Тема 2. Исторический очерк апологетики — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 2. Исторический очерк апологетики

2017-11-27 225
Тема 2. Исторический очерк апологетики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. П. ЛЕГА

Программа курса

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ

(НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА)

 

 

 

 

Москва

2012

Тема 1. Введение.

Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с другой. Обзор основных источников и пособий.

 

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы задачи апологетики?

2. Каким должен быть метод апологетики?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ Общие понятия о науке Основного Богословия).

Тема 2. Исторический очерк апологетики

Апологетика в Средние века, в Новое время и в современном мире. Становление и развитие христианской апологетики в работах апологетов II-III вв.: св. Иустин Философ, Татиан, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский. Синтез богословия и философии в учении блаж. Августина и отцов-каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Развитие апологетики в работах препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основные богословско-философские проблемы патристики, отличия западной богословской традиции от восточной. Западная схоластика и ее особенности. Апологетические работы Фомы Аквинского.

Особенности апологетики в эпоху Возрождения. Возникновение скептицизма и атеизма. Антисхоластические идеи: Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Раймунд Себундский, Савонарола.

Развитие христианской апологетики на западе в новое время: Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Кант. Возникновение деизма. Протестантская апологетика. Апологетика XIX века: Шеллинг, Гегель, Шлейермахер.

Становление современного основного богословия в работах русских богословов и философов XIX века – прот. Ф.Голубинского, Рождественского, Кудрявцева-Платонова, Светлова и др. Православная апологетика в XX веке: свящ. Павел Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др. Развитие протестантской и католической апологетики на западе.

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы были задачи апологетики в раннем христианстве?

2. Какие новые апологетические проблемы появились в период Нового времени?

3. В чем значение для апологетики классической философии XVII-XVIII вв.?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ История христианской апологетики, или Основного Богословия).

 

Тема 3. Сущность религии.

Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Религиозно-философские учения (деизм, пантеизм), их отличие от религии.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли дать определение религии?

2. Атеистическое определение религии, его недостатки.

3. Необходимые элементы религии.

4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?

5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?

Литература

1. Лактанций. Божественные установления, IV, 28, 1-15.

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ О сущности религии).

3. Цицерон. О природе богов. Кн. II, 28.

 

Тема 4. Происхождение религии.

Литература

1. Гольбах П. Система природы. Ч.2, гл.1. О происхождении наших идей о божестве.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.

3. Фейербах Л. Сущность христианства. Гл.2. Общая сущность религии.

4. Фрейд З. Этот человек Моисей. 4 Приложение.

Литература

1. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002. Введение.

2. Зубов А.Б. История религии. М., 1997. С. 3-23.

Тема 5. Вера и разум.

Исторический обзор

Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.

Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения.

Контрольные вопросы:

1. В чем смысл существования различных философских систем?

2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?

3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?

Литература

1. Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философского знания // Вестник ПСТГУ. Вып. I:16. 2006. С. 45-54.

2. Лега В. П. История западной философии. М., 2009. Т.1. С. 236-237, 241-248, 250-251, 258-265, 319-320, 327-328, 355, 361-362.

Православное учение о вере

«Вера не противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание веры. Ап. Павел и отцы Церкви о вере. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. Причины утраты веры после грехопадения. Два понимания веры отцами Церкви: «вера от слышания» и «вера как уверенность в невидимом». О возможности и ограниченности использования рациональных доказательств религиозных истин.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?

2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?

3. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?

4. Каковы отличия католического и православного понимания веры?

5. Что означает сверхразумность веры?

Литература

1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. IV, 10-11.

2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию, XXXIII.

3. Лега В.П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008. – С. 165-182.

4. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.7-8.

5. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992. Ч.1. Что такое вера?

Проблема истины

Различные определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон, Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме, философии жизни. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?

2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?

3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?

4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение проблеме истины?

Литература

1. Лега В.П. Христианство как истинная религия // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С.10-35.

Постановка проблемы

Вопрос о доказательствах бытия Бога. Суть проблемы, ее сложность, противоречивость и актуальность. Отцы Церкви о возможности и специфике доказательств бытия Бога: свв. Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин. Смысл фразы «доказательство бытия Бога». Классификация известных доказательств бытия Бога по двум группам: априорные и апостериорные. Методы доказательства существования Бога.

