Пейзажные парки Европы XVIII-начала XIX В. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Пейзажные парки Европы XVIII-начала XIX В.

2017-11-27 1104
Пейзажные парки Европы XVIII-начала XIX В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Утверждение в конце XVIII - на­чале XIX в. новой общественно-эко­номической формации - капитализ­ма - повлекло изменения и в обла­сти материальной и духовной куль­туры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали ре­шающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лоррен, О. Фрагонар, Г. Робер), В поэ­зии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспе­вали естественную природу, рас­сматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон, Дж., Аддисон, Ж..Ж.. Руссо, И. Гете). В архитекту­ре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Воз­рождения, формировался новый стиль - классицизм с его простыми и строгими формами. И, наконец, в садово-парковом искусстве появи­лась тенденция отхода от формализ­ма регулярных композиций и перехо­да к новому стилевому направле­нию - пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты естественного ландшафта.

Все эти виды искусства развива­лись одновременно, взаимно обога­щая друг друга. И тем не менее вли­яние эстетических и философских концепций того времени на формиро­вание пейзажного стилевого направ­ления очевидно. Этому способство­вала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ланд­шафтной архитектуры С. Кроу, ста­рые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом нап­равлении.

Резкий поворот к пейзажным са­дам был в известной мере подготов­лен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в XVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.

Существенное влияние на. форми­рование пейзажного стилевого на­правления садово-паркового искус­ства Европы оказали китайские са­ды*. Труды Д. Аттриэ (1747) и осо­бенно В. Чемберса «Восточное са­довое искусство» (1772) побудили к воспроизведению естественных пейзажей в натуре, первоначально стилизованных «под Китай».

Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми про­странствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воз­душной перспективы. Уже к XVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны от­дельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые из­городи (главным образом из боя­рышника), разделяющие сады, паш­ни, пастбища.

Парки пейзажного стилевого на­правления на протяжении своего бо­лее чем двухсотлетнего развития пре­терпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и мо­дой своего времени.

40-70-е годы XVIII в.- период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных парте­ров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заме­няются рощами и древесными груп­пами, партеры - лужайками. Одна­ко трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. Типичным примером является парк Чизвик, ко­торый относится к переходному пе­риоду.

Наиболее характерной чертой пей­зажных парков является их живописность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обе­спечивающий смену картин и впечат­лений приобретает важнейшее зна­чение.

Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом - художест­венным направлением того времени, поэтому его часто называют роман­тическим. Парк насыщен романти­ческими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сель­ской жизни отражена в пастораль­ных мотивах сельских хижин, мель­ниц, молочен. В память о героиче­ских подвигах устанавливались ко­лонны, обелиски, возводились и па­вильоны в античном, китайском, ту­рецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать гру­стное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на конт­растной смене впечатлений, где тем­ные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и доли­нами,

Вместе с парками формировались и теоретические концепции ланд­шафтного искусства, которые отра­жены в трудах ряда английских ма­стеров. Наиболее выдающимися из них являются У. Кент, Л. Браун, X. Рептон. У. Кент (художник и архи­тектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, вод­ных устройств, а главное екора­тивных достоинств отдельно стоящих деревьев и трупп, которые составля­ли объемно-пространственную струк­туру парка. Садовый мастер Л. Бра­ун в отличие от Кента коренным об­разом изменял ландшафт, уничто­жая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «под­водя» лужайку к порогу дома. Уче­ник Л. Брауна X. Рептон в своих ра­ботах шел на компромисс, возвра­щая дому утраченные террасы с цветниками и вместе с тем преобра­зуя регулярные композиции в пей­зажные путем вырубок и посадок. Учитывая требования владельцев вводить в парк широкий ассорти­мент цветочных растений, X. Рептон разработал прием создания серии не­больших цветочных садов, скрытых поясом древесных растений или рас­положенных внутри массивов. С. Кроу, характеризуя эту черту X. Рептона, писала, что в последние годы жизни он питался силами, ко­торые со временем разрушили тра­дицию. В своей работе Рептон ис­пользовал прием составления эскиз­ных картин, изображающих сущест­вующее положение и проектируемую композицию. Важно также и то, что Рептон внес принципы ландшафтно­го паркостроения в формирование городской среды - при создании об­щественного Ридженс-парка и скверов в Лондоне.

