Сопредседатель - управляющий Курской епархией, — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сопредседатель - управляющий Курской епархией,

2017-11-27 147
Сопредседатель - управляющий Курской епархией, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ

ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

КУРСК - 2010


Программа одобрена Общественным советом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Курской области ……..г., протокол №...

Председатель совета - Губернатор Курской области Михайлов А.Н.;

Сопредседатель - управляющий Курской епархией,

Архиепископ Курский и Рыльский Герман.

 

Рекомендовано отделом религиозного образования и катехизации
Русской православной церкви …. г.

Основы православной культуры: учебная программа / Курск. гос. ун-т Курск, 2010. – 92 с.

Научный

руководитель – В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор

Авторы: Л.П. Гладких, кандидат педагогических наук,

протоиерей Валентин Гребеньков, преподаватель,

Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин),

кандидат педагогических наук, доцент,

В.М. Меньшиков, доктор педагогических наук,

профессор,

С.Э. Наперстникова, учитель

Программа обсуждена и рекомендована к публикации на семинаре заведующих методическими кабинетами и руководителей секций учителей православной культуры городов и районов Курской области ……. года.

Рекомендована к публикации экспертным советом по православной культуре Курского государственного университета …… г., ИПК и ПРО Курской области …… г.

Программа обсуждена и рекомендована к публикации рабочей группой по православной культуре Комитета образования Курской области …….. г.

Утверждена постановлением коллегии Комитета образования Курской области от ……… г.

Рецензенты: С.М. Бондаренко, учитель православной культуры,

Л.Ю. Гусев, кандидат филологических наук, доцент,

В.Н. Криволапов, доктор филологических наук, профессор

И.В. Метлик, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник,

А.Г. Пашков, доктор педагогических наук, профессор,

С.В. Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор,

С.Т. Погорелов, кандидат педагогических наук, профессор,

О.М. Сенин, депутат Тульской областной думы, магистр богословия,

С.Б. Филина, учитель воскресной школы


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка.............................................................................. 4

Раздел I. Мир – прекрасное творение. Курс православной культуры для детей дошкольного возраста (средняя, старшая и подготовительная группы детского сада)........................................................................................ 12

Раздел II. Человек и православная культура. Курс православной культуры для учеников начальных классов (1–4 классы)........................... 27

Раздел III. История православной культуры. Курс православной культуры для учеников средних классов........................................ 40

Раздел IV. Вера. Человек. Общество. Культура. Православная религия – духовно-нравственная культура России (10–11 классы). Курс православной культуры в старшей группе...................................................... 54

Приложение № 1. Региональный компонент курса «Основы

православной культуры»......................................................................... 76

Приложение № 2. Теоретическое обоснование программы.................. 80

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА *

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.

Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося соответствующего современности уровня знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»).

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений, их самостоятельность в разработке и реализации образовательной программы (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14.5) позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровнях, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе – на изучение православной культуры. Свобода и плюрализм в образовании не допускают насильственной унификации всех аспектов образовательной деятельности, обеспечивают педагогическое творчество и мировоззренческое самоопределение в обучении.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского края и соответственно тех регионов, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.

Содержание курса

Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с церковным годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.

Содержание представлено в следующих разделах курса:

I. Православная христианская картина мира: 1. Бог. 2. Мир и его творение.
3. Человек в православной картине мира. 4. Православное мировоззрение.
5. Православное христианство и другие религии. 6. Православие и философия.
7. Православие и наука. 8. Православие и культура.

II. История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское. 4. Становление и развитие христианской церкви. 5. Поместные церкви и Вселенская церковь.

III. Православие – традиционная религия русского народа: 1. Понятие о Церкви. Церковная служба. 2. Православие – культурообразующая религия в России. 3. История Русской Православной Церкви. 4. Жития (биографии) наиболее известных святых земли Русской. Роль православия в судьбе нашего Отечества.

IV. Православная культура и религии мира: 1. История Ветхого Завета.
2. История Нового Завета. 3. История (христианство, ислам, буддизм, Римский католицизм, протестантизм) мировых религий. 4. История христианских поместных церквей. 5. Гностицизм. Оккультизм. 6. Деструктивные секты: их угроза человеку и обществу.

V. Письменная культура православия (православная словесность): 1. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. 2. Библия. Переводы. Библия как величайшее явление мировой культуры. 3. Церковно-славянский язык как богослужебный язык и язык русской культуры. 4. Православная литература. Основные жанры. 5. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.

