Старшей (полной средней) школы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Старшей (полной средней) школы

2017-11-27 163
Старшей (полной средней) школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение православной культуры, соответствующее возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.

В соответствии с этим учащийся должен:

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь целостное понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричасность к Богу и вещественная природа. Откровение. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь. Глава церкви. Соборность и апостольская преемственность Христианской церкви. Православная антропология. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение. Богочеловек Иисус Христос. Искупление. Спасение. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный суд. Представления о «конце света» в различных религиях и сектах. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Православное учение о государстве. Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на Земле. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные. Суеверия в прошлом и в современности. Религия и наука. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Православие, инославие, иноверие. Ересь, раскол, секта. Сопоставление понимания человека и Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Симфония государства и Церкви. Атеизм. Оккультизм.

2. По содержательной линии: «История православной религии и культура»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной православной семьи. Происхождение религии. Всемирный потоп. Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная церковь (Древний Израиль). Современные православные поместные церкви. Православные поместные церкви в мусульманских государствах. Православная христианская религия и культура в современном мире. Состояние и правовое положение христианских святынь на Святой земле. Католическая церковь как особая религия. Протестантизм. Конфуцианство. Иудаизм.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Вселенская церковь Христа и Поместные православные церкви (патриархаты, митрополии, епископии).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.

3. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, помнить об опасности деятельности деструктивных сект для общества и человека.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). «Мировые религии». Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Экуменическое движение. Всемирный совет церквей. Представления о «конце света» в различных религиях и сектах.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия). Мифология и адамическое предание. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры протестантизма в сравнении с православной христианской культурой. Новые религиозные движения и культы и православие. Деструктивные религиозные секты. Отличия богослужебной культуры православия от богослужения в других религиозных традициях. Отличия монашества в православной культуре от монашества в других религиозных традициях. Отличия поста в православной культуре от поста в других религиозных традициях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Авраамический религиозный комплекс. Религиозный экстремизм. Экуменизм. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Неоязычество в христианском мире. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект.

4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Библия. Канон Священного Писания, апокрифы. Основные исторические редакции книг Ветхого Завета – Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст. Составление церковно-славянской азбуки св. Кириллом и Мефодием. Особенности церковно-славянского языка. Сборник Добротолюбие. Русская православная литература. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Книга «Домострой». Письменная культура русских монастырей: Оптиной пустыни, Глинской пустыни. Литературные описании паломнических путешествий. Православная поэзия. Современная православная литература.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общие и существенные различия). Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Ветхий Завет и Новый Завет. Церковно-славянский текст Библии и современный русский перевод. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания. Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Православие и русская художественная литература.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Канонические нормы переводов Священного Писания на другие языки. Церковно-славянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры. Библейские тексты в богослужебной культуре Церкви. Общечеловеческое значение Библии. Связь Библии со священными текстами и культурой других религиозных традиций. Искажения смысла и содержания библейских текстов в литературе деструктивных религиозных сект.

5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православный календарь. Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитвенная культура православия. Молебны. Православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное Знамение. Православная община, органы самоуправления общины. Выражение почтения священному сану. Богослужебная культура православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Русское монашество. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов - защитников Отечества.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Переходящие и непереходящие праздники. Отличия православного поста от диеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная, священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Особенности богослужебной культуры в монастырях, различных областях Руси, православных поместных церквях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как «малая Церковь». Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины и Христианской Церкви.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о нравственности, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать пути духовно-нравственного совершенствования.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Христианские добродетели. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство. Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига. Православная культура отношения к нецерковному обществу. Православная нравственная культура в различных сферах жизни общества – политике, экономике, науке, художественном творчестве, социальных отношениях. Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики. Православная экологическая культура.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Нравственная культура православного христианина в сопоставлении с нравственными системами других религий и нерелигиозными системами нравственных норм.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Христианские нравственные требования, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре православия. Необходимость духовного руководства в аскетической практике. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы правосознания и правовой культуры личности и общества. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.

