Педагогические течения в зарубежной педагогике конца 19-нач.20 века: прагматическая педагогика Дж.Дьюи; теория гражданского воспитания и трудовой школы Г.Кершенштейнера. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Педагогические течения в зарубежной педагогике конца 19-нач.20 века: прагматическая педагогика Дж.Дьюи; теория гражданского воспитания и трудовой школы Г.Кершенштейнера.

2017-11-27 288
Педагогические течения в зарубежной педагогике конца 19-нач.20 века: прагматическая педагогика Дж.Дьюи; теория гражданского воспитания и трудовой школы Г.Кершенштейнера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 90-х годах XIX века в США зародилась и затем расцвела так называемая «философия прагматизма». Сторонники прагматизма заявляли, что их философия выше идеализма и материализма, что будто бы объективной истины не существует и человек не может к ней приблизиться. Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1952) был видным представителем одного из направлений прагматизма, так называемого «инструментализма», утверждающего, что всякая теория, всякая идея, раз она полезна данному индивидууму, должна рассматриваться как «инструмент действия».. Позиции его по вопросам педагогики несколько раз именялись в течение жизни, хотя принципиальная основа сохранялась неизменной.. «Интеллектуальное образование», по мнению Дьюи, оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (т. е. дети господствующих классов), которое обладает «интеллектуальными импульсами, тенденциями и склонностями». Новая система образования, предназначенная для массовых школ, должна быть организована таким образом, чтобы она стимулировала развертывание «практических импульсов», помогала детям «что-нибудь работать, что-нибудь делать» вместо усвоения научных знаний. Таким образом, Дьюи утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Для громадного большинства нет «непосредственного социального основания для приобретения чистого знания, здесь нет никакой социальной выгоды от этого в случае успеха». «Импульсы» рабочего класса направлены на другое — на практическую подготовку к жизни. Задача школы — путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия. Большую роль в развитии ребенка Дьюи придавал наследственности. По его словам, теория наследственности сделала общепризнанным положение, что совокупность умственных и физических свойств индивидуума есть достояние расы и передается по наследству. Воспитание, как указывал Дьюи, должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта ребенка. Центральная фигура в процессе воспитания — ребенок. Он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Все дело в ребенке. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности упражняться. Дьюи считал, что «обучение посредством делания» только и может связать детей с жизнью. Он говорил, что «занятия трудом делаются явно центром школьной жизни». Большой популярностью пользовалась в Германии начала XX века и в ряде других стран педагогическая теория Георга Кершенштейнера (1854—1932). Кершенштейнер выступил с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». «Гражданское воспитание» должно научить детей безусловному повиновению государству. Оно должно осуществляться через народную, массовую школу. Кершенштейнера тревожит рост сознательности пролетариата, крепнущее рабочее движение. Кершенштейнер считал, что было бы ошибкой сокращать срок пребывания детей трудящихся в школе, высказал мысль о необходимости «реформировать» школу, сделать ее «трудовой». В этой школе учащиеся, по его мнению, должны заниматься ручным трудом и получать технические навыки. С этой целью при каждой народной школе для практических занятий должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Кершенштейнер считал, что в народной школе не следует давать значительное общее образование. По его словам, «сущность трудовой школы заключается в том, чтобы вооружить минимумом знаний и максимумом умений, навыков и трудолюбия, а также соответствующими гражданскими убеждениями». По сути дела, Кершенштейнер был сторонником двойственной системы народного образования. Его «народная школа», готовящая послушных и толковых рабочих, никак не связана со средней школой (гимназиями и реальными училищами). Свой «трудовой принцип» он почти не распространил на среднюю школу. Так, в реальных училищах труд, по его мнению, может осуществляться в лабораториях, а в гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.

 

34.Системы образования ведущих стран между Первой и Второй мировыми войнами. Экспериментальный поиск новых подходов к обучению и воспитанию на основе идей реформаторской педагогики (Дальтон-план, Иена-план и др.).

 

35.Создание и развитие советской системы образования в России и Беларуси в 1917-1945гг.

В 1917г. В результате октябрьских событий в России к власти пришла большевицкая партия и была установлена советская власть. Новое правительство проявила активность в вопросах организации новой школы. Упрозднялись все существовавшие до революции УЗ, школа отделялась от церкви, приняты документы по вопросам организации новой СО (полож.По единой трудовой школе РСФСР). Согласно этого документа предполагается создать школу из 2 ступеней: -5 лет (8-13); -4 года (14-17). Школа: совместное обучение, гуманное отношение к ребенку, связь школы с трудом, жизнью. В 20 гг. после дискуссий о сроках обучения было установлено, что основной школой станет семилетка (4+3). Одновременно разрабатываются новые программы обуч. Для 1 ступени первоначально предложены комплексные программы (уч. Материал строился не по уч. Предметам, а по темам и направлении – человек, природа, общество). Практика по таким программам выявило ряд недостатков (учащ. Получили неполные сведения). У истоков разработки основ новой педагогики стояли такие ученые С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, Крупская, Антон Семенович Макаренко – автор теории «Коллективного воспитания». В нач.30 гг. происходит перестройка советской СО, принято постановление о начальной и средней школы, где шел перевод на предметные программы, создавались стабильные учебники, вводились переводные экзамены. С середины 30 гг. установлена единая С общеобразовательной школы. В центре воспитания работы было воспитание учащихся в дуче активных строителей соц.общества. Важная роль – детским, молодежным организациям. В Беларуси в 20-30 гг. СО созд. По образцу российской. Как особенность – белоруссизация. В сложном положении школа оказалась в период ВОВ. Немцы пытались создать народные школы. В зонах партизан открывались лесные школы.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.