Рассмотрите понятие, предмет конституционного права как науки и отрасли права. Выделите основные конституционно – правовые нормы. Укажите методы конституционно-правового регулирования. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Рассмотрите понятие, предмет конституционного права как науки и отрасли права. Выделите основные конституционно – правовые нормы. Укажите методы конституционно-правового регулирования.

2017-11-27 282
Рассмотрите понятие, предмет конституционного права как науки и отрасли права. Выделите основные конституционно – правовые нормы. Укажите методы конституционно-правового регулирования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных от­ношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой от­расли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК вы­ражается в следующем: во-первых, конституционное право устанав­ливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право опреде­ляет общие основы управления всеми общественными процессами. Наука выявляет и теоретически обосновывает за­ложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимо­связи.

Конституционное право РК как отрасль права— это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и го­сударственное устройство РК.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права яв­ляются общественные отношения, связанные с осуществлением го­сударственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следую­щим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний: Управомочивающие нормы — это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рам­ки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний: Императивные нор­мы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъек­та в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы— это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоя­тельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования: Материаль­ные нормы — это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процес­суальные нормы — это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Конституционно-правовые отноше­ния регулируются следующими методами: 1) метод обязывания; 2) метод запрещения; 3) метод дозволения; 4) метод признания.

Проанализируйте понятие и этапы развития Конституции Республики Казахстан. Дайте правовую оценку нормативным договорам как источникам конституционного права РК. Определите основные свойства и функции конституции.

Под Конституцией в юридической науке понимается норматив­ный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, орга­низацию и деятельность системы государственных органов.

История ста­новления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Кон­ституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Важным актом конституционного характера первого этапа явля­ется Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Второй этап конституционного строительства начинается с при­нятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Кон­ституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. Конституция была принята 30 августа на республиканском референдуме в результате тайного голосования.

Нормативный договор является источником конституционного права РК. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве.

Юридические свойства Конституции: 1) Особая юридическая сила заключается в верховенстве и непререкаемости Конституции. 2) Особое юридическое содержание означает, что в Конституции закрепляются самые существенные общественные отношения. 3) Особый порядок разработки, принятия и изменения.

Функции Конституции: 1) Учредительная (народ осуществляет государственную власть через политические и государственно-правовые институты); установление нормативных принципов для всех отраслей права. 2) Политическая (Конституция выражает волю и интересы граждан, закрепляет основы общественного устройства, устанавливает систему органов государственной власти, определяет характер взаимоотношений между личностью и государством). 3) Идеологическая (Конституция отражает и закрепляет политическое и правовое сознание народа; защищает определенную систему ценностей в области национальной, религиозной и семейной жизни). 4) Юридическая (закрепление основных устоев общества и государства; определяет принципы развития экономической, политической и духовной жизни; обеспечивает юридическую охрану прав и свобод человека и гражданина). 5) Управленческая (определяет систему, организацию и деятельность государственных органов).

 

Что представляют собой основы конституционного строя. Укажите конституционные основы правового статуса человека и гражданина в Республике Казахстан. Установите свойства верховенства и прямого действия Конституции Республики Казахстан.

Конституционный строй можно определить иными словами, а именно устройство государства, которое включает в себя форму правления, форму государственного устройства, политический режим. "Конституционный строй" представляет собой общественные отношения, в совокупности образующие государственный и общественный строй или устройство, организацию государства и общества.

Общественные отношения, являющиеся предметом регулирования конституционно-правовых норм раздела 1 "Общие положения" Конституции РК, образуют институт основ конституционного строя. Нормы иных разделов Конституции лишь конкретизируют принципы, составляющие основу конституционного строя.

В теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина. Здесь предполагается положение человека в обществе, государстве, закрепляется возможность совершения им действий по своему усмотрению, реализующиеся в нормах международного права и внутригосударственного права.

Все права и свободы делятся на: а) естественные права и б) права и свободы, закрепленные за человеком национальным законодательством.

Положение человека в обществе, государстве, зафиксированное в международных пактах определяют правовым статусом человека. Правовой статус человека, дополненный нормами внутригосударственного права, правами и свободами определяют правовым статусом гражданина.

