Шкала 2. Последовательность в развитии представлений о средствах для достижения цели в окружающем мире. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Шкала 2. Последовательность в развитии представлений о средствах для достижения цели в окружающем мире.

2017-11-27 135
Шкала 2. Последовательность в развитии представлений о средствах для достижения цели в окружающем мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2 месяца. Появление элементарной дифференциации целей и средств, которая проявляется в возникновении зрительного исследования руки.

Ситуация: В поведении младенца прослеживается наблюдение за рукой.

Размещение: Младенец может лежать на спине, на любой плоской поверхности, например на столе или на кровати. В поле его зрения не должно быть никаких привлекательных предметов.

Указания: Понаблюдайте в течение нескольких минут, следит ли младенец за своей рукой, когда она появляется перед его глазами. Выясните у матери, наблюдается ли у ребенка поведение, характеризующее слежение за своей рукой, и когда это происходит.

Действия ребенка:

а) слежение за рукой не наблюдается;

б) слежение за рукой наблюдается.

Месяца.

Некоторая дифференциация средств и целей предполагает немедленное повторение сенсомоторных схем, которые привлекают внимание ребенка.

Ситуация: Ребенок пытается двигать предмет, повторяя движения руки или ноги, вызвавшие движение игрушки.

Размещение: Ребенок может находиться в кроватке или специальном детском креслице.

Предмет: Наиболее эффективным является предмет, который мог бы активизировать одну из ранних моторных схем, такую, например, как удар ножкой или ручкой. Кроме того, этот предмет должен обеспечивать зрительную и слуховую информацию. Подойдет яркая звучащая погремушка цилиндрической формы с ручкой, или набор разноцветных колечек на резинке, или неваляшка.

Указания: После выбора предмета подержите его в пределах досягаемости ребенка, таким образом, чтобы он мог касаться предмета, но не мог схватить. Если ребенок не пытается коснуться предмета в течение 15 секунд - ударьте игрушку один раз рукой младенца для того, чтобы он увидел, что предмет двигается и звучит. Затем верните игрушку в первоначальное положение.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к предмету, глядя на него;

б) активно двигает рукой в направлении предмета и иногда заставляет его двигаться, но не постоянно;

в) систематически повторяет движения рукой и постоянно заставляет предмет двигаться;

г) старается только схватить игрушку.

Месяца.

Выделение сенсомоторной схемы как средства для достижения цели проявляется в успешных действиях по достижению визуально направляемого схватывания.

Ситуация: Ребенок схватывает игрушку, когда и рука и игрушка находятся в поле его зрения.

Размещение: Такое же.

Предмет: используйте небольшой яркий предмет типа погремушки. Хотя бы часть предмета должна быть достаточно мала, с тем чтобы малыш мог захватить игрушку.

Указания: подержите предмет в течение 30 секунд на расстоянии 30 см. от лица ребенка так, чтобы малыш хорошо его видел. Если ребенок не проявляет стремление завладеть предметом, передвигайте погремушку медленно в направлении к его руке, но таким образом, чтобы малыш следил за игрушкой глазами и мог увидеть одновременно и предмет и свою руку. Подержите погремушку секунд 20 в нескольких сантиметрах от руки ребенка.

Повторение: 3 раза.

Действия

а) вытягивает руку в направлении к предмету, но не схватывает его;

ребенка.

б) схватывает предмет, когда и рука и предмет находятся в поле его зрения;

в) схватывает предмет, когда видит его поднесенным т соприкасается рукой с ним;

г) схватывает показанный предмет, раскрывая ладонь в предвосхищении контакта с ним.

Месяца

Последующий прогресс в использовании сенсомоторной схемы как средства для достижения цели предполагает визуально направленное схватывание.

Ситуация: ребенок схватывает игрушку, как только она попадает в поле его зрения. (Организация данной ситуации аналогична предыдущей, для детей в возрасте трех-четырех месяцев).

Месяцев

Предшествующая дифференциация средств и целей предполагает актуализацию одной сенсомоторной схемы, необходимой для выполнения другой.

Ситуация: ребенок быстро роняет один или оба предмета, которые держит в руках, для того, чтобы получить третий.

Размещение: ребенка следует усадить в детское креслице или за стол; обе руки малыша должны быть свободными.

Предмет: можно использовать кубики небольшого размера (чтобы умещались в ладони ребенка) или маленькие пластиковые фигурки животных, которые малыш будет держать в каждой руке по одной. В качестве третьего предмета нужно использовать нечто очень привлекательное или желанное для малыша, например печенье или часики.