Все эти мастера заложили осно­вы пейзажного паркостроения, по­лучившего широкое развитие в Ев­ропе и Америке.

Парк Стоу в Англии. Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним од­но целое,- 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, создан­ный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.-У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дво­рец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе откры­того луга, вытянутого с севера па юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд- его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующих­ся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и груп­пы образуют пейзажные картины..Парк насыщен сооружениями в ду­хе романтизма (их было около 30 храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющими­ся композиционными узлами и ак­центами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно:

на ритмическом нарастании впечат­ления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых кар­тин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (на­пример, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обшир­ных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытя­нуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особен­но интересна главная ось, сужаю­щаяся от дворца к водоему (тем са­мым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противопо­ложном берегу в створе Большой аллеи.

Одна из главных особенностей парка - слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, разме­щенные за пределами парковой территории.

Вода также получает разнообраз­ное решение - в виде светлого от­крытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массива­ми или лесного ручья и оформляет­ся каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, по­служивший образцом для последую­щих подражаний, в том числе и в на­шем Царскосельском парке. В ас­сортименте преобладают листопад­ные породы и прежде всего бук, за­тем - ясень, вяз. дуб, граб. Неко­торые композиционные узлы акцен­тируются хвойными - сосной обык­новенной, кедром ливанским, тиссом.

Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пей­зажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искус­ства.

Во второй половине XVIII в. пей­зажные романтические парки со­здаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря береж­ному отношению и реставрации со­хранились до наших дней.

Франция

Эрминонвиль. Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.Центр композиции - замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с по­мощью плотины на р. Ноннет. Пруд-пей­зажный водный партер, заменивший лужайку.Парк имеет ряд районов. Его достоприме­чательностью является остров Ж.Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пи­рамидальными тополями. Остров стал сим­волом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Герма­нии и др.). Метод строительства-модели­рование в натуре.

В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.

Малый Трианон (Версаль). Авторы-са­довый мастер А. Ришар и художник Г. Робер. Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.

Сочетание регулярных и пейзажных участ­ков относит сад к переходному типу. Пейзаж­ная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена мини­атюрная Деревушка королевы.

Германия

Вертлиц. Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы - садовый мастер И. Айзербек и арх. Ф. Эрдмансдорф. Стро­ительство парка началось в 1765 г. его вла­дельцем - Л. Дессау. Площадь парка 122 га.

Пространственная основа парка - обшир­ное Вертлицкое озеро с каналами и прото­ками, а также небольшие водоемы,

Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Мно­гочисленные романтические сооружения (па­вильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пей­зажных картин.

Парк в Веймаре. Авторы - с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг.- Г. Пюклер и К. Петцольд.

Парк расположен на р. Ильм, которая яв­ляется его композиционной осью. Долина ре­ки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Ча­стично сохранились романтические сооруже­ния. Здесь же находится садовый домик И. Гете.

Мюскау. Автором и владельцем парка был Г. Пюклер-Мюскау, кроме того. в его строи­тельстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время создания - 1815-1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.

Парк расположен в долине р. Нейсе. Один из главных композиционных узлов - дво­рец. Парк создан с помощью «картинного» метода. Рубки и посадки насаждений про­водились по эскизам художника Ширмера. Романтические сооружения отсутствуют, ос­нову пейзажных картин составляют природ­ные компоненты ландшафта. В оформлении используются фигурные цветники и клумбы. В насаждениях преобладают дуб, липа, клен.

Польша

Лазенки. Авторы-Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы. Его площадь 300 га. Строительство парка нача­лось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ас­сортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр компо­зиции - дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.

Болгария

Парк Врана. Авторы-Ж. Лошо, И. Келерер. А, Краус и В. Шахт. Парк, площадью 80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строи­тельство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.

Центр композиции-дворец. Парк вклю­чает 4 ландшафтных района. С его террито­рии открываются живописные виды на Лазенские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71% насаждений составляют экзоты. Из мест­ных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.