Правовой статус отличен от конституционного статуса гражданина, т.е. последний в отличие от первого не может быть изменен без ведома государства, законодателя; не зависит от социального положения, материальных возможностей и других изменений в жизни человека.

Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов.

1. Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: - нормы Конституции - источник других отраслей права; - нормативные акты принимаются только органами, указанными конституцией; - все нормативные акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией.

3. Прямое действие. Это свойство означает, что: - нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; - нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.

12. Охарактеризуйте основы административного права Республики Казахстан. Раскройте предмет и метод административного права. Что представляет собой юридически властное содержание предписаний и запретов. Дозволение.

Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в Казахстане очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства с помощью выбора способов правового регулирования. Методы административного регулирования: прежде всего, предписание (возложение прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение совершать определенные действия), также в незначительной степени применяются дозволение и согласование, основанные на равенстве сторон.

Предписание и запрет - наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения. Установление определенного порядка действий или принятия решений - предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности. Запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требовании. Например, государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Дозволение — это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

13. Рассмотрите понятие и принципы государственной службы. Определите понятие «государственный служащий». Выделите основные требования, предъявляемые к государственным служащим.

Государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Государственная служба основывается на определенных принци­пах - основополагающих идеях, закрепленных в законодательстве. Принципы государственной службы: принцип законности, принцип единства системы государственной службы, принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, принцип общедоступности, принцип добровольного поступления граждан на государ­ственную службу, принцип профессионализма и компетентности государ­ственных служащих, принцип учета общественного мнения и гласности, за исклю­чением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Государственный служащий - это гражданин РК, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального банка РК должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства (ст.1 Закона РК «О государственной службе»).

Лица, поступающие на государственную службу, должны отвечать следующим требованиям: 1. обладать гражданством Республики Казахстан; 2. быть не моложе восемнадцати лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством Республики; 3. обладать необходимым образованием, уровнем профессиональной подготовки и соответствовать установленным квалификационным требованиям.

 

14. Раскройте понятие и основные признаки административной ответственности. Укажите субъектов административной ответственности. Что представляет собой административное правонарушение. Сформулируйте состав административного правонарушения.

А дминистративная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством. Административная ответственность обладает следующими признаками: а) является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий; б) характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами; в) не имеет своей целью унижения человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического (юридического) лица. Субъект административной ответственности, он же субъект административного правонарушения - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности. Устанавливается две группы субъектов административной ответственности:1) физические лица и 2) юридические лица (организации); Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность. Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом. Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено правонарушение. Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение. Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель: вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины — умысел и неосторожность. Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел). Неосторожност ь в свою очередь может проявляться как небрежность. Мотив— внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение); цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