Указания: дайте ребенку два маленьких предмета по одному в каждую руку. Как только обе руки будут заняты- быстро предложите ему третий, наиболее привлекательный предмет, держа его перед ребенком в пределах досягаемости малыша. Ребенок может случайно выпустить из рук один из предметов, которые держит. Поэтому необходимо повторить ситуацию, чтобы убедиться в том, что малыш всякий раз намерено роняет один из предметов, освобождая руку для более привлекательного.

Повторение: 3 раза.

Действия ребенка

а) берет третий предмет, удерживая два других;

б) пытается взять третий предмет, одновременно удерживая два других, но в то время, когда малыш берет третий предмет, из руки выпадает уже лежащий там предмет; в) сначала роняет один из предметов, которые находятся у него в руках, и только затем свободной рукой берет третий предмет.

8 месяц

Некоторая предварительная адаптация средств (особых действий) к целям предполагала использование для достижения цели восприятия взаимосвязь между предметами.

Ситуация: ребенок подтягивает опор с целью завладения предметом (по показу или без него).

Размещение: ребенка можно усадить куда угодно, где бы он был ограничен в движениях и имел перед собой поверхность, на которой помещается предмет. Эта поверхность должна простираться немного дальше, чем может дотянуться ребенок. Проще всего посадить малыша на стул за стол.

Предмет: любой предмет, к которому ребенок проявляет большой интерес, например кукла или мягкая игрушка. Также необходима салфетка или плоская подушка для использования в качестве основы, на которую помещают привлекательную игрушку.

Указания: заинтересуйте ребенка каким-нибудь предметом и, пока малыш играет им, расположите салфетку так, чтобы он мог едва дотянуться до нее. Возьмите предмет, но не позволяйте вставать со стула или ложиться на поверхность стола, когда он будет пытаться достать игрушку. Салфетка (или плоская подушка), которая используется в качестве основы для размещения предмета, должна лежать углом к ребенку, для того, чтобы ему было легче схватить ее. Понаблюдайте за ребенком секунд 20. Если малыш сохраняет интерес к предмету, но не пытается ухватить и подтащить салфетку, а предмет может двигаться вместе с салфеткой: передвиньте ее на короткое расстояние по направлению к ребенку, а затем верните назад. Снова побудите ребенка достать предмет

Повторение: 2 раза.

Действия:

а) тянется к предмету, стоящему на салфетке, показывая свое желание завладеть им;

б) пытается забраться на стол и таким способом достать предмет;

в) обращается к другому человеку с тем, чтобы он достал ему предмет;

г) тянет салфетку и завладевает предметом после показа;

д) подтягивает салфетку и завладевает предметом без предварительного показа.

Месяцев

Последующая дифференциация средств и целей предполагает актуализацию систем часто используемых действий как средств для достижения желаемой цели.

Ситуация: ребенок использует какую-либо форму перемещения для того, чтобы продолжать игру с необходимым для нее предметом.

Размещение: ребенок может сидеть на полу или в другом месте, где он мог бы свободно ползать и передвигаться.

Предмет: набор парных предметов, которые используются в игре совместно, например, кукла и кукольная туфелька; кубики и коробка; ложка и тарелка.

Указания: покажите предметы ребенку и подождите, когда он начнет играть ими. Если он не делает этого - покажите ему какое- либо действие с парой предметов, например положите кубики в коробку. Когда ребенок активно вступит в такую игру, уберите необходимый для игры предмет, например коробку; положите ее в стороне от малыша вне пределов его досягаемости, однако так, чтобы он видел предмет. Если малыш истолкует ваше действие как запрещение играть с коробкой, необходимо поощрить его взять ее, а затем повторить ситуацию сначала.

Повторение: 2 раза.

Действие ребенка:

а) заканчивает игру, не делая попытки вернуть предмет;

б) проявляет интерес к предмет (смотрит на него, хнычет), но не пытается вернуть его;

в) перемещается в стороны предмета и продолжает с ним играть;

Месяцев

Последующая адаптация средств для достижения целей предполагает большую актуализацию дифференцированного использования взаимосвязей между предметами.

Ситуация: ребенок не подтягивает салфетку, когда предмет не находится на ней.

Размещение: такое же, как в ситуации для детей в возрасте 8 месяцев.

Предмет: такой же, как в ситуации для детей 8 месяцев.

