Статья 56. Право ребенка на защиту — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Статья 56. Право ребенка на защиту

2017-11-27 146
Статья 56. Право ребенка на защиту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[Семейный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 56]

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

4.

 

 

56 Статья 60. Имущественные права ребенка

[Семейный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 60]

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

6.

 

57

Право ребенка на охрану здоровья
Охрана здоровья является общенациональным приоритетом. Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья и среды обитания является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы. Российское законодательство предусматривает различные меры обеспечения условий охраны здоровья детей. Например, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст.10) в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья предписывает осуществлять следующие мероприятия: оказание бесплатной медицинской помощи, осуществление профилактики заболеваний медицинской диагностики, лечебно-оздоровительной работы, включающей в себя и медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Закон РФ «Об образовании» (ст.51) обязывает образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. При этом медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Важным моментом в рассматриваемом вопросе является наличие в учебном процессе перерывов достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. Грамотное распределение учебной нагрузки, организация горячего питания обучающихся, ежегодные профилактические осмотры как обучающихся (воспитанников), так и педагогических работников образовательного учреждения, применение адекватных развитию обучающихся образовательных программ являются необходимыми мероприятиями в деле охраны здоровья детей.

Еще в 1959 г., в Декларации прав ребенка было принято «во внимание, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». И потому название темы: «Право на охрану здоровья как естественное право ребенка» является закономерным.

По требованиям международного права «Право на наивысший достижимый уровень здоровья» является требованием принять ряд социальных мер – норм, постановлений, законов и создание благоприятной среды для сохранения здоровья человека. Возникает вопрос: «А что мы имеем на сегодня?».

Основополагающим нормативным актом, признающим ребенка субъектом права, является Конвенция о правах ребенка – единственный закон, который признали 200 стран мира и единственный закон ООН, который был принят безоговорочно в течение 2 минут.

Статья 6 Конвенции о правах ребенка провозглашает «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Статья 24 Конвенции нормативно закрепляет право ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание с утробы матери и до исполнения им 18 лет: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными условиями системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранении».

Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также ст.24 закрепляются права несовершеннолетних на охрану здоровья, в том числе на получение ими необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние, достигшие возраста старше 15 лет, имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от нее. В отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям (ст.31).

Накануне ХIV конгресса педиатров России (в 2010 г) главным педиатром страны, академиком А.Барановым было озвучено, что рост заболеваемости среди детей 5-7 лет возрос на 9%, а среди 15-17-летних составил 69,5%; в то же время понижение веса подростков достигло в среднем 1,5 кг, а снижение показателей роста на 2 см. Неутешительные факты говорят о существующих серьезных проблемах нашего ребенка. В то же время, с его же слов в нацпроекте «Здоровье» «…по детству почти ничего нет».

В ст.51 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются требования об охране здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий должны быть согласованы с органами здравоохранения.

А на деле уже в дошкольном возрасте детей нагружают непосильным их возрасту и развитию заданиям. Самое интересное то, что сами родители подвигают работников дошкольных учреждений идти на интенсификацию занятий. 20% первоклассников приходят в школу с пограничными нарушениями здоровья.

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику; в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Нервно-психические расстройства и сердечно-сосудистые увеличиваются в 2 раза, что доказывает отсутствие здоровьесберегающей среды в школе. 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильно выраженного переутомления.

Мирнинский район разработал и принял комплексную программу «Мирнинский район, доброжелательный к детям на 2010-2012 годы». Целью Программы является улучшение положения детей. Это невозможно сделать без школьных врачей. Поэтому глава муниципального образования Мирнинского района И.Р.Султанов считает необходимым доплачивать школьным врачам из местного бюджета. Уже с осени этого года школьные врачи района начнут паспортизацию здоровья каждого ребенка. Паспорт здоровья каждого ребенка даст возможность сохранить и укрепить его здоровье, мало этого, поможет сформировать у самого ребенка культуру здорового и безопасного образа жизни.

А как быть другим? Поэтому возникает необходимость регионального закона, учитывающего наши особенности для урегулирования взаимодействия медицинских и образовательных учреждений по вопросам школьной медицины.

О досуге детей мы вспоминаем перед летним отдыхом и то в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних. Оздоровление детей, организация летнего отдыха и санаторно-курортного лечения в республике с этого года станет очень проблематичным. Сброс с федерального бюджета финансирования на 2010 г полностью на региональный бюджет может только ухудшит былые достижения летнего отдыха.

Следующая проблема – это оказание санаторно-курортной и реабилитационной помощи детям. Закон Российской Федерации «О льготах на проезд на междугороднем транспорте детей, нуждающихся в санаторном-курортном лечении», устанавливает право на 50% скидку со стоимости проезда на междугороднем транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению учреждений здравоохранения. Не беря в расчет более здоровых детей, насколько родители сами соблюдают прописанный их ребенку-инвалиду ИПР (Инд. Программу реабилитации)? Ответственность ложится на участкового врача-педиатра и как, кем ведется учет реализации прав детей-инвалидов, если некоторая часть законных представителей не считают нужным и фактически не могут нести финансовое бремя оздоровления?

Кроме того, регион должен иметь восстановительные центры, позволяющие на ранних стадиях проводить реабилитацию детей после лечения в стационаре. Опять-таки штатные нормативы, стандарты, нормативы питания действуют согласно приказам, изданным аж в 1987-88 годах. Снова возникает проблема обновления и коррекции нормативно-правовой базы.