15. Укажите основания освобождения от административной ответственности. Охарактеризуйте производство по административным правонарушениям. Определите обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Основания освобождения от административной ответственности. Статья 67. Административного кодекса. Освобождение от административной ответственности в связи с деятельным раскаянием.Статья 68. Освобождение от административ ответственности при малозначительност правонарушения. Статья 69. Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности Статья 70. Освобождение от административной ответственности и административного взыскания на основании акта амнистии Статья 71. Освобождение от административной ответственности в связи с изменением обстановки, болезнью. Статья 71-1. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Порядок наложения судом административных взысканий в процессе рассмотрения уголовного или гражданского дела определяется положениями настоящего Кодекса и соответственно Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан и Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом (должностным лицом), в производстве которого находится данное дело. Статья 580. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении: 1) отсутствия события административного правонарушения; 2) отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения возраста, предусмотренного настоящим Кодексом, для привлечения к административной ответственности; 3) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность; 4) утраты силы закона или отдельных его положений; 5) истечения сроков давности привлечения к административной ответственности; 6) наличия по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела; 7) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Обстоятельства, исключающие административную ответственность, играют важную роль в механизме административно-правового регулирования. Посредством их закрепления создаются необходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан от необоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний, внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но не имеющих общественно вредного характера. К числу обстоятельств, исключающих административную ответственность, относят, как правило, совершение деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или невменяемости. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. В этих случаях в действиях лица присутствуют все признаки административного проступка, и ответственность не наступает только в силу того, что такие действия совершены из общественно полезных побуждений (мотивов), вызванных наличием предусмотренных законодательством условий, исключающих общественно вредный и противоправный характер деяний. Непременным условием для признания лица виновным в совершении административного правонарушения является вменяемость. Ее отсутствие означает, что в действиях лица нет состава административного проступка как основания ответственности. Состояние невменяемости лица, совершившего деяние, подпадающее с точки зрения объективной стороны под признаки правонарушения, не устраняет общественной вредности действий указанного лица и, следовательно, не может свидетельствовать о правомерности его поведения. Сказанное позволяет сделать вывод, что невменяемость не входит в число обстоятельств, исключающих административную ответственность. Таким образом, предусматривается только два обстоятельства, исключающих административную ответственность, - совершение деяния, подпадающего под признаки административного проступка, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Это, однако, что это данный перечень обстоятельств, исключающих административную ответственность. Еще одно обстоятельство, исключающее административную ответственность, что действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание преступника, являются правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику. Хотя это обстоятельство зафиксировано в нормативном акте об ответственности лишь за хулиганские действия, оно имеет для законодательства об административных правонарушениях не частное, а общее, принципиально важное значение. Совершение при задержании преступника деяния, подпадающего под признаки административного проступка, во всех случаях, если не нарушены условия правомерности задержания, не является общественно опасным и не влечет наступления ответственности.

16. Охарактеризуйте основы гражданского права Республики Казахстан. Рассмотрите понятие, предмет, принципы гражданского права. Проанализируйте метод гражданского права.

Гражда́нское пра́во — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право Республики Казахстан в полной мере опирается на основные принципы частного права. В существующей правовой системе Республики Казахстан гражданское право - одно из основных и ведущих звеньев, именуемых отраслями права. Как и другие отрасли, гражданское право опирается на Конституцию Республики Казахстан, статья 1 которой провозглашает, что высшими ценностями нашего являются человек, его жизнь, права и свободы. Защита этих ценностей составляет главную задачу Казахстана.Значение гражданского права в системе всех отраслей права Республики определяется, во-первых, ключевой ролью тех отношений, которые являются предметом его регулирования; во-вторых, - широкой сферой его применения; в-третьих, - его неразрывной связью с защитой имущественных и неимущественных прав и интересов личности. Но в общую систему права Республики Казахстан входят помимо гражданского иные отрасли права - государственное, уголовное, административное и другие. Гражданское право отличается от них своими особыми признаками: характеризующими предмет и метод регулирования, а также основополагающими принципами права. Принципы гражданского права – исходные начала, определяющие сущность гражданского права, общеобязательные идеи, характеризующие гражданское право в целом. Принципы гражданского права: 1)равенство участников отношений, регулируемых гражданским правом. Данный принцип определяет равную правоспособность участников отношений, одинаковое юридическое положение всех сторон, участвующих в гражданских правоотношениях, независимо от их роли в хозяйственной и иной деятельности; 2)неприкосновенность собственности. Каждый субъект, надлежащим образом соблюдающий нормы права, должен быть уверен в том, что его право собственности нарушено не будет; 3)свобода договора – участник гражданского правоотношения волен заключать договоры различного характера на условиях, не противоречащих закону, и, кроме того, самостоятелен в выборе партнера, с которым заключает договор;4)недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела – никакие органы и граждане не вправе вмешиваться в дела участников гражданского права (тайна деловой и личной переписки, тайна телефонных переговоров и т.д.);5)беспрепятственное осуществление гражданских прав. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои права в своем интересе и своей волей. Ограничение гражданских прав возможно только на основании закона; 6)восстановление нарушенных прав, их судебная защита. Принцип предполагает возможность обжалования решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов власти местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд; 7)свобода передвижения товаров, услуг и финансовых средств. Предмет гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Метод гражданского права – система связанных между собой средств, приемов и способов, посредством которых оказывается воздействие на гражданско-правовые отношения между участниками. Метод гражданского права – диспозитивный. Данный метод характеризуется равенством участников правоотношений, их имущественной самостоятельностью, а также возможностью самостоятельного определения участниками правоотношений своего поведения и возможностью защиты своих нарушенных прав в суде (общей юрисдикции, арбитражном, в избранном сторонами третейском).