7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Православное зодчество Киевской Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Постовые песни, духовные стихи, канты. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги. Первые печатные русские православные книги – Апостол, Часослов, Четьи-Минеи. Православное декоративно-прикладное искусство. Современная православная художественная культура. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Особенности храмовой архитектуры в Ромейской империи (Византии), других православных странах, в России. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре ХIХ в. Иконографические типы Богородичных икон. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Канонические нормы иконографии. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Возрождение церковных традиций в современной православной художественной культуре.

8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православие в традиционной русской культуре – в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Церковь и древнерусское государство. Русские князья и Церковь. Русские цари и патриархи. Русские императоры и Церковь. Церковь и светская школа. Славянофилы и западники. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и православие.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православие – традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие – культурообразующая религия в России. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль православия в истории России. Москва – Третий Рим. Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь. Обрядоверие. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Обновленчество. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества.

9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования» иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние.

История развития православия в Курском крае. Святые - куряне: Феодосий Печерский, Серафим Саровский. Празднование дней Серафима Саровского. Архиепископ Дамиан, епископ Онуфрий. Главные святыни области: монастыри, храмы, иконы. Их история.

 

Учебно-методическое обеспечение раздела III

 

I. Учебная литература для учащихся

1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Покров, 2003.

2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учеб-метод. пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.

3. Давыдова Н.В. Евангелия и древнерусская литература: Учеб. пособие для учащихся среднего возраста. – М.: МИРОС, 1993.

4. Давыдова Н.В. Путь на Маковец. Читаем житие Сергия Радонежского: Учеб. пособие. – М.: МИРОС, 1991.

5. Древнерусская литература. Книга для чтения. 5–9 классы/ Сост. Е. Рогачевская. – М.: Школа-Пресс, 1993.

6. Даули Т. Библейский атлас. – М.: Российское библейское общество, 2002.

7. Евфимий, епископ. Прекрасный Божий мир. Пособие по церковной катехизации для детей 9–12 лет. – М.: Даниловский вестник; Миссионерский отдел Елладской Православной Церкви, 1996.

8. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2004.

9. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями/ Сост. прот. Серафим Слободской. – Различные издания.

10. Коротких Сергей, свящ. Основы православной культуры и нравственности. Ч. 1-2. – М., 2003.

11. Княжицкий А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 1994.

12. Мороз Алексей, свящ., Берсенева Т.А. Уроки Добротолюбия: Учеб. пособие для среднего школьного возраста. – СПб.: Сатисъ, 2004.

13. Перевезенцев Вячеслав, свящ., Языкова И.Н. Мы входим в храм: Экспериментальное учеб. пособие. – М: Открытый мир, 1997.

14. Петрова Н.Г. Введение в историю: Кн. для чтения для учащихся 5 класса. – М.: Русское слово, 1998.

15. Религии мира: Пособие для учащихся / Под ред. Я. Н. Щапова– М.: Просвещение, 1994.

16. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: Учеб. пособие для средних школ. – М.: Владос, 1995.

17. Саблина Н.П. Буквица. – М., 2005.

18. Супрун В.И. Православные святые имена: Учеб. пособие по истории религий. – Волгоград: Книга, 1998.

19. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.

20. Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы: Кн. по православию для учеников 5–6 классов средней школы. – Воронеж, 1996.

21. Шамаева С.Е. Чистый четверг: Кн. по православию для учеников 7–8 классов средней школы. – Воронеж: Левый берег, 1996.

22. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учеб. пособие для школьников и студентов. 3-е издание. – М.: Про-Пресс, 2000.

II. Учебно-методическая литература для учителя.

1. Александр Половинкин, свящ. Православная духовная культура. – М.: Владос, 2003.

2. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учеб. пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

3. Берсенева Т.А., Рычкова В.А. Духовно-психическая безопасность личности: Пособие для учителей. – СПб., 2004.

4. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. – М.: Христианская литература, 2001.

5. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография / Сост. Самогаев; под общ. ред. иером. Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: Покров, 2003.

6. Православная культура: нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу общеобразовательных учреждений / Сост. В.М. Бычкова. Под общей ред. А.Г. Богатырева и иером. Киприана (Ященко). – М.: Покров, 2004.

7. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендательный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд-кий совет РПЦ, 2003.

8. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.

9. Кошмина И.В. Наследие духовной культуры: музыка, изобразительное искусство: Пособие для педагогов. Ч.1. – М.: Менеджер, 1998.

10. Кураев А., диакон. Библия в школьной хрестоматии: Метод. реком. к библейским текстам из хрестом. по лит-ре для сред. шк. – М.: Высш. православные курсы «Содействие», 1995.

11. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»: Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 – 52 876 ИН/16. – М., 2002.

12. Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность: Учеб.-метод., культурологич. и литературовед. пособие к учебнику-хрестоматии «Животворящая святыня». Ч. 1: (6-й класс). – СПб.: Специальная литература, 1997.

13. Шамаева С.Е. Библейские сказания в школе: Учеб.-метод. пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

14. Шамаева С.Е. Библия как Книга книг: Методическое пособие. – Воронеж: Левый берег, 1996.

 

III. Дополнительная литература для учителя и учащихся,

Иллюстративный материал

1. Азбука христианства: Словарь-справочник. – М.: Наука, 1997.

2. Алдонина Р. Московские святыни. – М.: Белый город, 2003.

3. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, 2001.

4. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. – М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.

5. Александр Шаргунов, протоиерей. Последнее оружие. – М.: Русский дом, 2004.

6. Бутромеев В. Иллюстрированная русская история для всех. – М.: Деконт, 1996.

7. Василиадис Н. Библия и археология. – Афины – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

8. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Очерк естествознания. – М.: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2003.

9. Воспитание здорового ребенка: традиции и современность/ Сост. В.В. Ильющенков, Т.А. Берсенева – М.: Паломник, 2004.

10. Владимиров А., свящ. Учебник жизни. – М.: Изд-во Православного братства святителя Филарета, митрополита Московского, 1998.

11. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: Паломник, 2000.

12. Давыдова Н.В. Мастера: Кн. для чтения по истории православной культуры. – М.: Покров, 2004.

13. Давыдова Н.В. Слово о Борисе и Глебе. – М.: МИРОС, 2001.

14. Даули Т. Библия в цифрах и фактах. – М.: Российское библейское общество, 2003.

15. Духовные истоки воспитания: Альманах. – 2002, 2003.

16. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки о русской культуре XII–XXвв. – М.: Филология, 1997.

17. Дворкин А.П. Введение в сектоведение. – М., 2000.

18. Димитрий Конюхов, свящ. Школьное православное образование. – М., 1999.

19. Дмитриевский Дмитрий, прот. История православной христианской церкви. – М.: Русский хронограф, 2003.

20. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. – М.: АРТ-БМБ, 2002.

21. Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. – М., 1997.

22. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X–XX вв. / Сост. С.С. Бычков. – М., 1992.

23. Зеньковский В.В., прот. Педагогика. – М.: ПСТБИ, 1996.

24. Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Изд-во Свято-Владимировского братства, 1993.

25. Звезда Вифлеема. Свет православия в русской поэзии. – М.: Воскресенье, 2000.

26. Зиновьев Василий, свящ. История церковного пения. – Ярославль, 2001.

27. Иванов А.В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Репринт. – СПб.: Воскресенiе, 2002.

28. Иванов Петр, свящ. и др. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.

29. Ильин И.А. Основы христианской культуры: Собр. соч.: В 10 т. Т.1 – М., 1994.

30. Иллюстрированная история религий / Под ред. проф. Шантепи де ля Соссей. – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.

31. Калябин Геннадий, проф. Верою познаем: Обзор по естественной апологетике. – М.: Сретенский монастырь, 1999.

