Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП

2017-11-27 173
Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только в условиях адекватного воспитания и обучения. Считается, что

· 25-35% детей с ДЦП имеют сохранный интеллект, однако их развитие идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии; в данном случае сохранный интеллект не означает полноценное развитие;

· 50% - детей с ДЦП имеют задержку психического развития, при этом наиболее часто встречается ЗПРпо типу психического инфантилизма;

· у 25% детей с ДЦП диагностируется олигофрения.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют общие особенности:

 

Особенности познавательной сферы Последствия
1. Нарушение активного произвольного внимания § нарушение формирование свойств внимания; § трудности формирования произвольного внимания; § нарушение всех психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, речь)  
2. Повышение истощаемости всех психических процессов (астенические проявления) § низкая интеллектуальная работоспособность; § нарушение познавательных процессов; § формирование патологических черт личности (робости, пугливости и т.д.); § астенические состояния, эмоциональная лабильность (усиливаются к концу дня, недели, учебной четверти, после болезни)  
3. Повышенная инертность всех психических процессов   § трудности в переключении с одного вида деятельности на другой; § патологическое застревание на отдельных учебных заданиях; § «вязкость» мышления.

 

Нарушения эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер проявляются у детей с ДЦП по-разному.

Эмоциональное развитие:

§ для одних детей характерны повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям - они беспокойны, суетливы, расторможены, раздражительны, упрямы, отличаются быстрой сменой настроения;

§ для других детей (таких большинство) характерны вялость, пассивность, нерешительность, заторможенность - они испытывают сложности в адаптации, с трудом налаживают отношения с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей, новой обстановки;

Также детям с ДЦП свойственны повышенная впечатлительность (многие дети болезненно реагируют на тон голоса, на нейтральные вопросы и предложения), пониженный фон настроения, расстройство сна.

Волевое развитие детей с данной аномалией также специфично. Например, по исследованиям Н.М. Сараевой,

§ у одних детей наблюдается волевой инфантилизм (37%),

§ у других – средний уровень развития волевых процессов (43%),

§ у третьих обнаруживается достаточно высокий уровень волевого развития (20%).

Особенности личностного развития:

§ аутизация (уход в мир фантазий);

§ эгоцентрические установки;

§ пассивность.

§ мотив деятельности – подчинение взрослому - сохраняется ведущим при взрослении;

§ пассивность, слабо формируются активные личностные установки; иждивенческие установки;

§ завышенная самооценка и низкий уровень притязаний (защитный механизм);

§ отставание в освоении этических правил (поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками);

§ в подростковом возрасте могут возникать истерические черты, депрессивные состояния.

Гиперопека взрослых может привести к более выраженному искажению личности.

Осознание дефекта чаще возникает в возрасте 7-8 лет и бывает связано с переживаниями по поводу недоброжелательного отношения со стороны сверстников и социальной депривации. Переживание неполноценности может принять хроническую форму, особенно у детей с нормальным интеллектом (Исследование О.Л. Раменской (1977).

.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать работу Мастюковой Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001.

2. Подготовить сообщение по статье «Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С.40-48.

Ответить на вопросы:

1. Какие научные факты позволяют отнести нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в т.ч. детский церебральный паралич (ДЦП) к самой распространенной причине детской инвалидности?

2. Назовите основные подходы к пониманию причин ДЦП в отечественной и зарубежной психологической науке и смежных дисциплинах.

22. Какой уровень развития интеллекта наиболее характерен для детей с ДЦП?

23. Объясните специфику проявления ДЦП при гемиплегии, моноплегии, диплегии, тетраплегии.

24. Каковы особенности социальной и психологической адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?

25. Можно ли предотвратить церебральный паралич?

Темы докладов и рефератов


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.