17. Что представляет собой гражданско-правовое отношение и укажите его основные элементы. Дайте правовую оценку гражданам (физические лица) и юридическим лицам как субъектам гражданско-правовых отношений.

Гражданско-правовые отношения - это имущественные и личные неимущественные отношения между имущественно отдельными, юридически равными у частниками, которые явля ются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей, которые возникают, изменяются, прекращаются на основе юридических фактов и обеспечиваются возможностью применения средств государственного принуждения. Его элементы: субъекты, объекты, субъективное гражданское право и субъективная гражданская обязанность. Субъекты гражданско-правовых отношений - это лица, принимающие участие в гражданско-правовых отношениях. Субъект, которому принадлежит право, называется активным субъектом, или субъектом права. Субъект, на которого возложена обязанность, называется пассивным субъектом, или субъектом обяза нности. Как прав ило, в гражданско-правовом отношении каждый из участников имеет субъективные права и несет субъективные обязанности. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор. Это с неизбежностью отражается и в характере гражданских правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга. Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского правоотношения. С у тратой этого свойств а из гражданского оно превращается в и ное правоотношение. Участники гражданских правоотношений именуются их с убъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтом у в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. В качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать юридические лица. Субъектами гражданских правоотношений могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Для возможного правообладания государство наделяет граждан правосубъектностью. Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - означает способность иметь гражданские права и исполнять обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти. Дееспособность - означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (возможность самостоятельного заключения сделок и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). Объектами гражданских прав могут быть имущественные и личные неимущественные блага и права. К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество. К личным неимущественным благам и правам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право на авторство.

18 Определите условия и порядок заключения брака (супружества). Укажите основные условия прекращение брака (супружества). Рассмотрите основания и порядок признания брака недействительным. Изложите личные и имущественные права и обязанности супругов.

. Одним из краеугольных понятий в семейном праве является понятие брака, т.е. добровольного, равноправного союза мужчины и женщины. Этот союз должен быть заключен с соблюдением определенных правил, поскольку он порождает юридические последствия. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния ЗАГС, где регистрируются также рождения, изменение фамилии – имени – отчества, кончина человека. Закон предписывает юридический порядок и условия заключения брака: при заключении брака обязательное присутствие обоих лиц, вступающих в брак, жених и невеста должны высказать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз, и что очень важно – они должны достичь брачного возраста, который установлен в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по их просьбе. Снижение брачного возраста в виде исключения с учетом особых обстоятельств ниже 16 лет входит в законодательную компетенцию. Брак регистрируется, как правило, через месяц после подачи заявления женихом и невестой, этот срок может быть органом ЗАГС продлен еще на месяц, или сокращен до одного дня, поскольку при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка или др.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Брак признается действительным лишь при наличии гражданской дееспособности лиц, вступающих в брак. Вот почему душевнобольные, признанные таковыми по суду, не имеют права вступать в брак. Кроме того, не допускаются законом браки между прямыми родственниками – братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, а так же между усыновителями и усыновленными. В Казахстане запрещено многоженство и не допускается вступление в брак, если жених (невеста) уже состоит в браке. Сокрытие этого факта также является основанием для признания брака недействительным. Однако признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в браке. Развод прекращает правоотношения между супругами на будущее после расторжения брака время: если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, то при отсутствии у них обоих несовершеннолетних детей развод производится в органах ЗАГС независимо от наличия у них имущественных споров, если же имеются дети – то вопрос решается в суде. В этом случае суд, убедившись в добровольном согласии сторон, расторгает брак без выяснения причин. Суд вправе попытаться примирить супругов, но только в том случае, когда кто-то из супругов не соглашается на развод. Если же примирительная процедура в течение 3-х месяцев не дала п


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.