Практицизм в российской хозяйственной культуре — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практицизм в российской хозяйственной культуре

2017-11-27 195
Практицизм в российской хозяйственной культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российская рабочая этика

Рабочая этика подразумевает нравственный аспект существующих в обществе установок по отношению к труду и моральные обязательства между участниками делового предприятия. Она воспроизводит стереотипизированное восприятие трудового процесса.

Труд, являясь базовой ценностью хозяйственной культуры, оказывает существенное влияние на хозяйственное развитие. Место труда в русской хозяйственной культуре противоречиво. С одной стороны, он - предмет идеологических призывов и восхищения, с другой - показатель социального унижения.

· Православная трудовая этика воспитывала уважительное отношение к труду, создавая вокруг него ореол нравственной добродетели. Она настаивала на том, что в процессе труда духовное имеет абсолютный приоритет над материальным. Практическая полезность хозяйственных усилий не имеет значения, если она совершаются без ориентации на духовную работу, не руководствуется любовью к богу или ближнему.

· Господство подневольных форм труда обусловило принципиальный разрыв между процессом труда и его эффективностью, подавляя мотивацию, инициативность и предприимчивость.

· Неравенство оценок разных видов трудовой деятельности. Крепостное рабство отождествило физический труд с низким социальным статусом. В свою очередь, для того населения, которое занималось тяжелым трудом, труд интеллектуальный, духовный пользовался низким престижем, поскольку не воспринимался, как труд вообще.

Практицизм в российской хозяйственной культуре

Самый известный стереотип российской рабочей этики - принижение значимости практических, утилитарных атрибутов трудового процесса. С ним связаны две противоположные ценностные установки на характер хозяйственной деятельности.

· Одна установка выражает восхищение российским работником по поводу его ориентации на духовное самопознание, презирающее голый утилитаризм и практицизм. Она отражает глубинную культурную традицию осуждения практицизма, как формы личного обогащения. Она вошла, как в православный идеал упрощения (сведения к минимуму потребления и повседневного бытового комфорта), в коллективистский идеал крестьянина, мечтавшего о «черном переделе», так и в нравственный идеал либеральной интеллигенции, видевшей смысл существования в служении народу.

Осуждение практицизма русскими революционерами - от народников до большевиков, боровшихся не только с частным предпринимательством, но и с повседневной бытовой культурой. Погруженность в бытовые проблемы, стремление к повышению благосостояния казалось чем-то эгоистическим, постыдным, противоречащим высоким социальным идеалам.

· Другая установка, напротив, жестко критикует национальную хозяйственную культуру за отсутствие четких утилитарных установок, ориентаций на материальное обогащение и обустройство бытия. М

Однако ценности практицизма и личной инициативы не были самодостаточными, доминирующими, как в пережившей реформацию Западной культуре.

Авторитаризм

«Авторитарная личность» Э.Фромм.

Теория государство Руссо и современный тоталитаризм основаны на отказе индивида от собственных прав и передаче их государству, как верховному властителю. При фашизме и сталинизме абсолютно отчужденный индивид преклоняется перед алтарем идола - неважно как его именуют: государство, класс, коллектив, человек и т.д.

Процесс отчуждения от себя присущ преклонению в любой форме (человеку, политическому лидеру, государству). Человек не воспринимает себя активным носителем собственной самости, но только вещью, зависимой от внешних сил, на которые он переносит себя.

Две концепции нормы (или психического здоровья). Одна руководствуется потребностями общества, другая – личности.

· с точки зрения общества – человек нормален или здоров в том случае, если он способен играть социальную роль, отведенную ему обществом

· с точки зрения индивида- максимум личного развития и удовольствия.

Идеальное общество должно совмещать эти противоположности. Поскольку такого не существует, человек пытается самостоятельно адаптировать свою психику к этому противоречию, и часто за счет психических деформаций.

Садистический тип

Разновидности садистских тенденций:

· стремление поставить людей в зависимость от себя и приобрести неограниченную власть над ними

· стремление эксплуатировать, обкрадывать, использовать людей для своей выгоды.

· стремление причинять людям страдания или видеть, как они страдают. Цель - не столько активное причинение страдания, но пассивное созерцание чей-то униженности и запуганности.