Контрольные вопросы к занятию:

1. Какова роль доказательств бытия Бога в христианском богословии?

2. Каково отношение отцов Церкви к доказательствам бытия Бога?

3. Можно ли доказать бытие Бога?

 

Литература

1. Василий Великий, свт. Письмо 227, к Амфилохию.

2. Кудрявцев-Платонов В.Д. Значение доказательств бытия Бога // Кудрявцев-Платонов В.Д. Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 485-509.

3. Лега В.П. О доказательствах бытия Бога // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 100-108.

4. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. Т.1. Ч.1. СПб., 1884. (§ Значение доказательств религиозных истин).

5. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.12. Долгопрудный, 2000. С. 69-73.

 

Историческое доказательство

Историческое доказательство. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть исторического доказательства бытия Бога?

 

Литература

1. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Историческое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 364-396.

Литература

1. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993. (Лекция III).

 

Литература

1. Ансельм Кентерберийский. Прослогион, 2-5 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 128-130.

2. Гаунило из Мармутье. В защиту глупца, 2-3 // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. С. 147-149.

3. Декарт Р. Первоначала философии. Ч.1, 14-22 // Декарт Р. Сочинения в 2. Т.1. М., 1989. С.319-323.

4. Кант И. Критика чистого разума (раздел 4. О невозможности онтологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.448-455.

5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Онтологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 273-306.

6. Михаил (Грибановский), епископ. Истина бытия Божия // Епископ Михаил (Грибановский). Сочинение, письма жизнеописание. М., 2011. С. 221-230.

7. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.10-11. Долгопрудный, 2000. С. 63-69.

8. Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 114-123.

 

Литература

1. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.4. М., 1994. С.375-376, 407-408, 412-413, 424-426, 477-478, 486-490, 505-507, 509-510, 519-520, 521-524, 525-530, 536-540.

2. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Нравственное доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 396-485.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Нравственное доказательство бытия Божия).

Литература

1. Аристотель. Физика, кн. VIII, гл.5 // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т.4. М., 1981. С. 234-240.

2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 201-224.

3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 3.

4. Кант И. Критика чистого разума (раздел 5. О невозможности космологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.455-463.

5. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Космологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 215-238.

6. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Космологическое доказательство бытия Божия).

7. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч.I. Вопр. 1-43. Киев; Москва, 2002. (Вопр. 2. О Боге: существует ли Бог). С. 25-27.

8. Фома Аквинский. Сумма против язычников (гл. 13. Доводы, доказывающие, что Бог есть). Долгопрудный, 2000. С. 73-91.

Литература

1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 35-39.

2. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989. С 245-266.

3. Кант И. Критика чистого разума (раздел 6. О невозможности физикотеологического доказательства бытия Бога) // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. Т.3. М., 1994. С.467-474.

4. Кудрявцев-Платонов В.Д. Из чтений по философии религии. Телеологическое доказательство бытия Бога // Сочинения. Т.2. Сергиев Посад, 1898. С. 239-272.

5. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. (§ Телеологическое доказательство бытия Божия).

 

Литература

1. Катасонов В.Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 142-177.

2. Кураев А., диакон. Дары и анафемы. (гл. «Что христианство принесло в мир»). М., 1995.

3. Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. М., 2006. С. 2-14.

 

Литература

1. Гайденко П.П. Христианство и генезис современного естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 44-87.

2. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 328-343.

3. Кожев А. Христианское происхождение науки // Кожев А. Атеизм и другие работы. М., 2006. С. 416-428.

4. Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 51-60, 66-74.

5. Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное предание / п ер. с англ. М., 2006. С. 15-42.

 

Ученые и христианство

Роль магико-герметических идей эпохи Возрождения. Оккультизм и ненаучность учения Джордано Бруно. Причины суда над Дж. Бруно.

Реакция христианского мира на появление гелиоцентрической модели Н. Коперника. Развитие гелиоцентрической модели Г. Галилеем. Переписка Галилея с разными лицами о принципах толкования Св. Писания. Причины и результаты суда над Галилеем.

Отношение католической церкви и науки в XVII-XIX вв. Причины возникновения науки в католических странах, а не в православных. Отсутствие конфликта с наукой в православии. Особенность религиозности ученых: Кеплер, Декарт, Ньютон, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Коши, Максвелл, Мендель, Планк, Эйнштейн, Гейзенберг и др.

