Итальянские сады эпохи Возрождения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Итальянские сады эпохи Возрождения

2017-11-27 454
Итальянские сады эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После тысячелетия средневековья на рубеже XIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направ­ление, обращенное к гуманизму ан­тичности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс. или Возрождение.

Возрождение - это не просто рас­цвет искусства, связанный с возвра­щением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стрем­ление человека освободиться от по­давляющего гнета церкви. В архи­тектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, об­щественных зданий. В это время в Италии работали такие великие ма­стера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них прини­мали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Воз­рождение (XIV-XV вв.), Высокое Возро­ждение (вторая половина XV в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период харак­теризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произве­дение, где гармонически слиты при­рода и искусство. Обобщая все мно­гообразие садов итальянского Ре­нессанса, можно выделить следую­щие общие черты в использовании природного ландшафта и плани­ровке.

Рельеф. Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицован­ных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных баллюстрадой, составляют структур­ную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лест­ниц и пандусов. Всадах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую компози­цию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода. Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свой­ственным Возрождению. Вода, взя­тая в трубы, направляется с верх­них частей склонов в различные точ­ки сада, где вздымается в фонта­нах, ниспадает в каскадах, разли­вается в плоских бассейнах. Спо­койной воды почти нет.

Водные устройства становятся композиционными центрами сада. располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность. В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используе­мые в качестве акцентов. Для созда­ния зеленых стен применялись расте­ния, хорошо сохраняющие форму после стрижки,- лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах,

Зеленые массивы (боскеты) состо­яли преимущественно из вечнозе­леных деревьев, главным образом ду­бов. Они росли свободно, но обрам­лялись зелеными стрижеными сте­нами. Из листопадных использова­ли ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и масли­ны. В группах применяли в основ­номхвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах вы­ращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использо­вали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометриче­ский контур - чаще всего прямо­угольник или квадрат. Его внутрен­нее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. Посад­ки внутри боскета могут быть регу­лярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, свя­занные с общей дорожной сетью (вилла Боболи).

Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго проду­мано,

Планировка. Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкну­ты и строятся на внутренних компо­зициях. Замкнутое пространство са­да связано с окружающим ландшаф­том с помощью одного или несколь­ких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают «лесные» участки или рощи.

В целом планировка итальянского сада формировалась следующим об­разом:

- на террасированном склоне, в его различныхчастях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планиро­вочной доминантой сада,на которую ориентирована - главная композици­онная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продоль­ная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены по­перечные оси. Композиционные уз­лы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения разме­щались по этим осям, на их пересе­чении или завершении;

- основная часть сада была за­нята насаждениями в боскетах, даю­щими тень, обрамляющими внутрен­ние перспективы и узлы, акценти­рующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по глав­ной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (раз­витие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стри­женого буксуса, украшался фонта­нами и скульптурой. Часто на пар­терах устраивались беседки, трелья­жи, перголы;

- плоская часть сада часто замы­калась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчива­лась ступенчато оформленным отко­сом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфи­театров украшались нишами со скульптурой и завершались баллюстрадой;

- типичный элемент - так назы­ваемый «секретный сад» - изоли­рованный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном реше­нии сада.

Ниже приводится краткое описа­ние садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Ри­ма, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для карди­нала Фарнсзе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен неболь­шой дом и разбит сад, предназначен­ный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и ре­шен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшен­ной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкну­тому с двух сторон стенами, ко вто­рому уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монумен­тальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень - от­крытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установле­ны 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволя­ет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для рас­крывающихся перспектив на холмы,покрытые вечнозеленой раститель­ностью. Эта площадка является куль­минационной точкой, когда из замк­нутого пространства, ориентирован­ного на восприятие внутренних ком­позиций (состоящих из водных уст­ройств и скульптуры, лишенных зе­леного оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внут­ренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные раз­меры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей,, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружаю­щим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяя в 84 км от Рима. Владель­цем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад релье­фа 16 м. Здесь, как и в вилле Кап-рарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при об­щей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зод­чий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью.

Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского пар­тера (75Х 75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре,где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддержи­вающих руками герб Монтальто, да­ет монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформ­лены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна посте­пенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроныде­ревьев (платанов). Водоток, стекаю­щий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами.

Сад окружен стеной, однако с за­пада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в кото­рой размещены различные парковые устройства; бассейн, беседка, фон­тан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жест­кой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Рис. 10. Вилла Ланте.

1 - партер плоского сада, 2 - водный партер, 3 - здания виллы, 4 - круглый фонтан, 5 - водяной лоток, 6 - Фонтан речных богов, 7 - водоток, 8 - зеленые стены, обрамляющие водоток, 9 - фон­тан, 10 - вольер

 

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее вла­дельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Ав­тор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, пе­репад рельефа 35 м

Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Кру­той откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечнойоси и Фон­тана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достоприме­чательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окайм­лена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, исто­чающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, с другой - площадкой Торжествую­щий Рим. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и пред­ставляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она за­вершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низверга­ется водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гар­монично вписан в общую компози­цию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями террито­рии. К числу таких садов можно от­нести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следую­щие особенности итальянских са­дов Ренессанса, определяющиеиххудожественный образ:

- сады относятся к числу регу­лярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также це­лые рощи, пронизанные «лесными дорогами»;

- имеют архитектурный харак­тер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульми­нации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооруже­ниях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, про­странственной целостностью, нерасторжимым единством природы с ар­хитектурой, использованием мест­ного строительного материала и ас­сортимента растений, с другой - развитием заданной темы и форми­рованием целостного художествен­ного образа сада;

- преобладание внутренних ком­позиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи, сада;

- богатство и пышность вовсем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений,

соразмерность планировочных эле­ментов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпор­ных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное на­правление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризу­ются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм.Эти характерные черты осо­бенно ярко проявились в архитекту­ре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декора­тивность форм уступила место пыш­ности, стремлению вызвать удивле­ние.

Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Стро­ительство виллы велось в 1598- 1603 гг. Авторы-Джакомо де ла Порта и Доминнкино. Черты барок­ко проявляются прежде всего в уст­ройстве так называемого Водяного театра. Он является главным ком­позиционным узлом сада. Феериче­ская картина архитектурно украшен­ного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскры­вается с лоджии второго этажа, ко­торая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее раз­витие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность как типичная черта барокко проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гаpцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представля­ют собой завершенную парковую композицию.

Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, напри­мер площадка Торжествующий Рим на вилле д'Эстс или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали глубокое влияние на садово-парко­вое искусство Европы, в первую оче­редь Франции.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.