Особенности культурно - досуговых программ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности культурно - досуговых программ

2017-11-27 709
Особенности культурно - досуговых программ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Культурно-досуговые программы - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговые программы функционируют в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговых программ присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.

Важнейшими компонентами культурно-досуговых программ выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.

Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

 

Вывод

 

Культурно-досуговая программа - форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Спектр досуговых программ достаточно широк: ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. - М.: Высшая школа, 2010. - 243 с.

2.Быстрова, А. Н. Возможности российского досуга / А.Н. Быстрова - М.: Высшая школа, 2009. - 324 с.

.Виппер, Б.Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / Б.Р. Виппер - М.: Высшая школа, 2010. - 157 с.

.Грибунина, Н.Г, Основы социально-культурной деятельности / Н.Г. Грибунина - М.: Высшая школа, 2008. - 87 с.

.Гулиев, H.A. Введение в специальность/ Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2002. - 199 с.

.Дмитриева, А.А. Досуг/ Очерки - М.: 1999. - 89 с.

.Дмитриева, Н.А. Свободное время и культура досуга / Н.А. Дмитриева- М.: 2009. - 78 с.

.Квартальнов, В.А. Туризм/ В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2007 - 335 с.

.Киреева, Е.В. О типологии досуговых программ. Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е.В. Киреева - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010. - 174 с.

.Кузищин, В.И. Подходы к классификации интеллектуальных игр: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Кузищин,- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2009. - 480 с.

.Неклюдова, Т.П. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.П. Неклюдова - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2009. - 336 с.

.Новосад, Н.Г. Сюжетно-ролевая игра как программа деятельности коллектива: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Г. Новосад - Средне - Уральское книжное изд.: испр. - СПб.: Издательский центр Академия, 2009. - 330 с.

Сценарий конкурсно-игровой

Программы «Один дома»

 

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы наверно уже догадались игра «Один дома» посвящена правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть, когда вы остаётесь дома одни. Каждый из вас когда-нибудь оставался один дома. Поэтому знать элементарные правила пожарной безопасности, правила поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций просто обязаны. А вот, как вы знаете эти правила мы сейчас и проверим.

Пока ещё растёт малыш
И в школу он не ходит,
То папа, мама, бабушка
Его за ручку водят.

За безопасностью следят,
Чтоб не было ушибов,
Чтоб не поранился ничем
И из окна не выпал.

Но повзрослел уже малыш,
И вдруг один ты дома…
Ты знаешь, как себя вести?
Тебе это знакомо?

Итак, мы начинаем.

 

Конкурс «Приветствие»

Команды придумывают своё название, девиз.

Ведущий: Неприятно сесть на кнопку –

можешь ты поранить попку!

Дом в порядке содержи.

Вилки, ножницы, ножи

И иголки, и булавки, ты, на место положи!

 

Введение

 

Культурно-досуговые программы - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговые программы функционируют в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговых программ присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.

Важнейшими компонентами культурно-досуговых программ выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.

Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

 

Особенности культурно - досуговых программ

 

Культурно-досуговая программа - форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования. Эти отличия состоят в следующем:

-содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведение массовых досуговых мероприятий;

-овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время;

-источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так сами дети и их родители;

-в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри.

В современной отечественной литературе, досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Функции досуга:

-рекреативная - снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

-развивающая - вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.


2. Типы культурно-досуговых программ

 

-разовая игровая программа;

-конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

-игра-спектакль;

-театрализованная игра;

-зрелище;

-праздник;

-длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве.

Другой вид конкурсно-игровых программ - интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры - это игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр: Викторина и Стратегия.

Викторина: форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Тестовая викторина: участники отвечают на вопросы и получают оценку, «О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?».

Сюжетная викторина: организаторы придумывают игровой сюжет: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками.

Стратегия: форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий.

Ролевая стратегия: путь к успеху - через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.

Экономическая стратегия: путь к успеху - через успешные приобретения и продажи.

Боевая стратегия: путь к успеху - через правильное планирование победы над противником. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр - наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

-четко изложенные педагогические задачи;

-план подготовки игры;

-экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

-сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

-список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя - юного певца, танцора, гимнаста выступление - всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры - умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников - требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник - особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

-слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

-приветствия, презентации, церемонии;

-гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

-физкультурные праздники;

-тематические недели, тематические дни.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

-наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

-наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

-разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

-создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

-конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования.

Обязательное правило такой программы - наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

 

1.3 Этапы подготовки культурно-досуговой программы

 

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы - написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы - это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы.

Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.

Сценарий - произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк - ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

-Экспозиция - начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог - прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

- Завязка - момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

- Кульминация - высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

- Развязка - заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

- Финал - эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта.

 

Вывод

 

Культурно-досуговая программа - форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Спектр досуговых программ достаточно широк: ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. - М.: Высшая школа, 2010. - 243 с.

2.Быстрова, А. Н. Возможности российского досуга / А.Н. Быстрова - М.: Высшая школа, 2009. - 324 с.

.Виппер, Б.Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / Б.Р. Виппер - М.: Высшая школа, 2010. - 157 с.

.Грибунина, Н.Г, Основы социально-культурной деятельности / Н.Г. Грибунина - М.: Высшая школа, 2008. - 87 с.

.Гулиев, H.A. Введение в специальность/ Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2002. - 199 с.

.Дмитриева, А.А. Досуг/ Очерки - М.: 1999. - 89 с.

.Дмитриева, Н.А. Свободное время и культура досуга / Н.А. Дмитриева- М.: 2009. - 78 с.

.Квартальнов, В.А. Туризм/ В.А. Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2007 - 335 с.

.Киреева, Е.В. О типологии досуговых программ. Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е.В. Киреева - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010. - 174 с.

.Кузищин, В.И. Подходы к классификации интеллектуальных игр: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Кузищин,- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2009. - 480 с.

.Неклюдова, Т.П. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.П. Неклюдова - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2009. - 336 с.

.Новосад, Н.Г. Сюжетно-ролевая игра как программа деятельности коллектива: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Г. Новосад - Средне - Уральское книжное изд.: испр. - СПб.: Издательский центр Академия, 2009. - 330 с.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.