Эпоха Просвещения и использование научных аргументов в борьбе с Церковью.

Эволюционные идеи в христианском мире до Ч. Дарвина. Эволюционная теория Дарвина и реакция на ее появление в XIX веке. Американский фундаментализм XX века и «обезьяньи процессы».

Причины неверия многих современных ученых.

Контрольные вопросы

1. Является ли Бруно ученым?

2. За что был осужден Джордано Бруно?

3. В чем суть переворота в астрономии, совершенного Н.Коперником?

4. Какова роль Реформации в изменении взглядов католической Церкви на гелиоцентрическую систему Коперника?

5. Как вы думаете, кто был прав в споре Галилея и инквизиции?

6. Можно ли доказывать истинность христианства указанием на наличие верующих ученых?

7. Как великие ученые доказывают гармонию между наукой и религией?

8. Почему позиция атеизма о несовместимости науки и религии несостоятельна?

9. Совместим ли дарвинизм и христианство?

 

Литература

1. Брук Дж. Х. Наука и религия: историческая перспектива. М., 2004. С. 61-66, 134-155, 232-244, 260-267.

2. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 88-93, 103-114.

3. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 335-339.

4. Джордано Бруно перед судом инквизиции. (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 6. С. 349–416.

5. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. №8. 1990. С. 25-36.

6. Таунс Ч. Слияние науки религии // Диалоги. Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. М., 1979. C. 59–67.

7. Эйнштейн А. Религия и наука // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С.126-129.

8. Эйнштейн А. Наука и религия // Эйнштейн о религии. М., 2010.

9. Эйнштейн А. Письмо к М.Соловину от 1 января 1951 г. // Эйнштейн А. Собр. науч. тр.: в 4 т. Т.4. М., 1967. С. 564-565.

 

Литература

1. Лега В.П. Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения // Ценностный дискурс в науках и теологии. М., 2009. С. 73-95.

2. Лега В.П. Всемогущ ли Бог? www.pravoslavie.ru/put/47651.htm

3. Лейбниц Г. В. Переписка с Кларком // Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.1. С. 445, 449, 455, 464, 496-499.

4. Льюис К.С. Чудо. М., 1992. (8. Чудо и законы природы)

5. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 129-141.

 

Тема 9. Библия и наука.

«Шестоднев» и его толкование

Христианское учение о творении мира и человека – краткая история его сосуществования с естествознанием. Спор о принципах толкования Св. Писания в контексте соотнесения первых глав книги Бытия с данными новоевропейской науки. Разные подходы к такому соотнесению: расширенное толкование Шестоднева в свете естественнонаучных открытий; буквальное толкование с «подбором» научным данных, согласных с таким толкованием; понимание Шестоднева как сборника первобытных мифов Ближнего Востока; литературоведческий подход к толкованию и др. Проблема возникновения текста Шестоднева.

Проблема длительности дней творения. Проблема времени в контексте соотнесения Шестоднева и науки. Сравнение библейских и научных взглядов на мир и человека.

Историческая уникальность библейского описания сотворения мира. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук: физики, геологии, биологии. Креационизм и эволюционизм в понимании сотворения и развития мира.

Проблема соотнесения библейского описания творения мира с современными научными взглядами об эволюции вселенной. Христианство и частные науки: физика, геология, биология, антропология.

Контрольные вопросы:

1. Каково отношение отцов Церкви к вопросу о длительности дней творения?

2. Можно ли понимать текст Библии буквально, когда речь идет о научных взглядах на природу?

3. Есть ли точки соприкосновения у современной физики и христианской апологетики?

4. Насколько принципиален вопрос о возрасте вселенной и Земли?

5. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной науки?

 

Литература

1. Августин, блаж. О книге Бытия буквально,

2. Августин, блаж. О книге Бытия, IV, 1.

3. Василий Великий, свт. Беседы на шестоднев. Беседы 2, 6.

4. Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 97-116.

5. Наука и Библия // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 604-617.

6. Цыпин Л., прот. Вселенная, космос, жизнь – три дня творения. Киев, 2008. С. 109-118, 313-332, 355-361, 419-429.

 

Литература

1. Иванов Н., прот. И сказал Бог (Опыт истолкования Книги Бытия). Клин, 1999. С. 116-132.

2. Вертьянов С. Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 12-86.