В садизме - желание причинять боль не главное. Основное стремление заключается в желании превратить человека в объект своей воли через унижение и порабощение.

Садистские наклонности мало осознаются. Они могут полностью скрываются наслоениями сверх-доброты и сверх-заботы.Наиболее частые рационализации:

· я управляю вами потому, что знаю, что самое лучшее для вас;

· в ваших интересах подчиняться мне беспрекословно;

· я столь уникальная личность, что имею право на подчинение других;

· я сделал для вас так много, что теперь могу требовать, что захочу;

· меня обидели другие, так что мое желание обидеть их - законное стремление отомстить.

Садист зависит от объекта. Ему нужна жертва - его собственное ощущение силы основано на том, что он является чьим-то владыкой. Эта зависимость часто неосознанна. Садист «любит» тех, над кем властвует.

Стремление к власти можно рассматривать рациональным следствием стремления человека к удовольствию и безопасности. Социал-дарвинизм видит в ней результат биологически обусловленной борьбы за существование. Однако этой логикой невозможно объяснить мотивацию мазохиста.

Мазохистский тип

Мазохизм- чувство неполноценности, которое принимает различные формы (например, человек упивается самокритикой, страдает неврозами навязчивых состояний, имеет склонность к болезням).

Мазохистские тенденции могут ощущаться неадекватностью, но чаще они рационализируются, и тогда мазохистская зависимость выступает под маской любви или верности, комплекс неполноценности выдается за осознание недостатков.

Разнообразные формы мазохистских стремлений направлены на избавление от собственной личности. С этой целью человек ищет подчинения личности или власти, которую он ощущает подавляюще сильной. Эта тенденция основывается не только на убежденности в силе другой личности, но и на убеждении в своей слабости и ничтожности. Если человек находит социальные формы удовлетворения своего мазохизма (подчинение тоталитарной власти), то он обретает уверенность за счет своего единства с миллионами других, разделяющих те же чувства.

Уничтожение собственного «я», попытка преодолеть чувство бессилия - это только одна сторона мазохистских наклонностей. Другая - стремление стать частицей великого целого, желание растворится во внешней силе. Этой силой может стать человек, общественный институт, бог, нация, совесть, и т.д. Став частью силы, которую индивид считает сильнейшей и прекраснейшей, он становится причастным к ее мощи и славе, растворяется в ней и обретает новую гордость в своей причастности.

Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как и мазохист. В обоих случаях «я» исчезает - в одном случае я растворяюсь во внешней силе, в другом я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретая силу и уверенность.

Авторитарный характер имеет в себе оба компонента – садо-мазохистский симбиотический комплекс.

Авторитарный характер

1. Особое отношение к власти и силе. Для авторитарного типа существуют два пола: сильные и бессильные. Сила привлекает не ради ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе, потому что сила. Она априори вызывает любовь и почитание, а слабость – презрение и агрессию. При виде слабого человека возникает желание напасть, подавить, унизить- ярость тем большая, чем беспомощнее жертва.

2. Т енденция сопротивляться власти можетобернуться в авторитарном характере борьбой с ней, даже если она действует в его интересах. Иногда отношение к власти раздваивается: человек борется против одной власти, и в то же время, подчиняться другой.

3. Авторитарный характер предпочитает условия, ограничивающие свободу, и подчиняется судьбе. Для солдата, судьба может воплощаться в волю начальника, для предпринимателя – в экономические законы. Общая черта авторитарного мышления состоит в убеждении, что жизнь определяется силами, лежащими вне интересов и желаний человека.

4. Активность авторитарной личности может опираться на смелость и веру, но она основана на глубоком чувстве бессилия. Она означает действие во имя чего-то большего, чем собственное «я» - Бога, славного прошлого, долга, природы и т.д.

5. Мужество авторитарной личности проявляется в том, чтобы выдерживать все, посланное судьбой или ее символами (вождем, государством, совестью). Страдать безропотно - ее высшая добродетель. В авторитарной философии нет понятия равенства. Авторитарная личность способна на отношения господства и подчинения, но не может испытывать солидарность. Любые различия (пол, раса, образование) для нее являются признаками превосходства или неполноценности.

Личностный конструкт

Личностный конструкт - понятийная система или модель, которую человек приспосабливает к объективной действительности в терминах схожести и контраста.