Указания: вначале повторите ситуацию с подтягиванием салфетки, чтобы убедиться в том, что ребенок самостоятельно или после показа делает это с целью завладения предметом. Затем снова создайте эту же ситуацию, но вместо того, чтобы поставить предмет на салфетку, приподнимите его над ней на 10 см. Предмет держите сзади таким образом, чтобы ваша рука не заслоняла его от ребенка. Предложите малышу достать предмет.

Повторение: 1-2 раза.

Действия ребенка:

а) тянет салфетку, ожидая, что достанет предмет;

б) тянет салфетку, но при этом смотрит на предмет или на экспериментатора;

в) не тянет салфетку, но тянется к предмету или смотрит на него; или просит экспериментатора дать его или положить на салфетку.

Месяцев

Развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает использование видимых признаков ситуации для того, чтобы завладеть желаемые предметом.

Ситуация: ребенок использует привязанную к предмету веревку для завладения им, подтянув предмет за веревку на горизонтальной поверхности после предварительного показа или без него.

Предмет: любая привлекательная для малыша игрушка и веревка длиной не менее одного метра.

Размещение: ребенок может сидеть на стуле за столом, но рабочая поверхность стола перед малышом должна простираться много дальше, чем он может дотянуться.

Указания: после того, как ребенок проявит интерес к предмету, привязать к этому предмету один конец веревки. Положить предмет на противоположный конец стола так, чтобы малыш не мог до него дотянуться. К рукам ребенка протянуть конец веревки. Предложить малышу достать предмет, но не позволять при этом вставать со стула, чтобы добраться до предмета. Понаблюдать за ребенком секунд 20. Снова предположить ему достать предмет, подвинув его чуть ближе к малышу с тем, чтобы сохранить интерес к предмету, но анне досягаемости ребенка. Если ребенок не использует веревку для того, чтобы достать предмет, можно показать ему, как это сделать: потянув за веревку, приблизить предмет к малышу, а затем отодвинув назад, и снова, потянув за веревку, приблизить предмет. Вернув предмет в первоначальное положение, побудить ребенка достать его.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) теряет интерес к предмету;

б) играет с веревкой вместо того, чтобы доставать предмет;

в) старается влезть на стол, чтобы достать предмет;

г) обращается к экспериментатору или матери за помощью;

д) достает предмет, потянув за веревку, после показа;

е) достает предмет, потянув за веревку, без предварительного показа.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает использование «приставки» к предмету для завладения им в то время, как сам предмет не виден.

Ситуация: ребенок использует после показа или без него вертикально привязанную к предмету веревку, чтобы достать его. При этом предмет становится не видим малышу.

Предмет: тот же, что и в предыдущей ситуации.

Размещение: такое же, как в предыдущей ситуации.

Указания: привязав один конец веревки к игрушке, медленно опускать ее с одной стороны стола, за которым сидит ребенок, привлекая внимание малыша к процессу. Опустить игрушку на пол так, чтобы она была видна ребенку, если он наклонится при поиске ее. Другой конец веревки, собрав складками, расположить на столе перед руками ребенка. Побудить малыша достать игрушку. Подождать секунд 20. Если ребенок не использует веревку, для поддержания его интереса к игрушке потянуть, за веревку, поднять игрушку до уровня стояла и вновь опустить на пол. Если малыш все же не использует веревку для того, чтобы достать предмет, покажите, как это нужно сделать: несколько раз медленно тяните за веревку, поднимаю игрушку до уровня рук ребенка, а затем опустите ее на пол.

Повторение: 2-3 раз.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к игрушке, наклоняется, чтобы посмотреть на нее, но не

использует веревку для того, чтобы достать предмет;

б) роняет веревку на пол и расстраивается, что не может достать игрушку;

в) играет веревкой;

г) тянет веревку, но не на столько, чтобы достать игрушку;

д) достает предмет, потянув за веревку, после показа;

е) достает предмет, потянув за веревку, без показа.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает использование других предметов в качестве средства для завладения желаемым объектом.

Ситуация: ребенок использует палку как средство для доставания предмета, расположенного для доставания предмета, расположенного на горизонтальной поверхности, без показа или после показа.

Предмет: любая игрушка, к которой ребенок проявляет большой интерес, и палка длиной не более 50 см.

Размещение: ребенок может сидеть за столом, рабочая поверхность которого должна простираться много дальше, чем малыш в состоянии дотянуться.

