Субъектами государственного управления могут выступать только политики или госслужащие. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Субъектами государственного управления могут выступать только политики или госслужащие.

2017-11-21 183
Субъектами государственного управления могут выступать только политики или госслужащие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К политикам относятся лица, которые в официальном порядке (установленном в зависимости от уровня и специфики развития государственности традициями, обычаями, нормативными правовыми актами) получили возможность осуществлять определенные полномочия от лица государства в целом или отдельного государственного института, органа.

Госслужащие получают право управлять государством от политиков, реализуют функции исполнительного, распорядительного, обеспечивающего характера.

 

Государственное управление осуществляется преимущественно «сверху — вниз», путем реализации прямых вертикальных связей, предполагающих отношения руководства и подчинения.

Разумеется, не обойтись в государственном управлении и без «обратных связей», по количеству и характеру которых можно судить о типе политической системы, политическом режиме.

Однако приоритет в управлении любым, даже самым демократическим государством все же имеют прямые связи, характеризующие воздействие субъекта на объект, а не их взаимодействие.

 

Государственное управление осуществляется в официально установленных географических границах, в рамках конкретной ограниченной территории.

Для федеральных органов власти – это территория всего государства,

для региональных органов власти – территория региона,

для территориальных отраслевых государственных органов – подведомственное им пространство (сфера деятельности).

 

Наконец, в арсенале средств и ресурсов государственного управления имеются такие уникальные инструменты воздействия, как право и легальное принуждение.

Так, в современном государстве право принимать законы имеет только законодательный представительный орган власти — парламент.

К тому же только специально уполномоченные субъекты государственного управления могут официально принудить граждан уплачивать налоги или отбывать воинскую повинность.

 

В современной специальной литературе

государственное управление трактуется в широком и узком значениях.

В широком смысле оно включает все ветви, органы и институты государственной власти и управления, всех должностных лиц, все государственные учреждения, организации, предприятия.

В узком смысле под государственным управлением понимается только сфера реализации исполнительной власти.

 

На практике применительно к государственной сфере употребляют термины

· «государственная власть и управление»,

· «политическое и административное управление»,

· «политика и администрирование».

Все это обнаруживает тесную взаимосвязь указанных категорий и делает необходимым их сопоставление.

Современные исследователи выделяют в сфере государственного воздействия два блока:

· государственно-политическое

· государственно-административное управление.

Указанные виды государственного управления различаются постольку, поскольку различаются политика и администрирование.

Таблица 2.2

Государственно-политическое и государственно-административное управление

Критерий Государственно-политическое управление Государственно-административное управление
Источник легитимности Народ Субъекты государственно-политического управления (президент, лидеры парламентских фракций, председатель правительства, министры)
Характер управленческих решений и действий Дискретный (например, одобрение закона или кадровые назначения) Непрерывный (процессуальный) (информационно-аналитическое обеспечение парламентской деятельности, административное производство)
Виды решений Законы, указы, постановления и распоряжения (имеют высшую юридическую силу) Подзаконные правовые акты
Характер управления Правоустанавливающий, нормотворческий Правоприменительный (Исполнение правовых норм)
Степень профессионализма Не обязательно обладание квалификацией и соответствующим образованием Обязательны профильное образование, квалификация, стаж работы
Ответственность Политическая (перед общественностью, президентом, парламентом, правительством) Юридическая (дисциплинарная, административная, гражданская, уголовная)

 

Так, политики получают от общества первичный мандат, а государственные служащие назначаются на свои должности политическими руководителями, приобретая «вторичный мандат».

Поскольку политическая практика является уникальной сферой деятельности, обязательные профессионально-квалификационные требования к замещению политических должностей отсутствуют. Так, в большинстве стран выдвигать свою кандидатуру на высшие государственные посты может каждый гражданин с учетом языкового и возрастного ограничений, ценза оседлости. В то же время гражданин, претендующий на замещение должности госслужбы, помимо вышеперечисленных цензов обязательно должен соответствовать профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. Вот почему политика считается искусством, а госслужба - профессией.