Каждый поясняет ситуацию, исходя из собственных моделей, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.

Теория личностных конструктов объясняет, как люди интерпретируют и прогнозируют жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

Предположение по поводу любой ситуации означает, что человек создает конструкт, который должен адекватно понять, спрогнозировать и предсказать события. Конструкт проверяется по событиям, которые еще не наступили. Если он помог точно их спрогнозировать, то человек его сохранит, если нет, то пересмотрит или вообще исключит. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности.

Личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного - белого, а не оттенков серого.

Примеры конструктов:

«взволнованный – спокойный»,

«умный – глупый»,

«мужской – женский»,

«хороший - плохой»,

«дружеский – враждебный»

Противоположные полюса конструкта:

· эмерджентный полюс (два элемента подобны или похожи)

· имплицитный полюс (полюс контраста)

 

Конструкты из чего-то происходят и наиболее вероятное предположение - они продукты жизненного опыта.

Типы конструктов

Личностные конструкты классифицируют в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами.

1. Упредительный конструкт - стандартизирует (упреждает) элементы для того, чтобы они находились только в диапазоне данного конструкта. Если конструкт попал в оду классификацию, он исключается из другой. Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации оцениваемого явления для других или себя, не позволяя увидеть его в новом свете.

2. Констелляторный конструкт – его элементы могут одновременно принадлежать другим конструктам, но они постоянны в составе своей смысловой зоны. Если явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонное мышление иллюстрирует данный тип конструкта. Констелляторные конструкты ограничивают наше возможности для альтернативных мнений.

3. Предполагающий конструкт – прямо противоположен предыдущим - он позволяет человеку быть открытым для нового опыта, и принимает альтернативную точку зрения на мир. Утверждающее мышление - гибкое мышление. Индивид открыт для нового опыта и может изменять существующие конструкты. Это не означает, что предполагающий конструкт лучший. Если бы это было так, это лишило бы возможности человека принимать быстрые и четкие решения

.

Другие классификации конструктов: всесторонние конструкты, частные конструкты, основные конструкты, периферические конструкты, жесткие конструкты, свободные конструкты.

 

Основной постулат теории личностного конструкта «Процессы личности являются проложенными в психике каналами, в русле которых человек прогнозирует события».

Личность и поведение определяются тем, что они нацелены на последующие события. Все поведение направлено на прогноз этих событий.

Выводы из основного постулата:

1. Индивидуальность конструктов и их организация – люди различаются интерпретацией событий. Несовпадение взглядов у разных людей = несовпадение личностных конструктов.

Конструкты организованы в соответствии с возможностью прогнозировать события - каждый развивает систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами. Конструкты организованы иерархически, чтобы свести до минимума их несовместимость и несоответствие.

П ирамидальная структура организации: некоторые конструкты независимые, некоторые находятся в подчиняющей, остальные в подчиненной позиции. Подчиняющие и подчиняемые конструкты одного человека необязательно занимают то же положение у другого.

Иерархические отношения между конструктами - величина непостоянная. Организация конструктов сохраняет связь с событиями только, если она имеет прогностическую эффективность.

2. Интерпретация - выбор конструкта и его полюса определяется большими возможностями для интерпретации события. Два варианта выбора в ситуации по использованию конструктов: расширение или определение. Определение - выбор альтернативы с большей вероятностью использования объектов опыта, который был уже ранее интерпретирован. Р асширение - выбор альтернативы, которая позволит расширить имеющееся понимание события (увеличит диапазон применения конструкта).

3. Цикл «ориентировка-выбор-исполнение». Модель действий человека перед лицом новой ситуации. Цикл состоит из последовательного обдумывания ситуации, использования возможных конструктов и выбора того из них, который будет лучшим для ее интерпретации.

Ориентировочная фаза - человек рассматривает несколько конструкты, которые можно использовать, обдумывает возможности, которые можно использовать.

Фаза выбора - ограничение числа альтернативных конструктов до количества, приемлемого в данной ситуации.