 

В начале XIX в. ранее утвердив­шиеся парковые приемы развивают­ся в сторону упрощения форм. До­роги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спо­койнее. Пейзажи строятся без ро­мантических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и иг­рают роль самостоятельных компо­зиционных узлов, иногда планиро­вочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументаль­ные объемы пространства. Картин­ность остается и в ряде случаев яв­ляется методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка ак­тивно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных расте­ний - как результат декоративного садоводства, селекции и интродук­ции.

Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить об­разную целостность парка, такие ма­стера, как X. Рептон, пытаются ма­скировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последова­тель Ж. Лоудон выступал за усиле­ние садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляют­ся пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнамен­тальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они раз­мещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяют­ся также рабатки, бордюры и фигур­ные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.

Таким образом, садово-парковое искусство XIX в. по-своему отрази­ло противоречия времени - наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толко­ванием природы можно видеть и раз­рушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов - ра­стений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочито­сти форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких кра­сок в стройную и сдержанную цве­товую гамму парка.

Среди мастеров и теоретиков это­го времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Германии и создавших ряд выдающих­ся парков.

П. Леннэ интересен более широ­ким пониманием ландшафтного искусства как области деятельности, направленной не только на создание парков, по и на эстетическую орга­низацию сельскохозяйственных ландшафтов. Эти работы оставили свой след в районе Потсдама. Из много­численных парков следут упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ан­самбля Сан-Сусси), а также обще­ственные парки Берлина. Г. Пюклер прославился как тонкий мастер «кар­тинного метода» формирования пар­ков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наиболее выдающиеся его произведе­ния - парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг.

В целом пейзажное стилевое на­правление Европы XVIII - начала XIX в. характеризуется следующими чертами:

- новая трактовка природы и композиционное использование есте­ственного ландшафта;

- постепенная эволюция направления и развитие своих стилей:

XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и со­ответственно ее образной трактов­кой;

- относительно устойчивое сохра­нение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;

- использование приемов пей­зажной живописи как метода по­строения парков («картинного ме­тода»);

- расширение функций ланд­шафтного искусства, направлен­ных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.


РУССКИЕ ПЕЙЗАЖНЫЕ ПАРКИ

Во второй половине XVIII - начале XIX в. в России развивается новое направление в архитектуре - русский классицизм, которое озна­меновалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким город­ским и усадебным строительством. Арх. В. Баженов, И. Старов, М. Ка­заков, Н. Львов, П. Аргунов, а за­тем - А. Воронихин, К. Росси, В. Стасов и другие сочетают прин­ципы классического зодчества с пе­реработкой и развитием русского архитектурного наследия. В литера­туре и живописи воспевается при­рода России, красота лугов, полей и лесов. Эти эстетические пози­ции находят свое выражение в фор­мировании пейзажных парков. Ста­рые регулярные парки разрастаются, становятся тенистыми, их перестают стричь (В 1732 г. Екатерина 11 издала указ, за­прещающий стричь деревья в Царскосель­ском саду, за исключением аллеи, ведущей к Эрмитажу). Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по пло­щади парадные части пейзажных парков царских загородных резиден­ций. Таким образом, пейзажное стилевое направление в России начина­ет свое развитие в тесной связи с архитектурой классицизма.

Первоначально пейзажные прие­мы вошли в регулярную планиров­ку (Ораниенбаум-Петерштадт), затем, все более обретая самостоя­тельность (Ораниенбаум - Собст­венная дача), они стали основой для формирования романтических пар­ков Царского Села, Гатчины и др. В их эволюции прослеживается мно­го общих черт с европейскими пар­ками.

Екатерининский парк (пейзаж­ная часть) занимает площадь 109,6 га. Условно парк разделен на 5 районов: регулярный сад, район Большого пруда, район Верхнего пруда. Розовое поле, Собственн1А сад.

Романтичен ий парк формировал­ся в 1760-1770-е годы (А. Ринальди, В. Неелов, 10. Фельтен), 1780- 1790-е годы (Ч. Камерон, Д Кварен­ги, И. Неелов), 1810-1820-е годы (Л.Руска, В.Стасов). В середине XIX в. по проекту арх. А. Видова был создан Собственный сад.