Указания: положите предмет, к которому ребенок проявляет большой интерес, на противоположный конец стола вне досягаемости малыша, а около его рук положите палку для того, чтобы с ее помощью он мог достать предмет. Побудите ребенка достать игрушку, не разрешая ему при этом вставать со стула или ложиться на стол при попытках дотянуться до предмета. Если малыш не замечает палку- привлеките его внимание к ней. Подождите секунд 20. Снова привлеките внимание ребенка к предмету и побудите достать его. Если все же ребенок не использует палку для доставания предмета- продемонстрируйте ему ее использование: с помощью палки приблизьте предмет к малышку, а затем отодвиньте. И так несколько раз. Затем положите палку около рук ребенка и попросите его самого достать предмет.

Повторение: 2 раза.

Действия ребенка:

а) играет палкой и теряет интерес к предмету;

б) пытается добраться до предмета, не используя палку;

в) играет палкой и предметом, не подвигая его ближе (ударяет палкой по игрушке или сбивает ее со стола);

г) достает предмет с помощью палки после показа;

д) достает предмет с помощью палки без показа.

Месяцев

Дальнейшее развитие представлений о средствах для достижения цели предполагает предварительное согласование цели и соответствующих средств, что проявляется в предвосхищающих поведении в проблемной ситуации.

Ситуация: в задании, где требуется опустить длинное ожерелье в высокий сосуд, действия ребенка будут успешными, если он заранее учитывает, что сосуд может упасть.

Предмет: длинное ожерелье из маленьких блестящих бусинок и высокий узкий сосуд. Трудность состоит в том, что ожерелье длинное, а сосуд неустойчив из-за его размеров.

Размещение: ребенок может сидеть за столом или на полу на ковре.

Указания: продемонстрировать ребенку ожерелье во всю длину и сосуд. После этого убрать оба предмета за спину и быстро положить ожерелье а сосуд, а затем показать малышу бусинки в сосуде. На глазах у ребенка вынуть ожерелье (бусинки) из сосуда и отдать ему оба предмета. Наблюдать, как малыш будет пытаться вложить ожерелье в сосуд.

Повторение: 2-4 раза.

Действия ребенка:

а) не пытается положить ожерелье (бусы) в сосуд;

б) пытается положить ожерелье бусинку за бусинкой, не удерживая сосуд в устойчивом положении, и терпит неудачу;

в) удается «запихнуть» ожерелье в сосуд после нескольких неудачных попыток;

г) после предыдущей неудачи (одной или двух) продумывает способ, который учитывает неустойчивость сосуда: поддерживая сосуд одной рукой во время опускания в него ожерелья, ребенку удается в последующем успешно выполнить задание;

*д) с первой попытки выбирает способ, который учитывает неустойчивость сосуда, например свертывает ожерелье перед тем, как опустить его в сосуд, или предварительно вытягивает его, а сосуд поддерживает рукой.

Месяца

Дальнейшее развитие представления о средствах для достижения цели предполагает выбор соответствующего средства для достижения цели в проблемной ситуации.

Ситуация: ребенок не пытается надеть на стержень кольцо без отверстия, которое лежит среди других колец (с отверстием).

Предмет: набор пластмассовых колец, которые могут нанизываться на не установленный стержень, находящийся в руках экспериментатора. Одно из колец сплошное, без отверстия в середине.

Размещение: ребенок может находиться на полу на ковре или за столом.

Указания: разложить кольца перед ребенком таким образом, чтобы кольцо без отверстия не попалось ему первым, дабы не обескуражить малыша. Держа в руке стержень, надеть на него одно из колец, а затем предложить ребенку надеть остальные кольца. Если сплошное кольцо осталось последним и ребенок не надевает его на стержень спонтанно, то не нужно предлагать ему это сделать. Просто снимите все кольца со стержня и повторите опыт, подвинув сплошное кольцо ближе к рукам ребенка с тем, чтобы появилась большая вероятность того, что он возьмет это кольцо, если намерен надеть его на стержень, или намеренно избежит, если не собирается надевать его.

Повторение: 2-3 раза.

Действия ребенка:

а) играет кольцами, не надевая их на стержень;

б) постоянно пытается надеть на стержень сплошное кольцо, применяя силу;

в) пытается надеть сплошное кольцо один раз и затем больше его не трогает;

*г) откладывает сплошное кольцо в сторону, не пытаясь надеть его на стержень.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.