Фаза исполнение - человек выбирает направление действия и сопровождающее его поведение. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт приведет к расширению или определению системы

4.. Изменения конструктной системы связаны с нарушением правильного прогнозирования событий. Они возникают тогда, когда появляются новые явления, которые не согласуются с прежней системой конструктов. Эти изменения ограниченны проницаемостью конструктов. Проницаемость показывает, в какой степени конструкт может ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазона применимости. Чем более проницаемы подчиняющие конструкты, тем больше возможности по их изменению.

5. Социальные отношения и личностные конструкты. Люди отличаются разными интерпретациями ситуации. Похожими будут те, для кого события имеют приблизительно сходное психологическое значение. Социальное взаимодействие состоит из попыток одного понять, как другой осознает действительность. Для взаимодействия надо интерпретировать часть конструктной системы другого,. уметь ставить себя на его место, чтобы понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

 

 

«Организационноe поведение» в системе управленческих дисциплин.

теоретический подход Теория организации организационное поведение
прикладной подход организационное развитие управление персоналом
  микро-уровень макро-уровень

· Теория организации - структура организации и ее проектирование (технология управления, общая политика, отношения с внешней средой).

· Организационное развитие - намеренные преобразования организационной структуры для развития эффективности организации.

· Управление персоналом - часть практической деятельности организации (кадровая политика, штатное расписания, системы контроля и оценки).

· Организационное поведение изучает поведение людей в типичных трудовых ситуациях, объясняет причины поступков и прогнозирует поведение работников. Дисциплина акцентирует внимание на теоретических концептах наук о поведении, которые анализируют поведение индивидов и групп в организациях.

Теория У

· Труд является естественной потребностью человека; негативное отношение к труду - результат неблагоприятного трудового опыта. Если менеджмент обеспечит надлежащие условия, работа станет столь же естественной потребностью, как и отдых.

· Заложенный в работнике потенциал позволяет ему брать на себя ответственность; он изобретателен и использует свое творчество в трудовом процессе.

· Решая рабочие задачи, работник способен к самоконтролю и всегда имеет потенциал для развития.

Теория Z (Оуччи)

· Работник социально активен и стремится к удовлетворению потребностей организации, пассивность и равнодушие- следствие непрофессионализма менеджмента.

· Работник готов принимать на себя ответственность (если руководство дает возможность) и повышать свой профессиональный уровень.

· Задача руководства - поддержка усилий работника, направленных на выполнение заданий, а не просто предоставление льгот и премий.

 

 

Интерпретация поведения

Когнитивный подход

Поведение вытекает из акта познания, который предшествует поведению и включает в себя - образ мышления, систему восприятия, метод решения проблемы, процесс обработки информации и т.д. Когнитивный подход акцентирует внимание на добровольных, позитивных аспектах человеческого поведения.

Классические эксперименты на белых крысах доказали когнитивную основу поведения (лабиринт Э.Толмена).

Научение поведению состоит в установлении связи между когнитивными сигналами внешней среды и ожиданием известного результата. Поведение животного рационально и целеориентировано. Оно научается определенной событийной последовательности и ожидает, что конкретное событие приведет к конкретному результату.

Научение по схеме: «Стимул (внешний) – Стимул (внутренний)» показывает связь между сигналом к действию и ожиданием результата.

Схема оказала большое влияние на ранний этап развития концепции «человеческих отношений». На нее опирались программы обучения в промышленности 1948-50гг., которые предполагали укрепление отношений между когнитивными сигналами внешней среды (контролирующими, организационными, производственными процедурами) и ожиданиями рабочего (стимулирующая оплата труда или карьерный рост).

Когнитивный подход традиционно доминирует в таких областях О.П., как восприятие, межличностные отношения, мотивация, целеполагание.

4. вкусе еды).

 

Основной постулат теории личностного конструкта «Процессы личности являются проложенными в психике каналами, в русле которых человек прогнозирует события». Личность и поведение определяются тем, что они нацелены на последующие события. Все поведение направлено на прогноз этих событий.

Выводы из основного постулата:

6. Индивидуальность конструктов и их организация – люди различаются интерпретацией событий. Несовпадение взглядов у разных людей = несовпадение личностных конструктов.

Конструкты людей организованы в соответствии с возможностью прогнозировать события - каждый развивает систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами. Конструкты организованы иерархически, чтобы свести до минимума их несовместимость и несоответствие.