32. Колчуринский Николай. Мир – Божие творение: Беседы со старшеклассниками. – М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.

33. Костикова М.Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования. – Владивосток, 2000.

34. Кузнецова Тамара, мон. Основы православной веры. – Рязань: Поверенный, 1999.

35. Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. – М.: III тысячелетие веры, надежды, любви, 1999.

36. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. – СПб.: Светлояр, 2000.

37. Лопухин А.П. Толковая Библия: В 3 т. – М., 1988.

38. Лопухин А.П. Библейская история. – Различные издания.

39. Лоргус Андрей, свящ. Дудко Михаил, свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 1998.

40. Максим Козлов, протоирей. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. – М., 2001.

41. Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. – М., 2001г.

42. Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 2000.

43. Моя Церковь: Краткий справочник для детей и взрослых / Сост. свящ. Ярослав Шипов. –М., 1998.

44. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Международные отношения, 2003.

45. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. – М., 1993.

46. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») – М., 2000.

47. Осетров Е.И. Святая Русь: Рассказы, эссе. – М.: Вербо, 1996.

48. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13–16 августа 2000.

49. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002.

50. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. – М.: Даниловский благовестник, 1995.

51. Перевезенцев С.В. Прощай, история? // Роман-журнал «XXI век». – 2002. – № 10.

52. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. – М., 1999.

53. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. – М.: Белый город, 2003.

54. Перевезенцев С.В. Святорусское царство. – М., 2005.

55. Перевезенцев С.В. Смысл русской истории. – М., 2004.

56. Помазанский, прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: Благовест, 1993.

57. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. – М.; СПб., 2000.

58. Потаповская О.М. Самые главные праздники. – М.: Планета-2000, 2004.

59. Поучения и беседы преподобного Серафима Саровского. – М., 1997.

60. Православный мир. – М., 2000.

61. Православная традиция в художественном творчестве и общественной мысли (XIX–XX вв.). Вып. 1: Русская литература и религиозная живопись: Хрестоматия / Сост. Г.Н. Мелехова – М., 2002.

62. «Пресвятая Богородице, спаси нас!»: Альбом. – Изд-во Сретенского монастыря, 1998.

63. Рассказы о православных святых / Под ред. В. Воскобойникова. – СПб., 1999.

64. Русская православно-ориентированная школа. – М., 1999.

65. Сестра Магдалина: Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1992.

66. Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». – М., 1996.

67. Сурова Л.В. Мироведение. – Клин: Христианская жизнь, 2004.

68. Священник Тимофей. Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся: Ответы на вопросы современных школьников. – М.: Паломник, 2001.

69. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. – М.: Покров, 2004.

70. Скурат К.Е. Православные основы в памятниках литературы Древней Руси. – М.: Покров, 2003.

71. Смирнов Петр, прот. История христианской православной церкви. – М.: Крутицкое подворье, 1998.

72. Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991.

73. Тимофей, свящ., Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Ответы на вопросы современных школьников: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Паломник, 2001.

74. Тимофей, свящ. Пособие по аскетике для современного юношества. – М.: Паломник, 1999.

75. Толковая Библия. – Стокгольм, 1988.

76. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. – Изд-во Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2003.

77. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. – М.: Свет Отечества, 1994.

78. Троицкий В.Ю. Духовность. – М., 2001.

79. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи/ Трубецкой Е.Н. Избранное. – М., 1997.

80. Феофан Затворник. Основы православного воспитания. – Киев, 2002.

81. Феофан Затворник. Путь ко спасению. – М., 2003.

82. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997.

83. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психология. – М.: Школьная пресса, 2001.

84. Флоренская Т.А. Мир дома твоего /Матер. к программе курса «Этика и психология семейной жизни». – М.: Школа-Пресс, 1999.

85. Флоренский П.А. Иконостас. – М.: Искусство, 1994.

86. Флоренский П.А. О цели и смысле прогресса: Соч.: В 4 т. Т.1. – М., 1994.

