Модели построения педагогического процесса — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Модели построения педагогического процесса

2017-11-27 1706
Модели построения педагогического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В языке данных измерений образовательный процесс можно разделить на:
- учебную модель;
- комплексно-тематическую модель;
- предметно-средовую модель.
Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу раздельных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такая структура образовательных содержаний тесно связана с определенной функцией взрослого – учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому.
Модель рассчитана на заблаговременное и жестокое программирование образовательной среды – ее топографии (сборник учебных предметов) и временной организации (развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета).

Комплексно-тематическая модель -использует более органичную для ребенка-дошкольника организацию образовательных содержа­ний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленное в эмоционально-об­разной, а не в абстрактно-логической форме. Реали­зация темы в разных видах детской активности («про­живание» ее ребенком в игре, рисовании, конструи­ровании) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится и организа­ция предметной среды.
Стандартный набор тем придает систематичность образовательному процессу, однако в целом послед­ний направлен, скорее, на расширение осведомленно­сти ребенка об окружающем, чем на его развитие. Мо­дель предъявляет довольно высокие требования к об­щей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются не­посредственно на предметную среду, минуя взросло­го как их деятельного носителя. Классический вари­ант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной, искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М. Монтессори). Взрослый в этой модели - лишь организатор предметной среды, его функция - подбор развивающего материала,который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.

Технология построения педагогического процесса

Специфика процессов, образующих целостный ПП (процессуальная структура ПП):

а)выделение главных (доминирующих) и сопутствующих функций каждого из процессов.

б)выбор форм достижения цели.

в)выбор методов (путей) достижения цели.

г)выбор методов контроля и самоконтроля.

Процессуальная структура:

1 компонент – содержательно-целевой;

2 компонент – организационно - деятельностный характеризуется:

1 уровень – управление восп/деятельностью педагогов;

2 уровень – организация взаимодействия воспитателей и воспитанников;

3 компонент – эмоционально-мотивационный;

4 компонент – контрольно – оценочный;

5 компонент – результативный

Источники воспитания, субъекты ПП:

1 – семья; 2 – школа: * ясли, д/с, центры развития; * средняя общ-ная школа: нач.(1-4); основная (5-9); полная средняя (9-11); * ПТУ; * средние - специальные уч/заведения: училища; колледжи; техникумы; * ВУЗ-я: институты; университеты; академии.

3 – внешкольные учреждения: худ., спорт., муз., Дома и Дворцы творчества…;

4 – культурно-просветительные учреждения: библиотеки, музеи, театры…;

5 – средства массовой информации: ТВ, радио, печать; 6 – религия; 7 – природа (Каптерев); 8 – государство; 9 – язык и обычаи народа; 10 – воспитанник (как субъект).

Этапы ПП:

1.
Подготовительный этап.

2.
Основной этап.

3.
Заключительный этап или этап анализа достигнутых результатов.

 

Права и обязанности участников педагогического процесса

 

ПРАВА ДЕТЕЙ

С момента рождения:

— на имя;

— на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

— на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

— на гражданство и др.

С 6 лет добавляется право:

— совершать мелкие бытовые сделки;

— совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения

С 8 лет добавляется право:

— на участие в детском общественном объединении.

С 10 лет добавляется право:

— на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса.

С 14 лет добавляются права:

— получить паспорт гражданина Российской Федерации;

— самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

— давать согласие на изменение своего гражданства;

— самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

— самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

— управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла.

С 15 лет добавляется право:

— работать с согласия профсоюза, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти лет добавляются следующие права:

— вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

— работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

— управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;

— быть полностью дееспособным.

В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

РОДИТЕЛИ

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

– на бесплатное получение их детьми основного общего образования;

– выбора для своих детей образовательного учреждения и форм получения образования (до получения несовершеннолетними детьми основного общего образования);

– на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

– на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

– на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

– участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети, в формах, определенных Уставом;

– на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

– на помощь со стороны школы в обучении и воспитании детей;

– выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

– обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

– общее собрание родителей учащихся образовательного учреждения вправе принимать решение о направлении в высший орган государственной аттестационной службы требования о предъявлении образовательному учреждению рекламации на качество образования и/или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта;

– защищать права и законные интересы детей, выступать их законными представителями;

– на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

– обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;

– воспитывать детей, исключая жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

– обеспечивать необходимые условия для нормального развития ребенка;

– создавать необходимые условия для получения своими детьми образования; обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;

– выполнять Устав образовательного учреждения;

– не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– содержать своих несовершеннолетних детей.