VI. Художественная культура православия: 1. Православная храмовая архитектура. 2. Церковный храм и его устройство. 3. Православная икона. Иконопись. Иконография. 4. Музыкальная культура православия. Колокольный звон. 5. Шедевры православной художественной культуры. Прикладное искусство.
6. Православная литература.

VII. Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Отношение к Богу, человеку и миру в православии, отличие от других вероисповеданий. 3. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете. 4. Заповеди блаженства в Новом Завете. 5. Православная нравственная культура во всех сферах жизни общества.

VIII. Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные таинства и обряды. 3. Православие и народная культура в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь). 4. Культура православных праздников. Культура убранств. Культура проведения.

IX. Региональный компонент: 1. История православия в Курском крае.
2. Святые Курского края. 3. Храмы и монастыри Курского края. 4. Православно-культурое наследие Курского края. 5. Бытовая культура.

X. Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни.
2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд. 5. Православная община. 6. Родина и защита Отечества. 7. Жизнь православного мирянина. Православное монашество.

КУРС ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методическое обеспечение раздела I

I. Учебная литература для детей

1. Бахметева А.Н. Жития святых для детей. – М., 1997.

2. Библия для детей. (Репринтное воспроизведение третьего издания Священной истории в простых рассказах в школе и дома. Ветхий и Новый Заветы. – Спб, 1896).

3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1997.

4. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 1997.

5. Святая Русь. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 1994.

 

II. Учебно-методическая литература

1. Дьякова Е.А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. – М., 1996.

2. Епископ Евфимий. Прекрасный Божий мир. – М., 1996.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лабораторный практикум: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. – М., 1987.

5. Потаповская О.М. Самые главные праздники: Сценарии утренников и конспекты праздничных занятий для детей дошкольного возраста. – М.: Планета 2000, 2004.

6. Сборник педагогических материалов, опубликованных в газете «Воскресная школа» в 1998 году. – М., 1998.

 

III. Дополнительная литература для учителей и детей,

Иллюстративный материал.

1. Александрова Л. Русские кремли. – М., 1997.

2. Афанасьев В. Выше неба голубого: Православные стихи для детей. – М., 1999.

3. Белов В.И. Лад: Очерки по народной эстетике. – М., 1989.

4. Библиотека русского фольклора. Былины. – М., 1988.

5. Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского на Святое Евангелие: В 2 ч. – М.: Скит, 1993.

6. Горичева B.C. Куклы. – Ярославль, 1999.

7. Городок в табакерке. (К морю-окияну. А.М. Ремизов). – М., 1989.

8. Житие преподобного Сергия Радонежского. – М., 1904.

9. Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996.

10. Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.

11. Киселев А.Я. Семь дней творения. Стихи для детей. – М., 1998.

12. Конышева Н.М. Учебники «Умелые руки» (I класс), «Чудесная мастерская (II класс), «Наш рукотворный мир» (III класс), «Секреты мастеров» (IV класс). – М., 1995–1997. Трудовое обучение в начальных классах: Программы и методические рекомендации для учителей и студентов педвузов. – Спб, 2000.

13. Марченко В. Дом Божий. – М., 1996.

14. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Разные издания.

15. О Царе-колоколе, бубенцах, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах. – М., 1997.

16. Праздников праздник. – М.: Молодая гвардия, 1992.

17. Прот. Г. Дьяченко. Искра Божия. Репринтное издание, 1903.

18. Священник Артемий Владимиров. Молитвослов для самых маленьких. – М., 1995.

19. Слободской С., протоиерей. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. Репринтное издание, 1991.

20. Стрижев А.Н. Колокольчики-колокола // Купель. – М., 1997.

21. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. – М., 1996.

22. Телешов Н. Крупеничка. – М.: Малыш, 1988.

23. Шмелев И.С. Лето Господне: праздники, радости, скорби. – М., 1990.

24. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.

25. Яхнин Л.Л. Колокола. – М., 1993.