87. Христианское воспитание детей. Репринт. – М.: Синодальная типография, 1905.

88. Христианство: Энциклопедический словарь. – М., 1993.

89. Цыпин Владислав. Прот. История Русской Православной Церкви: 1917–1990: Учеб. пособие. – М.: Московская Патриархия, Хроника, 1994.

90. Чебанов Олег, свящ. Православный священник и современная школа: Опыт Курской области. – Изд-во храма св. Кирилла и Мефодия, 2004.

91. Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси: Учеб. пособие. – М.: Владос, 1997.

92. Четверяков Сергей, прот. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей. – М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1999.

93. Чудеса на дорогах войны: Сб. рассказов. – М.: Полиграф Ателье Плюс, 2004.

94. Шамаева С.Е. Родная природа: Кн. для чтения: В 2 ч. – Воронеж: Левый берег, 1996.

95. Шамаева С.Е. Хлеб наш насущный: Кн. для чтения в семье, детском саду и школе. – Воронеж, 1996.

96. Щапов Я.Н., Осипов А.И., Корнев В.И. и др. Религии мира. – М., 1994.

97. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. – М., 1998.

98. Шмелев И.С. Душа России. – СПб., 1998.

99. Шмелев И.С. Лето Господне. – СПб., 1996.

100. Энциклопедия для детей. Т. 2: Искусство. – М.: Аванта +, 1999.

101. Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. – М.: Аванта +, 1999.

102. Языкова И.Н. Богословие иконы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во общедоступного православного университета, 1995.

103. Янин И. Из русской мысли о России. – Калининград: Янтарный сказ, 2002.

104. Янушкявичене О.Л. Дерево доброе. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации МП, 2004.

Учебно-методическое обеспечение раздела IV

I. Учебная литература для учащихся

1. Великие духовные пастыри России. – М.: Владос, 1999.

2. Вертьянов С.Ю. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с преподаванием биологии на православной основе / Под ред. – М.Г. Заречной – Свято-Троицкая Лавра, 2005.

3. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Кн. для учащихся. – М.: Просветитель, 2004.

4. Закон Божий для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской. – Различные издания.

5. Иванов Петр, свящ. и др. Христианство и религии мира. – М.: Про-Пресс, 2000.

6. Колчуринский Николай. Мир – Божие творение. Беседы со старшеклассниками. – М.: Изд-во Московского подворья Свято-троицкой Сергиевой лавры, 2000.

7. Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 1994.

8. Лоргус Андрей, свящ.; Дудко Михаил, свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 1998.

9. Маслов Иоанн, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М., 2000.

10. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре: Учеб. пособие для средних школ. – М.: Владос, 1995.

11. Святые земли Русской / Сост. С.С. Бычков. – М.: Белый берег, 2002.

12. Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси. Учеб. пособие. – М.: Владос, 1997.

13. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учеб. пособие для школьников и студентов. 3-е издание. – М.: Про-Пресс, 2000.

 

II. Учебно-методическая литература для учителя

1. Александр Половинкин, свящ. Как стать и быть красивым и счастливым человеком. – Волгоград, 2005.

2. Александр Половинкин, свящ. Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия. – Волгоград, 2000.

3. Воробьев Владимир. В помощь учителю. Рекомендованный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд. совет РПЦ, 2003.

4. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. – М.: Изд-во Православного братства святителя Филарета, митрополита Московского, 1998.

5. Мороз Алексей, свящ, Берсенева Т.А. Уроки Добротолюбия: Учеб. пособие для среднего школьного возраста. – СПб.: Сатисъ, 2004.

6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь. 2001.

7. Андрей Кураев, диакон. Библия в школьной хрестоматии: Метод. реком. к библейским текстам из хрестоматии по литературе для средних школ. – М.: Высш. православные курсы «Содействие», 1995.

8. Алексей Мороз, свящ.; Безрукова В.С. Образ русской школы. – СПб.: Сатис, 2002.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2001.

10. Православная культура: нормативно-пра


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.