ответственность родителей

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

– уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

– злоупотребляют родительскими правами;

– жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

– совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

– в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,

– за доведение ребенка до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,

– за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,

– за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

Уголовная ответственность наступает:

– за вовлечение своего ребенка в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

– за вовлечение ребенка в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

– за вовлечение ребенка в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

– за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;

– за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).

РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

ПРАВА ПЕДАГОГОВ

Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:

– на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (более подробно о запрете на педагогическую деятельность в конце раздела);

– создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;

– иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

– на получение информации от администрации образовательного учреждения, органов управления образованием;

– на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны других участников образовательного процесса;

– на свободное выражение своего мнения;

– на участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений;

– на свободное и безопасное пребывание в стенах школы.

– на охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда;

– на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

– на участие в управлении образовательным учреждением в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения;

– на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением; методов оценки знаний учащихся;

– на отдых во время перемены и после уроков;

– на повышение квалификации с помощью администрации образовательного учреждения, которая с этой целью создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

– на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;

– создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;

– на участие в забастовках;

– на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяется учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения;

– на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;

– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

– на получение пенсии по выслуге лет;

– аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

– для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющим индивидуальный план – на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной плат; на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

– уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

– соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

– реализовывать образовательные программы и обеспечить уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

– способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

– стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы, постоянно повышать свой профессиональный уровень;

– проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

– выполнять Устав школы и правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, выполнять обязанности дежурного учителя;

– быть примером достойного поведения в школе и общественных местах;

– уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;

– принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;

– аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать о предстоящих контрольных работах.

Педагогические работники должны знать:

– Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы и подзаконные акты Российской Федерации и региональные по вопросам образования;

– основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

– основы права, научной организации труда;

– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

– программы и учебники, требования к оснащению и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

– повторное в течение одного года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

– применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) Устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

 

60. Создание новых моделей дошкольного образования

Создание модели дошкольного образовательного учреждения становится настоятельной потребностью в современных российских условиях. Актуальность такого подхода особенно возрастает в условиях, когда множество семей попросту теряются в многообразии форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Создание принципиально новой модели дошкольного образовательного учреждения, максимально упростит выбор родителями программы развития ребенка, удовлетворит потребности практически любой семьи. Одной из важных проблем образования в обществе со сложной стратификационной структурой является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые возможности. Одним из способов реализации равенства возможностей является создание модели образовательного учреждения принципиально нового типа, обеспечивающей оптимальный маршрут развития для каждого ребенка. При этом ребенок с «особыми» потребностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Особенности в развитии, обусловленные различными причинами, в том числе заболеванием, приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.

Разработка и создание действующей модели дошкольного образовательного учреждения принципиально нового типа, объединяющей службы различной функциональной направленности, положительно повлияет на увеличение количества детей, охваченных государственной системой дошкольного образования, будет способствовать успешному формированию базисных характеристик личности каждого ребенка и обеспечит амплификацию развития. Это представляется возможным при соблюдении определенных условий:

1)наличие в учреждении помещений, оборудованных для реализации специальных программ;

2) создание штата высококвалифицированных специалистов;

3) достаточная оснащенность учреждения (игровое и методическое оборудование, компьютерная и видеотехника).

 

Задачи:

1. разработать концептуальные положения реализации проекта;

2. разработать общие принципы организационной модели инновационного дошкольного образовательного учреждения;

3. разработать и описать содержательную модель инновационного дошкольного образовательного учреждения;

4. экспериментально проверить действенность разработанной модели, ее значение для микро- и макросоциума города.

Создание подобных учреждений положительно повлияет на увеличение количества детей, охваченных государственной системой дошкольного образования. Это касается как семей, имеющих нормально развивающихся детей, так и семей, имеющих детей с «особыми» проблемами. Учитывая то обстоятельство, что дети с «особыми» проблемами чаще всего имеют ограничения и в физической активности, а некоторые из них вообще самостоятельно не передвигаются, открытие подобных учреждений в непосредственной близости от их места жительства, будет наивысшим проявлением внимания и заботы к нуждам и проблемам таких детей и их семей. Кроме того, интеграция детей с «особыми» потребностями в общество сверстников будет способствовать воспитанию у дошкольников гуманного отношения, проявления сострадания и милосердия.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.