П ирамидальная структура организации: некоторые конструкты независимые, некоторые находятся в подчиняющей, остальные в подчиненной позиции. Подчиняющие и подчиняемые конструкты одного человека необязательно занимают то же положение у другого.

Иерархические отношения между конструктами - величина непостоянная. Организация конструктов сохраняет связь с событиями только, если она имеет прогностическую эффективность.

7. Интерпретация - выбор конструкта и его полюса, который имеет большие возможности для интерпретации события. Два варианта выбора в ситуации по использованию конструктов: расширение или определение. Определение - выбор альтернативы с большей вероятностью использования объектов опыта, который был уже ранее интерпретирован. Р асширение - выбор альтернативы, которая позволит расширить имеющееся понимание события (увеличит диапазон применения конструкта).

8. Цикл «ориентировка-выбор-исполнение». Модель действий человека перед лицом новой ситуации. Цикл состоит из последовательного обдумывания ситуации, использования возможных конструктов и выбора того из них, который будет лучшим для ее интерпретации.

Ориентировочная фаза - человек рассматривает несколько конструкты, которые можно использовать, обдумывает возможности, которые можно использовать.

Фаза выбора - ограничение числа альтернативных конструктов до количества, приемлемого в данной ситуации.

Фаза исполнение- человек выбирает направление действия и сопровождающее его поведение. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт приведет к расширению или определению системы

9.. Изменения конструктной системы связаны с нарушением правильного прогнозирования событий. Они возникают тогда, когда появляются новые явления, которые не согласуются с прежней системой конструктов. Эти изменения ограниченны проницаемостью конструктов. Проницаемость показывает, в какой степени конструкт может ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазона применимости. Чем более проницаемы подчиняющие конструкты, тем больше возможности по их изменению.

10. Социальные отношения и личностные конструкты. Люди отличаются тем, что по-разному интерпретируют ситуацию. Похожими будут те, для кого события имеют приблизительно сходное психологическое значение. Социальное взаимодействие состоит из попыток одного понять, как другой осознает действительность. Для взаимодействия надо интерпретировать часть конструктной системы другого,. уметь ставить себя на его место, чтобы понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

Модели управления

показатель Модель
Авторитарная Опекающая Поддерживающая Коллегиальная
базис модели власть экономические ресурсы руководство партнерство
ориентация руководства полномочия деньги поддержка работа в команде
ориентация работников подчинение безопасность и льгот выполнение рабочих заданий ответственное поведение
психологический результат для работников зависимость от непосредственного начальника зависимость от организации участи в управлении самодисциплина
удовлетворение потребностей работника физиологические потребности и безопасности безопасность статус и признании самореализация
участие работник в трудовом процессе минимальное пассивное сотрудничество пробужденные стимулы умеренный энтузиазм

Авторитарная модель:

· Руководитель ориентирован на официальные полномочия.

· Знания руководителя абсолютны, четкая иерархия отношений.

· Основная задача руководителя - направлять, принуждать и контролировать работника.

· Отсутствие внимания и уважения к работнику, как к человеку.

· Подавление потенциальных лидеров, инициативы и возникающих очагов изменений в организации.

· Дефицит ресурсов на развитие персонала из-за их чрезмерной централизации.

· Скорость принятия решений высокая, но качество низкое, если отсутствует коллегиальность в принятии решений и менеджмент испытывает недостаток профессионализма.

· Неравномерное распределение ответственности и полномочий: формальные полномочия у менеджера, а ответственность на исполнителе – в результате фактическое отсутствие ответственности.

· Психологическая зависимость персонала от руководителя.

· Неуверенность, агрессивность и разочарование в руководстве.

Опекающая модель развивает у работника чувство удовлетворенности трудом, защищенности и безопасности, что повышает качество трудовой жизни (патернализм). Успешность ее применения зависит от экономических ресурсов организации, обеспечивающих оплату труда и предоставление льгот.

Опека усиливает зависимость работника от организации (по мере уменьшения личной зависимости от руководителя в авторитарной модели). Модель формирует пассивное сотрудничество работника с организацией, порождает иждивенчество, имитационную деятельность, низкий уровень трудовых усилий, отсутствие мотивации к развитию способностей.

Поддерживающая модель:

· Организация - социальна система, важнейший элемент которой конкретный работник.

· Работник является личностью, мотивы поведения которой - предмет научного анализа.

