одних и тех же товаров, делающих эти наборы во всех ва­риантах равноценными.

 

Варианты наборов благ в различной комбинации (продукты и одежда)

Варианты, набора Продукты, (единиц) Одежда, (единиц)
А    
В    
С    
д    

 

Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних ва­риантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее ко­личество одного блага вполне компенсируется большим количест­вом другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени. Все варианты могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия, (см. рис. 17).

У, продукты

 

Рис. Кривая безразличия: точки А, В, С, Д — варианты набора благ

 

Любая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаме­няемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется

предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)

при U = const.

MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;

Qx, Qy количества взаимозамещаемых благ X и У;

Р х, Ру цены взаимозамещаемых благ;

U = const — фиксированный уровень полезности для достиг­нутого уровня благосостояния потребителя.

Предельную норму замещения чаще всего обосновывают, опира­ясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, как видно из рис., приведенного чуть выше, кривая безразличия имеет отрицательный на­клон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечислен­ные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.

Так, нисходящий вид кривой безразличия отражает величину MRS предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат графика означает, что предельная норма замещения неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная ли­ния) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

При совершенно дополняемых друг друга благах кривая безраз­личия приняла бы вид прямых углов (пример таких благ — пара перчаток, или пара обуви, которые предназначены только для правой и левой конечностей человека и не могут быть взаимно заменяе­мыми).

Отрицательный наклон кривой безразличия, как и выпуклость ее к началу координат графика означает, что предельная норма заме­щения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS все­гда со знаком «минус» поскольку, для получения большего количе­ства благ, при сохранении достигнутого уровня благосостояния по­купатель сокращает потребление другого блага. Однако для общей характеристики MRS обычно принимается во внимание лишь ее аб­солютное значение (модуль числового значения). Предельная норма замещения одного блага другим уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева на­право.

Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», при­шедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и тор­говую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной ин­тервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.

Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а так­же предложения по такому неценовому фактору, как доходы населе­ния.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изме­нения любой экономической переменной, независимо от того, ка­кими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.

В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

Расчет коэффициента эластичности имеет вид:

Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %

Варианты эластичности спроса

— спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;

— спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;

— спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.

Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.

Рис. Варианты эластичности спроса:

кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.

Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при еди­ничной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы.

Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увели­чению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на из­менение их цены можно определять также и в случае повышения цен.

В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняет­ся 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.

В строго математическом смысле коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то есть знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса). Но поскольку коэффи­циент эластичности имеет реальное выражение в показателе изме­няющейся торговой выручки в денежном выражении, то знак «ми­нус» здесь не имеет принципиального значения.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен едини­це, снижение цены товара в точности компенсируется таким объе­мом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент снижения цены, так что торговая выручка возрастает. Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реакции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерческой практике для выявления возможностей ускорения товарооборота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.

Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.