Парк с его сложной системой прудов и протоков, насыпными хол­мами и лужайками, обилием архи­тектурных сооружений богат разно­образными пейзажными картинами, а его районы - своими композиционными участками.

Многочисленные архитектурные сооружения становятся центрами пейзажных картин или доминантой какого-либо участка. Они построены в различных стилях - китайском (Большой и Малый капризы. Китай­ская беседка. Китайская деревня, театр), египетском (пирамида), классическом, что характерно для романтических парков. Героическую ноту в настрой парка вносят соору­жения, прославляющие победу рус­ских войск в войне с Турцией. Это - Кагульский обелиск, Чесменская ко­лонна, Морейская колонна, Башня-руина. Их роль в формировании парка очень велика и позволяет считать его мемориалом подвигу рус­ских войск.

Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда. Пруд был реконструирован в 70-х годах, его берега приобрели свободные очертания, а живописные группы и поляны придали вид есте­ственного озера. На Большом пруду было устроено четыре острова (Кон­цертный - 0,8 га, Дикий - 6,2 га и два малых), общая площадь пруда 16,6 га. Основные видовые точки раз­мещены по круговому маршруту, где наиболее важными акцентами яв­ляются архитектурные сооружения:

Грот (примыкает со стороны регу­лярного сада), Палладиев (Сибир­ский) мост, Чесменская колонна, Адмиралтейство и Турецкая баня. Район Большого пруда включает во­семь ландшафтных участков, груп­пирующихся вокруг его водного зер­кала: это - поляна у Камероновой галереи, поляна у террасы Руска, Ясеневая поляна, водный лабиринт, участок у Турецкой бани. Адмирал­тейство, участок у Дикого острова, участок у Каменного (Горбатого) моста. Три первых участка образуют Большую поляну (площадь 7 га), ко­торая мягким откосом спускается к пруду (перепад рельефа 10 м на 160 м ширины поляны). Она ограничена линиями Рамповой аллеи (500 м) и Камероновой галереи (100 м), от ко­торых в обрамлении древесных групп раскрываются картины пруда с его разнообразными сооружениями. Группы размещены с учетом органи­зации веерных перспектив. Их глу­бина от Камероновой галереи 600- 700 м (ориентация север-юг), от террасы Руска и до скульптуры «Де­вушка с кувшином» - 240-250 м (ориентация северо-запад). Откры­тые пространства поляны также уг­лубляют видовые картины при их восприятии с противоположного бе­рега пруда. Другие районы парка Верхнего пруда с его Концертным и Вечерним залами и Розовым по­лем характеризуются тонко проработанными лирическими пейзажами со своими водными устройствами и архитектурными сооружениями. В ассортименте деревьев преобладали хвойные - сосны, ели, пихты, лист­венницы, почти исчезнувшие к насто­ящему времени.

Гатчина. Дворцово-парковый ан­самбль Гатчина расположен в 45 км от Ленинграда. Он создавался в бла­гоприятных природных условиях - на участке с живописным рельефом, лесными массивами, озерами. Исто­рия его развития включает три пе­риода:

1) 1766-1781 гг.-владение гра­фа Г. Орлова. Построен дворец (А. Ринальди), хозяйственные со­оружения, проложены дороги, воз­ведены Чесменский обелиск и Колон­на орла.

2) 1783-1801 гг.-владение Пав­ла I. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переуст­ройству дворца (В. Бренна). Зеле­ный луг перед дворцом заменен пла­цем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Ли­повый, Верхний и Нижний, Голланд­ские (рядом с дворцом). Цветочный и Ботанический (на противополож­ном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведет­ся обработка берегов Белого озера с заливами, насыпными островами, каскадом, устраиваются пруды (Карпин, Ковш, Восьмигранный, Круг­лый, Овальный) и возводятся основ­ные парковые сооружения. Работают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельмгольц. В 1798 г. арх. Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Черном озере.

3) 1844-1857 гг.-надстраивают­ся каре (кухонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).

