Глава II Империческое исследование — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава II Империческое исследование

2017-11-27 133
Глава II Империческое исследование 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Организация и методы исследования.

В психолого-педагогической литературе есть множество методик, для определения тревожности детей как зарубежных, так и отечественных психологов. В ходе подготовки к данной работе проанализированы следующие наиболее часто встречающиеся методики.

1) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса)

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. (Приложение 1)

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов.

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

Факторы № вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ

1 - 7- 13- 19- 25 + 31 - 37- 43 + 49- 55-
2 _ 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56-
3- 9- 15- 21 - 27- 33- 39 + 45- 51 - 57-
4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58-
5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53-  
6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 - 48- 54-  

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Бланк

                               
                               
“+”                              
                               
                             
“–”                              
                               
                               

 

2) Шкала явной тревожности для детей CMAS

Методика: “Шкала явной тревожности для детей CMAS была разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale), предназначенной для взрослых.[29]

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан.

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Для детей 8-12 лет. Может проводится как индивидуально, так и в группах. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Примерное время – 15-25 минут.

Краткое описание: Для детского варианта было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию давать социально одобряемые ответы. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Обработка и интерпретация результатов:

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только “верно” или только “неверно”). Такой полученный результат следует рассматривать как сомнительный.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы, пропуски, исправления, комментарии и т.д. Если ошибок много, то обработку проводить нецелесообразно.

После подсчета сырых балов и перевода их в стены проводится интерпретация: 1-2 стена: состояние тревожности не свойственно (подобное “чрезмерное спокойствие” может иметь и не иметь защитного характера)

3-6 ст.: нормальный уровень тревожности (необходим для адаптации и продуктивной деятельности)

7-8 ст.: несколько повышенная тревожность (часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни).

9 ст.: явно повышенная тревожность (обычно носит “разлитой”, генерализированный характер)

10 ст.: очень высокая тревожность (группа риска).

 

3) Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика: “Проективная методика для диагностики школьной тревожности” была разработана А.М.Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954).

Предмет диагностики: Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Контингент: Методика предназначена для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А для девочек, набор Б – для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 - тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.. Общий уровень тревожности вычисляется по “неблагополучным” ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

4) Личностная шкала проявлений тревоги

Цель: Опросник предложен J.Teylor в 1955 году и предназначен для измерения уровня тревожности.

В России адаптирован Немчиным Т.А. (1966 г.).

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция: «Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если Вы согласны с утверждением, отвечайте «да», либо «нет», если не согласны. Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший Вам в голову ответ».

Оценка результатов: подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности. Количество баллов суммируется.

Интерпретация: Оценка 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревожности, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов - о низком уровне тревожности.

Второй вариант опросника, модифицированный В. Г. Норакидзе, дополнен шкалой лжи, которая позволяет сделать вывод о неискренности ответов испытуемого.

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

5) Графическая методика «Кактус»

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция:

«На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение

2. размер рисунка

3. характеристики линий

4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

6)Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Данная методика используется для исследования личности у детей 3-10 лет.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г. Мюррея.

Данных о адаптации данного теста в России не найдено.

Стимульный материал для ДАТ представляет собой серию из 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Это сделано для облегчения понимания отношения детей к наиболее важным фигурам и стимулам.

При помощи данной методики можно исследовать вопросы соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношение к еде, отношение к родителям (вместе и по отдельности к каждому)

Инструкция:

При предъявлении инструкции лучше всего рассказать ребенку, что вы собираетесь поиграть, и в этой игре он должен рассказать истории по картинкам: что там происходит, что делают сейчас звери, что было вначале и что будет потом. В процессе исследования желательно предъявлять ребенку картинки по одной, не показывая остальные.

 

7) Диагностика тревожности детей. Методика “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу – 13, 21

2. Отношение к матери – 8, 24

3. Отношение к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром темпе.

Наиболее опробованными являются: - Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса), шкала явной тревожности для детей, проективная методика для диагностики школьной тревожности и др.

В данной работе будут опробованы именно эти методики.

 

2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

 

(на стадии обработки)

 

3. Практические рекомендации родителям по снижению тревожности детей.

 

 

(на стадии обработки)

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005.

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: PerSe, 2001. – 160 с

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.

4. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна.-М., 1995.

6. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1991. – 300с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001.

9. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред. И.В. Дубровиной, -М., 1987.

10. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. – 528с.

11. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1993г.

13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986

14. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л. Медицина, 1982г.

15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л. Медицина, 1988.

16. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 – 54-57 с.

17. Карабанова О.А.Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия. / Под ред. Э.Г.Эйдемиллера. А.З. Шапиро. СПб., 2001. – 386с.

18. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

19. Козлова Е. В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997

20. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.-М., 1988.

21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

22. Методы диагностики тревожности. Костина Л.М., 2002

23. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского университета, 1996.

24. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

25. Основы психологии: Практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2001

26. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13

27. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

28. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, 2002

29. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева

30. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Р. Римская, С. Римский, 2000

31. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.

32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

33. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис....д-ра психол. наук. - М., 1996.

34. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР - М.: Педагогика, 1983 - 448 с.

35. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002.

36. Радюк О. М. Родцевич О. Г. Диагностика уровней тревожности в психотерапевтической практике/Учебно-методическое пособие-Минск- 2003. – 56-57 с.

37. Ранк О Травма рождения – М: Иманго - 2004. – 77

38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

39. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

40. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992.

41. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое - М.: 1996.

42. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и

 

 

Приложения1

Текст опросника диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

 

 

Приложение 2

Диагностика тревожности детей. Методика “Незаконченные предложения”

 

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю “ужасы” в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

25. Когда я выхожу во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…

 

 


[1] Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002.. с.34

[2] там же с.41.

[3] Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2002. с. 56

[4] М.И.Лисина Формирование личности ребёнка в общении. М.- Педагогика 1986 с. 82

[5] там же с. 94

[6] Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. с. 145-146).

[7] Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. с.207-208.

[8] Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М. Гардарика 2005 с.197

[9] Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. с. 194

[10]. Козлова Е. В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Ставрополь, 1997 с. 16-20

[11] см там же 24-28 с.

[12] Кисловская, В. Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма-Ата: Образование, 2004 с. 126.

[13] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000 с. 121

[14] Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования – Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1980, с 54-57

 

[15] (Радюк О. М. Родцевич О. Г. Диагностика уровней тревожности в психотерапевтической практике/Учебно-методическое пособие-Минск- 2003. с. 56-57

[16] Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. С англ. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. с. 243

[17] Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое - М.: 1996. с. 56

[18] (Рогов Е.И.,1996, 5 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие М: ВЛАДОС, 1999. с. 76

[19]Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое - М.: 1996. с. 109

[20] Ранк О Травма рождения – М: Иманго - 2004. с. 35

[21] (Янсен Ф.И..,1994, 24 с.. Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с. 24

 

[22] Янсен Ф.И..,1994, 44 с.

[23] Раттер М. Помощь трудным детям – М:Эксмо – 1999 с 78

[24] Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М.: Изд. Московского университета, 1996. с. 112

[25] Козлова Е. В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997 с. 19

 

[26] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000. с. 35

[27] Березин Ф.Б.«Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. с. 13

 

[28] Березин Ф.Б.«Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. с. 37

 

[29] J. A. Taylor. Manifest Anxiety Scale. 1953 с. 9

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.265 с.