· Модель улучшает социально-психологический климат в организации.

· Модель опирается не на формальные полномочия, а на лидерство.

· Руководитель создает атмосферу соучастия и причастности персонала к решению общих задач.

Коллегиальная модель:

· Рабочая деятельность задействует творческие возможности работников, поскольку использует интеллектуальные ресурсы персонала.

· Формирование атмосферы равенства и доверия между сотрудниками (независимо от разницы формальных позиций), когда каждый вносит максимальный вклад в общее дело и высоко ценит усилия коллег.

· Формирование самодисциплины, когда работники сами устанавливают для себя рамки поведения в коллективе

Психоаналитическая модель личности (З.Фрейд)

Психика личности - поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания («хочу», «должен» и «разумно»), в условиях генетического неравенства сторон. Человек всегда находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта с собой, окружающими и миром в целом. Классический психоанализ настаивает на идее обреченности человека на конфликт. Избавится от конфликтов невозможно, можно только смягчить их последствия.

Человеческая психика включает три инстанции: «Оно», «Эго», «Супер – Эго.

В основе поведения лежат потребности, связанные с желаниями «Оно». Эти влечения примитивны, инстинктивны и не устранимы (связаны с биологическими побуждениями, первичными процессами психики).«Оно» первично, на его базе формируются две другие инстанции личности.

Уровень «Эго» появляется в результате контакта личности с внешним миром, который пытается ограничить безудержные аппетиты «Оно». «Я»- уровень сознания - он разграничивает внутреннее и внешнее, объективное и субъективное, желаемое и реальное. Разум не может изменить желания «Оно», но способен рационализировать проходящие в подсознании процессы. Самые ценные программы поведения личности обеспечивают ее тождественность и согласованность в поступках. Человек стремится воспринимать поведение последовательным и непротиворечивым. Если личность оказывается в ситуации, когда ее потребности не могут быть автоматически удовлетворены, возникает состояние фрустрации, что вынуждает «Эго» использовать механизмы самообмана для того, чтобы снизить последствия этого негативного переживания.

Инстанция «Супер-эго» формируется из «Эго» и представляет собой усвоенные нормы поведения, навязываемые обществом.

Характер

Люди обладают одним и тем же набором инстинктов (инстинктами жизни, сексуальными инстинктами и инстинктами смерти). Они относятся к ядру личности. Эти силы оказывают постоянное и целостное воздействие на его жизнедеятельность(«Ид»).

«Эго» и «Супер-эго», то же ядро личности, но их положение не столь четко определено. Без «Эго» невозможно удовлетворение «Оно» социально приемлемым образом, а следовательно, затруднительно обеспечить психическое и физическое выживание. «Супер-эго» определяется требованиями общества и его содержание в значительной степени варьируется в зависимости от особенностей родителей, воспитывающих человека опыта взаимодействия с людьми и предметами внешнего мира.

Люди обладают одним и тем же «Оно», но «Эго» и «Супер-эго» у них разные.

«Характер является функцией устойчивой и организованной части личности, которую представляет собой «Эго» - часть организма, которая осуществляет взаимодействие между требованиями инстинктов и внешним миром. Вопрос о характере - это вопрос о том, как и когда «Эго» приобретает качества, с помощью которых оно приспосабливается к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позже, к требованиям «Супер-эго».

Тип характера представляет собой совокупность личностных черт, выражающих:

· основные индивидуальные защитные механизмы

· основной индивидуальный конфликт

· основной способ реагирования на это конфликт

· любая комбинация из выше перечисленных

 

Личностная черта может быть паттерном мышления, эмоций или действий. Или любой их комбинацией.

Типология характеров

Тип характера приобретается в научением и представляет собой опыт взаимодействия ребенка, пытающегося максимально удовлетворить инстинкты и свести к минимому наказание и вину, с обществом, представленном родителями.

Типы характеров носят названия различных психо-сексуальных стадий – оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. Каждая стадия характеризуется особой формой сексуального инстинкта и вызывает свой спектр реакций у родителей и свой набор защитных механизмов у ребенка. С каждой стадией связан определенный тип характера.

Развитию сексуального инстинкта фрейдисты придают доминирующее значение для формирования характера. Они рассматривают сексуальность, как основу человеческой природы.