Ансамбль состоит из 3 парков, по­следовательно расположенных и объ­единенных одной водной системой:

Приоратский парк (143 га) на Чер­ном озере, Дворцовый парк (140 га)


на Белом озере и Зверинец на речке Малой Гатчинке, или Теплой. Парк создавался путем частичной вырубки естественного хвойного леса и посад­ки лиственных, пластической обра­ботки рельефа, тонкой прорисовки изгибов береговой линии Белого озе­ра и устройства внутренних водое­мов. Для строительства использо­вался местный материал, главным образом известняк - пудостский ка­мень, а также дерево. Приоратский дворец и Амфитеатр - землебитные сооружения. Все это обусловило сти­левое единство всего ансамбля.

Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером - его главным узлом и дворцом - ар­хитектурной доминантой. Дворец расположен на поляне (150Х200 м) недалеко от небольшого Серебря­ного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верх­них этажей дворца или непосредственно с берега. Серебряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена Терраса-пристань, спускающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и вос­принимающаяся с его противопо­ложного берега как постамент двор­ца.Площадь Белого озера 30 га, про­тяженность 1200-1500 м. Цепь ост­ровов и полуостровов пересекает водную гладь по продольной оси, образуя так называемый Длинный остров. Поперечные оси уравнове­шены сооружениями: Колонна ор­ла - Павильон орла (арх. В, Бренна), Павильон Венеры-Турецкая палатка или садовыми устройства­ми: Голландские - Ботанический сады. В районе Белого озера можно выделить ряд участков, различных по площади, решению и значению, но образующих единый по облику ландшафт: Адмиралтейство, Водный лабиринт, Остров любви, участок у Каскадских, или Зверинцевых, ворот, Длинный остров, участок с Чесмен­ским обелиском, Серебряное озеро, Сильвия, Нижний и Верхний сады, Ботанический сад, участок у Березо­вых ворот. Характерная особенность дворцо­вого парка - широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких то­чек - верхних этажей дворца, коль­цевой дорожки нижнего Голланд­ского сада, видовых площадок на по­вышенных отметках рельефа и т. д. Это также сочетание мощных много­плановых перспектив Белого озера с камерными лирическими пейзажа­ми его прибрежной части. Так, важ­ную роль играют Лебяжий остров с живописной группой из ивы белой и Павильон Венеры на Острове люб­ви, находящиеся на пересечении главных видовых лучей и многократ­но участвующие в пейзажных кар­тинах Белого озера. Цепь же не­больших островов у берега (Бере­зовый, Сосновый, Еловый), располо­женных с интервалом 45-50 м, об­разует свою серию видов, которые, ритмически чередуясь, как бы разво­рачиваются перед зрителем и попе­ременно становятся фоном, кулиса­ми, центрами пейзажных картин. Отдельную группу составляют внут­ренние «картины» в парковом мас­сиве. Например, участок Сильвии (что значит «лес»), решенный как романтический лесной лабиринт со сложной системой дорожек, имеет три луча, направленных из леса на светлую вертикаль Колонны орла. Картина воспринимается через вход­ные ворота, от которых эти лучи рас­ходятся.

Характерная особенность Двор­цового парка Гатчины - светлота колорита. Слегка дрожащий воздух (благодаря испарению воды Боль­шого озера) придает пейзажам осо­бую акварельную легкость и перла-мутровость тонов. Это впечатление усиливается и благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интерес­ному у островов с низкими берегами.

В годы Великой Отечественной войны дворец и парк с его сооруже­ниями были разрушены, деревья вы­рублены. В настоящее время вос­становлены основные сооружения, а в запущенном парке начаты рестав­рационные работы.

Павловский парк. Ансамбль Пав­ловского парка складывался на про­тяжении 50 лет с конца 1770-х до кон­ца 1820 гг. и в дальнейшем не под­вергался существенным изменениям. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории создания парка можно выделить три периода: 1779-1785 гг. (арх. Ч. Камерон); 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна); 1803-1820 гг. (художник П. Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Рос-си, Т. де Томон).

В первый период Ч. Камерон воз­водит дворец, занимается планиров­кой парка и строительством парко­вых сооружений. Им создаются рай­оны: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером: р. Славян­ки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лес­ном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные по­стройки - Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. (сохрани­лась только Молочня). В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утон­ченность и лиричность.