На сегодня в г Якутске, не говоря уже об улусах, невозможно, даже на платной основе, получить прививку от инфекционных заболеваний. Давно завис в Госдуме проект закона, касающегося профилактики йододефицитных состояний. Академик А.Баранов считает, что назрела необходимость принятия федеральных законов «Об охране здоровья детей», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», особенно в части расширения Национального календаря профилактических прививок.

Только упреждающая профилактика здоровья ребенка законными представителями и всесторонняя им помощь со стороны педиатров может реализовать право ребенка на сохранение здоровья, на его реабилитацию в случаях заболевания. Проблемы различных расстройств здоровья детей всех возрастов обусловлены не только нехваткой нормативной базы, социальными-экономическими, экологическими трудностями, но и массовой неграмотностью, в первую очередь, родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Академик Александр Александрович Баранов считает, что самым мощным фактором нездоровья детей является плохое питание. Вопросы школьного питания должны беспокоить в первую очередь не только родителей детей, но и медиков, которым приходится сплошь и рядом сталкиваться с последствиями недоедания ребенка.

Президент Д.Медведев говорил о неплохих результатах пилотных проектов по обеспечению горячим школьным питанием практически всех видов школ страны, посредством применения различных технологий в зависимости от количества школьников.

Также из опыта работы регионов Российской Федерации можно привести положительный пример организации контроля за расходованием детских пособий в Санкт-Петербурге. Средства, выделяемые городом через дошкольные карты, через специальную сеть магазинов могут расходоваться только на товары по утвержденному перечню и, в первую очередь, на детское питание. Принятое решение позволило улучшить ситуацию и победить такие заболевания младенческого возраста, как рахит, анемия, гипотрофия.

До 40% детей страны страдают остеопорозом, что связано с нехваткой кальция в еде. Следствием чего являются болезни опорно-двигательного аппарата. Кто должен следить за рационом питания детей?

Кроме того, 70% девушек до 18 лет и почти 50% мальчиков имеют отклонения со стороны репродуктивной функции. Если их не лечить, то примерно 30% из них будут бесплодны. В первичном звене нет ни диагностики, ни детских андрологов, ни детских гинекологов. По этому поводу главный педиатр страны высказался так: «Родители – темень беспросветная в этом вопросе».

По всей стране мы наблюдаем рост насилия по отношению к детям. По международной классификации болезней (МКБ) врачи должны комиссионно установить диагноз «Синдром жестокого обращения с ребенком» и зафиксировать его в медкарте ребенка. Для этого Минздрав региона должен подписать специальный Приказ, который бы устанавливал алгоритм межведомственного взаимодействия в случае установления диагноза «Синдром жестокого обращения с ребенком».

Меня и многих беспокоит очень высокий показатель аутоагрессивного поведения населения, особенно мужского, в том числе подросткового. В большинстве своем это является результатом жестокого обращения с ними ближайшего окружения. Считаю необходимым начать объединение сил ведомств по профилактике этого явления также созданием сильного Центра психотерапевтической службы помощи населению. Опыт Нюрбинского центра психотерапевтической помощи населению вселяет надежду на успешную профилактику этого явления.

80% смерти детей в подростковом возрасте происходят от несчастных случаев. Из них 95% смерти детей управляемы. О чем это говорить? Эта цифра говорит о плохой профилактической работе со стороны родителей, педагогов, врачей-педиатров по основам безопасности жизнедеятельности, а также об отсутствии или слабой профилактической работе с населением. Как получить грамотных и осведомленных родителей?

Как всегда в России: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Это означает, что придется силами врачей целенаправленно обучать родителей соблюдению основных потребностей ребенка по сохранению его здоровья. Пора включиться врачам в международное движение ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к детям», тогда будет и положительный сдвиг.

Приведенные неутешительные цифры детского неблагополучия говорят о том, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме детского здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривалось в логике сохранения благополучия нации и государства. Ждать уже нет времени.

На сегодня смело можно говорить о недостаточном объеме законодательной базы по сохранению здоровья детского населения в целом по Российской Федерации. Поэтому крайне необходима разработка и принятие нормативно-правовых актов защиты прав ребенка на здоровье на региональном уровне с учетом особенностей субъекта. Поэтому предлагаю разработать и принять на государственном уровне Концепцию создания здоровьесберегающей среды для детей Республики Саха (Якутия), в рамках которого найдут отражение все те проблемы, которые я пыталась обозначить в своем выступлении, в том числе разработка и внедрение нормативно-правовых законодательных актов.

 

Заканчивая свое выступление, я хочу сказать о том, что первыми в истории защитниками детей были врачи. Это они авторитетно заявили миру, что мир не должен терять человеческий облик в отношении любых детей. Благодаря врачам появились первые акты в защиту прав несовершеннолетних граждан. Но, в то же время, мало кто сочувствует работникам медицинских учреждений, которые годами со своими малолетними детьми мыкаются по самым что ни на есть хибарам, годами оплачивают арендные платежи. Договора в ипотеку с ними не заключают из-за низкой зарплаты, общежития для них не строят. Об этом необходимо говорит и от участников съезда написать письмо к правительству республики.

Я благодарю организаторов Первого съезда педиатров республики и желаю всем участникам воплотить благородные помыслы во имя здоровья детей.

 

58 Право ребенка на образование


(Извлечения из основных нормативно-правовых документов).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.