Правовые основы социальной работы с семьей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Правовые основы социальной работы с семьей

2017-11-27 629
Правовые основы социальной работы с семьей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. » Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 – 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.»[12]

В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»[13]

Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

 

2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

 

Во-первых для начала нужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация – это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не может преодолеть самостоятельно.

Причины, вызывающие такую ситуацию, весьма разнообразны. Например,

В.Д. Альперович в учебном пособие «Социальная работа» выделяет следующие причины:

1. экономические (возникает у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в составе есть инвалиды, семьи безработных);

2. асоциальные причины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);

3. психологические причины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);

4. медицинские (инфекционные, психические и венерические заболевания);

5. неполнота семьи.

По этому для решения таких проблем нужно вмешательство специалистов. Задачей которых является укрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку в решении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется «социальной поддержкой». «Социальная поддержка – это формальная и неформальная деятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессе проживания в обществе.»[14] Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которые действительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшими проблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.

Со стороны государство осуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарь социальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)».

Эту деятельность по отношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много уровневую и сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных и муниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных, религиозных и прочих организаций.

Сейчас в нашей стране большое распространение приобретают центры социально-психологической помощи семье и детям.

Н.В. Кузнецова в учебном пособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика» выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах:

1) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь:

a) оказание срочной материальной помощи;

b) содействие в трудоустройстве и получении профессии;

c) организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

d) создание при учреждениях вещевых фондов для нуждающихся;

e) содействие в посещении детьми культурных мероприятий;

f) содействие в организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

g) содействие в организации быта и питания остронуждающихся.

2) Социально-правовые услуги:

a) помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов;

b) содействие в предоставление социальных выплат;

c) правовая защита личных интересов детей;

d) правовое просвещение.

3) Социально-реабилитационные услуги:

a) организация психолого-медицинско-педагогического обследования;

b) социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

c) составление индивидуальных коррекционных программ.

4) Психологические услуги:

a) психодиагностика и обследование личности клиента;

b) психопрофилактика и психогигиена;

c) психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

d) коррекция отношений и поведения;

e) развития навыков эмоциональной саморегуляции;

f) организация посреднических услуг.

5) Педагогические услуги:

a) консультативная помощь родителям и детям;

b) содействие культурно-досуговой деятельности детей;

c) обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности.

6) Социально-медицинские услуги:

a) содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;

b) организация консультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образа жизни.

Социальный работник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.

Социальную работу с криминально-аморальными семьями из-за острого социального неблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж и социально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.

Для работы с асоциально-аморальными семьями требуются другие методы. По отношению к таким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.

В работе с конфликтными семьями, в которых отношения супругов хронически осложнены и находятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальный педагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе с родителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться по возможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины, приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супругов прежде всего на основе интересов ребенка.

Педагогически несостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, который должен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректировать взаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибки родителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологические службы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологические особенности ребенка.

49 Система социальной помощи детям с ограниченными возможностями

 

Пространство системы социальной защиты, реабилитации и социального обслуживания детей с ограниченными возможностями регулируется целым рядом нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней. Совокупный объем их определяется Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Социальная помощь детям с ограниченными возможностями - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих ребенку условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 г.[23].

Социальная реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и социальной адаптации.

Реабилитация инвалидов включает:

- медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования;

- профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной ориентации и трудоустройства;

- социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Федеральная базовая программа реабилитации определяет гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно.

Индивидуальная реабилитационная программа разрабатывается на основании решения службы медико-социальной экспертизы и является обязательной для исполнения соответствующими государственной власти органами местного самоуправления или другими организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от нее частично или в целом. Этот отказ освобождает соответствующие государственные или иные структуры от ответственности за результаты выполнения программы реабилитации и не дает право инвалиду на бесплатные реабилитационные мероприятия.

Санаторно-курортные путевки детям-инвалидам и лицам их сопровождающим выдаются бесплатно учреждениями здравоохранения по месту жительства ребенка.

Инвалиды и дети - инвалиды имеют право на санаторно- курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети - инвалиды, нуждающиеся в санаторно- курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно - курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше трех лет, предоставляются кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски (приказ Минздрава РСФСР № 1 17 от 04.07.91 г.)

Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий (Приказ Минсобеса РСФСР № 35 от 15.02.91г.)

Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

Инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло - сурдо - и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов производится бесплатно или на льготных условиях (ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство, либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если он приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги в соответствии с нормами по принятому законодательству (ст. 11 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ").

Другим направлением социальной реабилитации инвалидов является формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 1993г. № 1188 утвержден перечень категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики.

Продолжением адресной и индивидуальной поддержки инвалидов и граждан пожилого возраста является федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ.

Настоящий закон предусматривает удовлетворение потребностей указанных граждан в социальных услугах. Формы социального обслуживания и права на него, согласие граждан на социальное обслуживание или отказ, объем социальных услуг как гарантированных (бесплатных), так и платных - все эти вопросы регламентирует законодательными актами, определяющими политику социального обслуживания.

Перечень нормативно-законодательных актов в отношении социального обслуживания инвалидов и людей пожилого возраста приведен ниже:

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995г„ № 122-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995г. № 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (с изменениями на 17 апреля 2002 года);

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ;

Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996г.№8-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996г. № 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";

Приказ Министерства социальной защиты населения РФ от 24 июня 1996г., № 180 "Об утверждении форм примерных договоров, заключаемых между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающими данные услуги, или их законными представителями".

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста – материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации – снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.

Соседи – частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет – категория "ребенок-инвалид".

Основные льготы и преимущества:

-бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;

- бесплатное санаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляется сопровождающему лицу);

- дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка МСЭ и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;

- 50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;

- 50 % скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту лечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства;

- согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

- согласно ст. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида.

Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 "О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет", 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя – при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.