 

В России, с ее номенклатурным бюрократическим наследием и постоянными политическими претензиями исполнительной власти, иные чиновники являются куда более значимыми политиками, чем парламентарии.

Ряд современных политологов и социологов, подчеркивая большую политическую значимость исполнительно-распорядительного государственного управления, вообще предпочитают термину «административное управление» категорию «бюрократия».

 

Бюрократия (от фр. bureau — канцелярия, зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных учреждений и греч. kratos- власть, господство) - способ и форма организации государственного управления, при котором все дела сосредоточены в руках вертикально интегрированной исполнительно-распорядительной власти.

 

При изучении государственного управления особую значимость приобретают методы, средства и технологии, с помощью которых осуществляется непрерывное, систематическое, профессиональное воздействие государственных служащих на подведомственные им объекты.

В данном контексте обычно употребляют термин административное управление,понимая под ним практическую деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения государственно-управленческих решений.

Это сфера деятельности управленческого аппарата.

Муниципальное управление — категория, по ряду признаков схожая с государственным управлением.

Однако, поскольку муниципальное управление осуществляется в локальном масштабе, его отличиями от государственного воздействия будут:

• ограниченность сферы распространения территорией муниципального образования;

• многообразие форм и методов, предусматривающих активное участие местного населения (сходы, собрания граждан, территориальное общественное самоуправление, местный референдум и др.);

• ограниченность местной власти нормами «центрального» (в России — федерального и регионального) законодательства;

• скудность финансово-экономических, организационных ресурсов по сравнению с государственным управлением;

• социальная ориентация воздействия (в ведении муниципального управления находятся по большей части вопросы социальной сферы).

 

Термин «муниципальное управление» трактуется как деятельность исполнительных органов местной власти (администрации муниципального образования).

 

В отечественной специальной литературе гораздо чаще употребляется термин «местное самоуправление», объединяющий деятельность исполнительных и представительных органов местной власти, а также самостоятельную, под свою ответственность деятельность граждан данного муниципального образования по решению вопросов местного значения.

 

В политологии общественное самоуправление признается высшим видом коллективной самоорганизации и индикатором подлинной демократии, так как его осуществление требует развитой культуры гражданского участия и ответственности в целом, так и каждого индивида в частности.

Вот почему в современном государстве местное самоуправление является высшей формой управленческой самостоятельности граждан.

 

В каждом государстве по-своему решается,

· какие полномочия могут быть делегированы на уровень местного самоуправления без ущерба для страны,

· какими ресурсами и в каком объеме следует наделять органы местной власти для эффективной реализации этих полномочий,

· как будет осуществляться взаимодействие между государственной и муниципальной властью.

 

В случае успешного решения этих вопросов и государственное, и местное управление в сочетании образуют систему публичной власти и управления.

 

Публичное управление — вид социально-политического воздействия, предполагающий:

· участие граждан в формировании органов управления;

· непосредственное и системное взаимодействие общества и государства при разработке и реализации политических решений;

· эффективные механизмы политической ответственности должностных лиц и высших чиновников.

 

Индикаторами публичности управления являются два условия:

1) непосредственное и системное участие населения в организации и функционировании государственной власти;

2) действенность и эффективность «обратных связей» между государством и гражданами.

 

Все активнее входит в разговорную практику термин «государственный (муниципальный) менеджмент»,что является признаком активизации деятельности государственного и муниципального сектора в рыночной среде, проникновения форм, методов и технологий бизнеса в систему государственно-административного управления.

 

Менеджмент (англ. manage- руководить) - это функциональное управление в бизнес-секторе, которое осуществляется наемным профессионалом и имеет целью максимизацию экономической прибыли.

 

В теории управления наряду с менеджментом принято различать:

· стратегическое руководство (англ. execиtive— исполнительная власть), которое реализуется на высшем уровне бизнеса, обычно собственниками предприятия, с целью общего развития организации,

· непосредственное управление небольшим коллективом людей (англ. supervision — надзор), которое осуществляет бригадир или начальник отдела.

 

Менеджмент и государственное (муниципальное) управление различаются по ряду критериев (табл. 2.3).


Таблица 2.3


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.