3. Дарвин Чарлз // Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004. С. 290-297.

4. Муравник Г. Парадокс человека. Доклад на IX Международных Рождественских чтениях Москва, 2001 г. Секция “Христианство и наука”.

Литература

1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников, 33.

2. Григорий Неокесарийский, свт. К Татиану краткое слово о душе

3. Лейбниц Г.В. Доказательство бессмертия души посредством непрерывного сорита // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982. Т.1. С.83-84.

4. Максим Исповедник, преп. Письмо VI о том, что душа бестелесна.

5. Платон. Федр (245c – 246a). Государство (608d – 612a). Федон (79b – 80c, 105d–e)

6. Плотин. О бессмертии души (1-9).

7. Рождественский Н.П. Основное богословие (О неразрушимости души и возможности личного бессмертия).

8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о смерти. Прибавление к слову о смерти. М., 1993. С. 186-197, 206-212.

9. Феофан Затворник, свт. Душа и ангел - не тело, а дух. М., 1999.

 

Литература

1. Лега В.П. Тело и плоть: платоновское и христианское понимание // Казанский государственный университет. Юбилейная научная конференция: материалы. Казань, 1996.

2. Лега В.П. Отношение к телу в христианстве. На сайте: http://legavp.ru/body-pravmir.doc

 

Литература

1. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. С. 129-141.

2. Лега В.П. Кому быть повешенным, не утонет? http://www.pravmir.ru/komu-suzhdeno-byt-poveshennym-ne-utonet. См. также на сайте http://www.legavp.ru

3. Лега В.П. Христианство и нравственность // Возможна ли нравственность, независимая от религии? М.: Канон+, 2012. – С. 250-263

 

Литература

1. Василий Великий, свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла // Василий Великий, свт. Беседы. М., 2003.

2. Лега В.П. Почему в нашем мире столько страдания? www.pravmir.ru/pochemu-v-nashem-mire-stolko-stradaniya. См. также на сайте www.legavp.ru.

3. Льюис К. С. Страдание // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992. С. 157-168 (§ 6-7. Страдание человека).

4. Марцинковский В. Ф. Смысл страдания. Нью-Йорк, 1955.

Литература

1. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993. С. 31-38, 72-74.

2. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.

3. Филиппов Б.А. Свидетельница воскресения. М., 2004.

Литература

1. Лега В.П. О христианских основаниях духовности и культуры // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 108-118.


2. Учебники и учебные пособия:

Основные

1. Лега В.П. Лекции в ДВГУ, статьи и интервью. http://www.legavp.ru

2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003.

3. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.

 

Дополнительные

1) Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004.

2) Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира. М., 2004.

3) Зеньковский В.В. Апологетика // Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.

4) Михаил (Мудьюгин), архиеп. Курс основного богословия. М., 1995.

5) Реати Ф. Э. Есть ли Бог? Человек в поисках Бога. Введение в философское богословие. Гатчина, 2000.

6) Светлов П.Я. Курс апологетического богословия. Киев, 1912.

7) Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001.

8) Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. Клин, 2000.

9) Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М.: ПСТГУ, 2011.

 

Дополнительная литература:

К теме 3-4

1. Буткевич Т.И., прот. Религия, ее сущность и происхождение. Кн. 1-2 Харьков, 1902-1904.

2. Введенский А. Вера в Бога, ее происхождение и основание. М., 1891.

3. Кабо В. Происхождение религии: история проблемы. Канберра, 2002.

4. Кудрявцев-Платонов В.Д. Религия, ее сущность и происхождение. М., 1871.

5. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2008

6. Хорст Б. Человек в поисках Бога: проблема нехристианских религий. М., 2001.

 

К теме 5

1. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 124-242.

2. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.

3. Вера и разум (Окружное послание Святейшего Отца Иоанна Павла II епископам Католической Церкви о взаимоотношении между верой и разумом)

4. Вшолек С. Рациональность веры. М., 2005.

5. Игумен Вениамин (Новик). Вера и знание. www.philosophy.ru/library/novik/vera_znan.html

6. Кураев А., диак. О вере и знании. М., 1995.

7. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1913.

8. Тиллих П. Динамика веры // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 133-152.

9. Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. 1994. №1.

К теме 6

1. Аквилонов Е., проф., прот. О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия, 2-е изд. СПб., 1905.