Во второй период парк приобре­тает все более парадный вид. В. Брен­на перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Боль­шой звезды, создает участок Боль­ших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славян­кой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении - крепость Бип. На р. Славянке В. Бренна строит Пиль-башню, пла­стически обрабатывает склоны бере­гов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда - Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч. Ка­мерона работы В. Бренна более официальные, парадно-эффектные.

Третий период знаменит работами П., Гонзаго, который на территории плаца создает район Парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства до­лину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке (К. Росси и А. Во­рони хин) и павильоны у Тройной аллеи (К. Росси), в районе Новой Сильвии строится Храм супругу-благодетелю (Т. де Томон).

За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учиты­вал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.

Павловский парк состоит из 6 районов: 1) Дворцовый; 2) Долина р. Славянки; 3) Большая звезда с Краснодолинными прудами; 4) Старая и Новая Сильвии; 5) Парадное поле;

6) Белая береза. Каждый из них характеризуется своим объемно-про­странственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее - созданию образа северной русской природы.

Придворцовый район занимает небольшую площадь (9 га) и находится в юго-западной части парка, но благодаря дворцу занимает главенствующее положение в функциональном использовании и структуре парка. Он вклю­чает ряд участков - Собственный садик у во­сточного фасада дворца. Тройную липовую аллею (подъезд к дворцу), по сторонам ко­торой размещаются Вольерный участок с цвет­ником, лабиринтом и небольшим фигурным водоемом и Большие круги.

Долина р. Славянки (79 га) пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и явля­ется его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на откры­тых откосах долины и у воды. с живописны­ми группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооруже­ния - композиционные центры внутренних участков и пейзажных картин. Зеленые стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славян­ки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении. В насаждениях преобладали хвойные - сосна и ель. Они при­давали району характер северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лист­венные и ель, поэтому первоначальный об­лик района сильно изменился.

По характеру пейзажей в долине р. Сла­вянки арх. О. Ивановой выделено 6 участков:

1) Придворцовый, с колоннадой Аполлона;

2) участок у Холодной ванны; 3) участок Хра­ма дружбы (от Большой лестницы до мостика Росси); 4) участок Круглого пруда (до Висконтьева моста); 5) участок амфитеатра (от Висконтьева моста до Пиль-бащни); 6) уча­сток узкой долины (от Пиль-башни до Новосильвийского моста). Первые 4 района созда­вались в основном Ч. Камероном. 5 - В. Брен­на, 6- П. Гонзаго. Кроме того, Гонзаго внес ряд элементов во все участки, чем завершил композицию района 1, 3 и 6-й участки пред­ставляют собой открытые пространства, чере­дующиеся с остальными полуоткрытыми.

По мере удаления от дворца архитектур­ных сооружений становится меньше, пейзаж­ные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно су­жается, лес все ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы все более сливается с естественной природой. Район Большой Звезды (площадь 142 га) представляет собой лесной массив с преобладанием ели, примесью сосны и березы. Центром района является круглая площадь с Музыкальным павильоном (построенным по проекту Ч. Камерона в 1795 г.). От площади лучами расходятся про­секи с романтическими названиями (Друже­ская, Красного молодца, Доброго жениха и др.). Некоторые из них оформлены аллейны­ми посадками из ели, дуба (дорога Зеленой женщины), и все они обсажены стриженой изгородью из акации желтой. В районе пре­обладают закрытые лесные пространства с включением полян и лужаек. Сюда же вхо­дит и обширный луг, рассекающий массив леса в виде длинного луча, расширяюще­гося в сторону Краснодолинных прудов. Они представляют собой цепь искусственных водо­емов в лесном массиве с каменными плотинами. На Острове любви раньше находился деревянный трельяж (П. Гонзаго). Район Сильвии (15 га) создается в лесном массиве на высоком левом берегу долины р. Славянки. Елово-сосновый массив Старой Сильвии (4 га) прорезан 12 дорожками, которые схо­дятся на круглой площадке с бронзовой ста­туей Аполлона Бельведерского в центре. Она решается как «зал», замкнутый стенами хвой­ного леса. Входы с дорожек акцентированы дубами и бронзовыми статуями муз и богов. Общая цветовая гамма темная, сдержанная, лишена резких контрастов. Каждая дорожка замыкается бронзовой скульптурой или архи­тектурными сооружениями. Новая Сильвия (11 га) примыкает к Старой и отделена от нее Руинным каскадом. Ее начало отмечено бронзовой скульптурой Аполлона-Кифареда. Участок, прорезанный 5 параллельно идущими изолированными дорогами, тянется узкой по­лосой леса вдоль долины р. Славянки. В на­саждениях преобладала сосна с примесью ели и лиственных, сейчас сосна выпадает. Здесь возведены колонна Конец света и в па­мять о Павле I - Храм супругу-благодетелю (арх. Т. де Томон).