Психологическая зрелость личности достигается только на генетальной стадии. Для того, чтобы на нее попасть нужно пройти первые три, но если опыт развития на них деструктивен, признаки ранних стадии не исчезают и оказывают в дальнейшем влияние на поведение человека.

Каждая прегенетальная стадия влечет за собой определенную форму детских сексуальных желаний. Для успешного прохождения этой стадии ребенок должен получит от родителей и внешнего мира достаточно подкреплений, чтобы не чувствовать себя безнадежно фрустрированным. С другой стороны, слишком много подкреплений то же плохо, так как тогда задержка на этой стадии незрелости будет слишком приятной. В обоих случаях происходит фиксация или застревание ребенка на данной стадии развития. Это значит, что во взрослом состоянии он будет демонстрировать личностные черты (мысли, эмоции, действия, защитные механизмы) определяющие эту стадию.

Оральный характер

Место анатомической локализации сексуального инстинкта – рот, что обусловлено инстинктами жизни, которые питают влечение к еде и питью. Рот представляет собой тактильную и вкусовую эрогенную зону.

Конфликты этой стадии - это конфликты, возникновение которых обусловлено эгоистическим захватыванием и получением пищи.

Личностные черты орального характера имеют два противоположных полюса (биполярные личностные характеристики). Наличие обоих полюсов свидетельствует о фиксации:

· оптимизм-пессимизм

· доверчивость-подозрительность

· восторженность - завистливость

· самонадеянность-самоуничижение

Биполярные личностные черты приобретаются ребенком на оральном уровне. Оптимизм, пессимизм или восторженность - нереалистические оценки получения заботы от других людей. В манипулятивности или пассивности видятся неконструктивные попытки вырвать у мира удовольствие или лежать и ждать, когда оно свалиться с небес. Самонадеянность свидетельствует о завышенных представлениях о собственных возможностях, а завистливость и самоуничижение - о противоположной, но столь же нереалистичной оценке себя

Орально пассивный тип – веселый и оптимистичный, ожидает от мира материнского отношения и ищет одобрения любой ценой. Психологическая адаптация заключается в доверчивости и зависимости.

Орально-агрессивный тип - любовь к спорам, пессимизм, саркастические подкусывания, циничное, доминирующее отношение к миру, ради удовлетворения себя.

Остаточное оральное поведение – жевание резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание. Нарушение орального характера часто приводит к шизофрении.

Анальный характер

Смещение анатомической локализации сексуального инстинкта от рта к анусу. Развитием нервной системы ребенка позволяет ему развивать способности по контролю экскреторных функций. На этой стадии берут начало все будущие формы самоконтроля и саморегуляции.

Личностные черты анального характера:

· скупость – расточительность

· зажатость – экспансивность

· упрямство – уступчивость

· аккуратность-нечистоплотность

· жесткая пунктуальность – склонность опаздывать

· педантичность – неопрятность

· скурпулезность – рассеянность

 

Черты на обоих полюсах демонстрируют нереалистичность установок, которые являются признаком их защитной природы.

Анально- удерживающий тип – упрям, скуп, методичен и пунктуален, не переносит беспорядок, неразбериху и неопределенность.

Анально- выталкивающий тип – имеет склонность к разрушению, беспокойству, импульсивности, садистической жестокости. В любовных отношениях его партнер - прежде всего, объект обладания.

Крайности поведения и уничижительный язык показывают неконструктивную природу анального характера. Его нарушения часто приводят к неврозам навязчивых состояний.

Фаллический тип характера

Стадии характеризуется смещением анатомической локализации сексуального инстинкта к гениталиям. Основной конфликт- разрешение Эдипова комплекса (мальчики) или комплекса Электры (девочки).

Конфликт - ребенок должен получить достаточное удовлетворение полового влечения, чтобы у него сформировалось представление о себе, как о стоящем сексуальном партнере, но ему нужно отказаться от своей эгоистической заинтересованности в родителе противоположного пола, как в объекте сексуальности.

Личностные черты фаллического типа:

· тщеславие-ненависть к себе

· гордость-смирение

· слепое мужество-робость

· наглость-застенчивость

· общительность-замкнутость

· элегантность-склонность к простоте

· кокетливость-избегание лиц противополо


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.