2. Владимир (Богоявленский), свщмч. Доказательства бытия Божия. М., 1912.

3. Голубев В. Бог как первая причина бытия, с философской и естественнонаучной точки зрения. Харьков, 1905.

4. Марков И. Декартово онтологическое доказательство существования Бога. Сергиев Посад, 1914.

5. Тихомиров П.В. Имманентная критика рационального богословия (Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия). Исследование. Харьков, 1899.

6. Франк С.Л. К истории онтологического доказательства // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 365-416.

 

К теме 7

1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2000.

2. Дель Ре Дж. Космический танец: Научное исследование таинственной гармонии Вселенной. М., 2006.

3. Захаров М., прот. Христианство и наука о происхождении и эволюции Вселенной. М., 2009.

4. Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2009.

5. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.,1995.

6. Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения: взаимоотношения науки и религии. М., 2005.

7. Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке. М., 2004.

8. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя "снизу-вверх". М., 1998.

9. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М., 2006.

10. Светлов П.Я. Религия и наука. СПб., 1912.

11. Соколов С., свящ. Мир иной и время вселенной. Время и вечность. М., 2008.

12. Тростников В. Мысли перед рассветом. Париж, 1980.

13. Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства святой Церкви. М., 1999.

14. Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель, 1953.

15. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.

16. Хаммэль Ч. Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия. М., 1998.

17. Яки С. Спаситель науки. М., 1992.

К теме 8

1. Феофан (Тумаков), еп. Чудо. Христианская вера в Него и ее оправдание. Опыт апологетически-этического исследования. Пг., 1915.

К теме 9

1. Богородский Я.А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии, 2-е изд. Казань, 1909.

2. Борис (Плотников), архим. О начале мира. Апологетическое исследование. Киев, 1891.

3. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени (Апологетика XXI века). М., 1996.

4. Ильин В.Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Париж, 1930.

5. Ляшевский С., прот. Библия и наука о сотворении мира. М., 1997.

6. Мумриков О., свящ. К вопросу о колыбели человеческой цивилизации. Доклад на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2008) www.bogoslov.ru/text/278183.html

7. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. М., 2009.

8. Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999.

9. Хобринк Бен. Эволюция: яйцо без курицы. М., 1993.

10. Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении / Под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000.

 

К теме 10

1. Айвазов И.Г. Критический обзор материологических теорий против субстанциональности души. М., 1912.

2. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991.

3. Моуди Р. Жизнь после жизни. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. М., 2009.

4. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. М., 1984.

5. Степановский Н. Душа человека: против неверия. Учение Православной Церкви и популярная критика психологического материализма. Чернигов, 1910.

6. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., 1995. С. 419-632.

7. Франк С.Л. О природе душевной жизни // Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972. С. 153-239.

К теме 12

1. Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. М., 1999.

К теме 13

1. Лейбниц Г.В. Теодицея // Лейбниц Г.В. Собр. соч.: в 4 т. Т.4. М., 1989.

2. Трубецкой С. Н. Смысл жизни. М., 1994.

3. Франк С.Л. Непостижимое, гл. 10 // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 510-555.

4. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925.

 

 

К теме 14

1. Гаврилов М.Н. Туринская плащаница. Описание и научное объяснение. Тула, 1992.

2. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1999.

3. Как возникла Библия: CLV; 1993

4. Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.

5. Макдауэлл Дж. Неоспоримые свидетельства: Исторические свидетельства, факты, документы христианства. М., 1993.

6. Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

7. Новелли Дж. Туринская плащаница: вопрос остается открытым. М., 1998.

8. Синельников В., свящ. Туринская плащаница на заре новой эры. М., 2001.