Парадное поле (площадь 30 га). Перво­начально служило местом военных парадов. Район создан художником П. Гонзаго (1805-1815) и решен как переходное звено от Придворнового района к Белой березе. Центром композиции является пруд с островом Ливен. На обширном пространстве лугового газона было посажено около 6000 деревьев в виде смешанных по составу групп, реже со­литеров (всего 3%). Группы, окруженные кустарником, имели в плане овальную форму и высаживались на небольших всхолмлениях (0,7-1,0 м). В размещении групп И. Боговой обнаружена определенная закономер­ность: они распределены по кривым, отражаю­щим конфигурацию района. Группы образуют серию парковых картин, ритмически сменяю­щих друг друга (интервал 35-50 м). Пропор­ции, колорит и объемная композиция Парад­ного поля несколько изменились в силу смены пород, разрастания долговечных деревьев- дубов, лип, вязов, ясеней и обрамляющих кустарников.

Белая береза (площадь 265 га). Район создан методом рубок в существующем зе­леном массиве. П. Гонзаго сохранил плани­ровку района, заложенного еще Ч. Камеро­ном: 8 радиальных просек, сходящихся к «хо­роводу» берез в центре круглой площадки. Просеки соединяются извилистой Английской дорогой, проложенной в основном по перифе­рии района. Насаждения были. вырублены бо­лее чем на 2/3. Оставленные древесные группы различных размеров составили основу объ­емно-пространственной структуры района. Территория оказалась разделенной насажде­ниями на 2 участка - Северное и Централь­ное поле. После завершения рубок была про­ложена еще одна круговая дорога - Кон­стантиновекая, или Дерновая. Ее маршрут, в отличие от Английской дороги, прошел по от­крытому Центральному полю и приспосабли­вался к уже сформированным пейзажным кар­тинам. Район решен крупномасштабно, в нем преобладают группы площадью 250-5000 м2 Обширное открытое пространство Централь­ного поля обусловило создание динамических картин, чередующихся с интервалом 50- 100 м. В отличие от него пейзажи Северного поля более четко ограничены подступающим лесом и имеют статичные картины, открываю­щиеся с определенных точек. Примером яв­ляется «Самое красивое место» - фронталь­ная композиция. В прошлом в насаждениях преобладала сосна, в настоящее время - это смешанные, преимущественно лиственные на­саждения с преобладанием березы.

Все районы парка пространствен­но взаимосвязаны; лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвий обрамляют долину р. Сла­вянки, Парадного ноля и Белой бе­резы, образуя живописные опушки;

просеки Большой звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завер­шаются пейзажными картинами Сла­вянки, развернутыми в ином ракурсе. чем с дорожек, идущих вдоль реч­ного русла, и с более широким - панорамным охватом. И наконец, дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, вос­принимается из самых разных точек.

Во время Великой Отечественной войны ансамбль был разрушен, пар­ковые насаждения вырублены. Боль­шая звезда, Старая Сильвия и Бе­лая береза уничтожены. Сразу же после изгнания фашистских захват­чиков начались восстановитель­ные работы. Поднялись из руин дво­рец и почти все сооружения, вос­становлены дороги, путем искусст­венных посадок заново воссозда­ны лесные массивы Большой звезды и Старой Сильвии, За последние 15 лет были проведены реставраци­онные рубки, позволившие восстано­вить пространственную структуру района Белой березы. Из-за отсут­ствия в верхнем ярусе сосен и пре­обладания березы


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.