 

КУРС ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Класс

№ урока Тема урока
  Священное Писание Ветхого Завета В добрый путь!
  Божий мир вокруг нас.
  Ангелы.
  Бог – Творец видимого мира и человека.
  Первый грех.
  Великая тайна.
  Священное Писание Нового Завета Святое детство Божией Матери.
  Рождество Христово.
  Сретение Господне. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери. День народного единства и согласия.
  Детство Иисуса Христа. Крещение Господне.
  Учение Господа Иисуса Христа.
  Чудеса Господа нашего Иисуса Христа. * Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  Распятие и воскресение Иисуса Христа.
  Вознесение Господне.
  Сошествие Духа Святого на апостолов.
  Православная культура Православный храм.
  Рождество (внеклассное мероприятие).
  О святых иконах. *Праздник Крещение Господне.
  О молитве.
  Пост.
  Именины. * Праздник Сретение Господне.
  Православная этика Любовь – венец всех человеческих добродетелей.
  Совесть.
  Доброта.
  Прощение. * Прощеное воскресенье. Начало Великого поста
  Послушание.
  Животные – наши друзья.
  Сострадание. Милосердие. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
  Зависть – это грех. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.
  Праздник Пасхи. *Страстная седмица. Воскресение Христово.
  Христос Воскрес! * Праздник Светлого Воскресения Христова (внеклассное мероприятие).
  Воровство – это грех.
  Ложь – это грех. Говорящие правду угодны Богу.
  Трусость и жадность – пороки нашей души. Мужество и щедрость – ее украшение.
  Труд. * День славянской письменности и культуры.

Примечание: звездочками обозначены праздники, которые не входят непосредственно в саму программу, но их изучение позволит учителю представить учащимся целостность литургического года.

Класс

№ урока Тема урока
  Основные религиозные понятия и представления Наша Родина.
  Откуда мы знаем о Боге.
  Что говорится в Библии о свойствах Божиих. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
  Тайна Пресвятой Троицы. *Праздник Воздвижения Креста Господня.
  Священная история Ветхого Завета Начало творения мира. Мир ангельский.
  Творение мира и людей. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
  Каин и Авель.
  Всемирный потоп. * Праздник Казанской иконы Божьей Матери.
  Сыновья Ноя. * Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил.
  Вавилонская башня.
  Пророк Моисей. Осовобождение еврейского народа от египетского рабства.
  Десять заповедей Закона Божия. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало Рождественского поста.
  Священная история Нового Завета Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы.
  Рождество Христово. Детство и юность Иисуса Христа.
  Крещение Господне.
  Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа.
  Учение Господа Иисуса Христа. *Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).
  Чудеса Господа Иисуса Христа. *Праздник Крещение Господне. Явление Святой Троицы на Иордане.
  Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря.
  Крестные страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа.
  Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. *Праздник Сретения Господня.
  Успение Божией Матери.
  Таинства крещения, миропомазания, исповеди.
  Жизнь святых – пример добротолюбия Что такое добротолюбие.
  Святые апостолы – создатели Церкви Христовой. *Прощеное воскресение. Начало Великого поста.
  Великомученик Георгий Победоносец.
  Святитель Николай Чудотворец.
  Святой великомученик Пантелеимон – целитель и помощник болящих. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
  Равноапостольный князь Владимир Великий Красное Солнышко. *Праздник Вход Господень в Иерусалим.
  Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги. *Страстная седмица. Воскресение Христово.
  Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. *Празднование Светлого Воскресения Христова.
  Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие.
  Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло.
  Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница.
  Забота святых людей о животных. Необыкновенная дружба. Святой Сергий и лесной медведь. Добрый старец. * Летние православные праздники

 

3 класс

№ урока Тема урока
  Священная история Ветхого Завета. Учеба – наш главный труд.
  Библия – это книга книг.
  Творение видимого мира. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы
  Творение видимого мира (продолжение). *Праздник Воздвижения Креста Господня.
  Сотворение человека.
  Первый грех. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы..
  Каин и Авель.
  Дети Ноя. *Праздник Казанской иконы Божьей Матери.
  Времена Авраама.
  Жертва Авраама. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил.
  Исаак и его сыновья. *Начало Рождественского поста.
  Дети Иакова. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  Жизнь Иосифа в Египте.
  В Египетском плену. Моисей.
  Дарование десяти заповедей.
  Заповеди Закона Божиего (продолжение).
  Заповеди Закона Божиего (окончание). *Праздник Рождества Христова.
  Скиния. *Праздник Крещения Господня
  История царя Давида.
  Царствование Соломона.
  Царство Израильское и его падение. *Праздник Сретения Господня.
  Царство Иудейское и его разрушение.
  Вавилонский плен.
  Возвращение иудеев из вавилонского плена.
  Православная культура Православная церковь. * Прощеное воскресенье. Начало Великого поста.
  О молитве.
  Богослужение.
  Священнослужители. Церковнослужители. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
  Монашество. *Праздник Входа Господня в Иерусалим.
  Таинства церкви. *Страстная седмица. Воскресение Христово.
  Православный храм.
  О святых иконах.
  Церковное пение.
  Колокола и колокольный звон. Благовест.
  Русская православная литература. * Летние православные праздники