9. Тайна Библии. Сост. свящ. В. Синельников. М., 2000.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Что такое религия? Значение слова «религия». Сущностные черты религии. Религия и религиозно-философские учения.
  2. Атеистические концепции возникновения религии (Фейербах, Маркс, Фрейд) и их критика.
  3. Просветительская концепция возникновения религии и ее критика.
  4. Эволюционистская (анимистическая) концепция возникновения религии и ее критика. Современная наука о возникновении религии. Христианство о причинах возникновения язычества.
  5. Вера и разум: гармония или конфликт? Можно ли доказывать религиозные положения?
  6. Вопрос об отношении веры и разума в средневековой мысли.
  7. О доказательствах бытия Бога. Виды доказательств, отношение к ним отцов Церкви, православное решение вопроса. Историческое и религиозно-опытное доказательства.
  8. Онтологическое доказательство бытия Бога.
  9. Нравственное доказательство бытия Бога.
  10. Космологическое доказательство бытия Бога.
  11. Телеологическое доказательство бытия Бога.
  12. Христианство и наука. Возникновение современной науки и христианство.
  13. Отношение христианства и науки в XVII-XX вв. Так называемые конфликты науки и религии (Дж. Бруно, Г.Галилей).
  14. Сравнительная характеристика аристотелевской и современной науки.
  15. Существуют ли чудеса? Отношение к чудесам с точки зрения естественнонаучного и христианского мировоззрений.
  16. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук.
  17. Проблема существования и бессмертия души человека. Природа души.
  18. Доказательство бессмертия души Платоном и Плотином.
  19. Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника о природе души.
  20. О христианском понимании человеческой свободы.
  21. Отношение христианства к телу человека. Смысл жизни.
  22. Почему в мире существуют зло и страдания?
  23. Свободен ли «раб Божий»?
  24. Нецерковные свидетельства о Христе и ранних христианах. «Туринская плащаница».
  25. Соответствует ли написанное в Библии данным исторических наук?
  26. Что такое истина? Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.

В. П. ЛЕГА

Программа курса

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ

(НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА)

 

 

 

 

Москва

2012

Тема 1. Введение.

Предмет и задачи курса. Восстановление целостной истины как главная задача научной апологетики. Связь с естественными и гуманитарными науками, с одной стороны, и с богословскими дисциплинами – с другой. Обзор основных источников и пособий.

 

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы задачи апологетики?

2. Каким должен быть метод апологетики?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ Общие понятия о науке Основного Богословия).

Тема 2. Исторический очерк апологетики

Апологетика в Средние века, в Новое время и в современном мире. Становление и развитие христианской апологетики в работах апологетов II-III вв.: св. Иустин Философ, Татиан, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский. Синтез богословия и философии в учении блаж. Августина и отцов-каппадокийцев – свв. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Развитие апологетики в работах препп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Основные богословско-философские проблемы патристики, отличия западной богословской традиции от восточной. Западная схоластика и ее особенности. Апологетические работы Фомы Аквинского.

Особенности апологетики в эпоху Возрождения. Возникновение скептицизма и атеизма. Антисхоластические идеи: Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Раймунд Себундский, Савонарола.

Развитие христианской апологетики на западе в новое время: Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Лейбниц, Кант. Возникновение деизма. Протестантская апологетика. Апологетика XIX века: Шеллинг, Гегель, Шлейермахер.

Становление современного основного богословия в работах русских богословов и философов XIX века – прот. Ф.Голубинского, Рождественского, Кудрявцева-Платонова, Светлова и др. Православная апологетика в XX веке: свящ. Павел Флоренский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др. Развитие протестантской и католической апологетики на западе.

Контрольные вопросы к занятию:

1 Каковы были задачи апологетики в раннем христианстве?

2. Какие новые апологетические проблемы появились в период Нового времени?

3. В чем значение для апологетики классической философии XVII-XVIII вв.?

Литература

1. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ История христианской апологетики, или Основного Богословия).

 

Тема 3. Сущность религии.

Необходимость решения вопроса о сущности религии. Этимология слова «религия», различные гипотезы: Цицерон, Лактанций, блаж. Августин, современные концепции. Нерелигиозные и христианские концепции понимания сущности религии. Проблема определения религии. Необходимые элементы религии: вера в личностного Бога и в сверхчувственный мир, необходимость Откровения, вера в бессмертие души, связь религии с нравственностью, необходимость Церкви и религиозного культа. Отличие Церкви от тоталитарной секты. Религиозно-философские учения (деизм, пантеизм), их отличие от религии.

Контрольные вопросы:

1. Можно ли дать определение религии?

2. Атеистическое определение религии, его недостатки.

3. Необходимые элементы религии.

4. Каковы отличия теизма от деизма и пантеизма?

5. В чем отличие религии от тоталитарной секты?

Литература

1. Лактанций. Божественные установления, IV, 28, 1-15.

2. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884. Т. 1. Ч.1. (§ О сущности религии).

3. Цицерон. О природе богов. Кн. II, 28.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.269 с.