 

Класс

 

№ урока Тема урока
  Священная история Нового Завета Жизнь человека и ее плоды.
  Святое Евангелие.
  Земная жизнь Пресвятой Богородицы. *Праздник Рождества Пресвятой Богородицы – начало нашего спасения.
  Рождество Христово. *Праздник Воздвижения Креста Господня. Крест в жизни человека – трудности и скорби.
  Детство Иисуса Христа. Бегство в Египет.
  Святой пророк Иоанн Креститель. *Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святой Роман Сладкопевец.
  Крещение Господне.
  Чудеса Господни. *Праздник Казанской иконы Божией Матери.
  Благословение детей.
  Преображение Господне. *Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил
  Последние дни земной жизни Спасителя. *Начало Рождественского поста
  Нагорная проповедь. *Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  Евангельские заповеди Блаженств (продолжение).
  Евангельские заповеди Блаженств (продолжение).
  Евангельские заповеди Блаженств (окончание).
  Молитва Господня.
  Евангельские притчи.
  Притча о милосердном царе и злом рабе. *Праздник Крещения Господня
  Притча о талантах.
  Притча о милосердном самарянине.
  Исцеление десяти прокаженных. *Праздник Сретение Господне.
  История Русской Православной Церкви Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
  Мудрая княгиня Ольга. *Начало Великого поста. Прощеное воскресенье
  Великий князь Владимир.
  Святые князья Борис и Глеб.
  Святые Антоний и Феодосий Печерские. * Третья неделя Великого поста. Сорок мучеников Севастийских (22 марта).
  Преподобный Алипий-первый русский иконописец. *Пост – время покаяния. Преподобная Мария Египетская.
  Преподобный Сергий Радонежский. *Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
  Святой благоверный князь Дмитрий Донской. *Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим.
  Патриарх Гермоген. * Страстная седмица. Воскресение Христово. Светлая седмица. Радоница.
  Святая блаженная Ксения.
  Святитель Тихон Задонский.
  Великий старец Серафим.
  Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
  Преподобный Серафим Вырицкий.

Требования к уровню подготовки учащихся начальных классов

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему.

2. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя. Грех Хама. Столпотворение. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде Трех Странников. Принесение Исаака в жертву. Видение Иаковом таинственной лествицы. История Иосифа. Иов многострадальный. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю. Помазание на царство Давида. Победа его над Голиафом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Разделение царств. Падение царства Израильского, разрушение Иудейского. Пророки царства Иудейского. Возвращение из плена иудеев. Построение второго храма. Мученики за веру. Маккавеи.

3. По содержательной линии: «История православной религии и Церкви». Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о Промысле Божием. О неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа ученикам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец.

4. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа». Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов. Православная Церковь в наши дни. Жизнь современной церкви. Церковь как община верующих людей. Что или кто объединяет людей.

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

7. По содержательной линии: «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

8. По содержательной линии: «Региональный компонент». Храмы Курской области. Коренная Пустынь – духовный центр Курской области. Феодосий Печерский, Серафим Саровский – великие святые Курской земли.

9. По содержательной линии: «Православный образ жизни». Православная община. Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним.

Учебно-методическое обеспечение раздела II

 

I. Учебная литература для учащихся

1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учеб. пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

2. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. – М.: Сретенский монастырь, 1997.

3. Бахметьева А.Н. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. – Рига: ЗИНАТНЕ, 1991.

4. Бахметьева А.Н. Рассказы из истории Христианской Церкви. От I до половины XI в. – М.: Донской монастырь, 1993.

5. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб. пособие для 1(2) класса. – М.: Православная педагогика, 2003.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

7. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб. пособие для 3 класса. – М.: Православная педагогика, 2003.

8. Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России: Учеб. пособие для 4 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

9. Евангелие для детей. – Киев: Почаевская Лавра, 1995.

10. Зако


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.