Центра коррекционно-развивающего — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Центра коррекционно-развивающего

2017-11-27 337
Центра коррекционно-развивающего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего

Обучения и реабилитации

 

 

Для специальностей:

1-03 03 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»

1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

 

2013 г.


 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Е.Н.Рагель, преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой олигофренопедагогики

(протокол № 15 от 26.06.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой

 

____________Е.А.Винникова

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета специального образования

(протокол № 11 от 27.06.2013 г.)

 

Председатель Совета факультета

 

____________ С.Е.Гайдукевич

 

Оформление программы практики и сопровождающих её материалов действующим Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Руководитель практики учебно-методического управления БГПУ

 

_______________ Г.В. Савицкая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагогическая практика(далее – практика)в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога) в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР)проходит у студентов дневной формы получения образования на V курсе (9 семестр) и у студентов заочной формы получения образования на VI курсе(11 семестр) в течение 4-х недель.

В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя (учителя-дефектолога), осуществляющего свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования указанного выше учреждения системы образования.

Цель практики – формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического процесса в ЦКРОиР и овладение функциями деятельности учителя (учителя-дефектолога) в работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями (далее ТМНР).

Задачи практики:

- формирование умений применять, расширять и детализировать теоретические знания, полученные во время занятий по дисциплинам «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии», «Психология детей с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями» в работе с детьми с ТМНР;

- формирование умения осваивать разнообразные методы, приемы, формы работы, современные средства обучения с детьми с ТМНР;

- осуществление проектной деятельности: создание презентации, обобщающей специфику работы специалистов ЦКРОиР.

В процессе практики каждый студент должен овладеть следующими умениями:

- вырабатывать умение планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми с ТМНР в условиях ЦКРОиР;

- формировать практические навыки, необходимые умения для работы с детьми с ТМНР;

- формировать умение проводить групповые и индивидуальные занятия с детьми с ТМНР;

- совершенствовать умения анализа и самоанализа проведенных занятий с детьми с ТМНР;

- закреплять умения подбирать диагностические методики для психолого-педагогического обследования детей с ТМНР, осуществлять психолого-педагогическое обследование в соответствии с диагностическим инструментарием, составлять психолого-педагогическую характеристику;

- развивать умение проведения консультативной работы с педагогами, родителями, родственниками и близкими, воспитывающими ребенка с ТМНР;

- стимулировать творческое отношение студентов к реализации содержания педагогической практики.

Вся работа студентов фиксируется в дневнике практики.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Практика начинается с курсового собрания по организационно-методическим вопросам, на которомруководитель практики от факультета информирует студентов о задачах и содержании практики, проводит обучение и проверку знаний по вопросам трудового законодательства и охраны труда.

В первый день прохождения практики руководитель учреждения образования проводит ознакомление студентов с приказом по учреждению о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики студентов и назначении непосредственного руководителя, осуществляет инструктаж по охране труда, знакомит с учреждением, администрацией, педагогическим коллективом.

В течение первых трех дней практики студент, выполняя роль активного наблюдателя, обязан ознакомиться с деятельностью ЦКРОиР, предварительно изучив «Положение о Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Практиканту следует обратить внимание на особенности структуры и функционирование данного ЦКРОиР: количество и состав групп детей, получающих коррекционно-педагогическую поддержку в ЦКРОиР; порядок приема детей и комплектования групп; состав специалистов ЦКРОиР с учетом контингента детей; формы и содержание оказания помощи детям с ТМНР.

В течение всего периода практики студенты выполняют задания учебно-исследовательского характера, собирают материалы для написания психолого-педагогической характеристики ученика, изготавливают наглядные пособия.

Документация для ознакомления:

- журнал регистрации детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование в ЦКРОиР;

- журнал учета проведенных консультаций;

- классный журнал (журнал учета проведенных занятий и посещаемости детьми);

- расписание занятий;

- перспективные планы развития (групповые, индивидуальные);

- тетрадь преемственности учителя-дефектолога и воспитателя;

- картотека оборудования и наглядных материалов (или паспортами кабинетов);

- статистическая отчетность установленной формы;

- другая документация.

Практиканту необходимо ознакомиться с образовательной средой ЦКРОиР, изучить распорядок его работы, особенности его взаимодействия с другими образовательными и лечебными учреждениями.

Направление и содержание коррекционно-педагогической работы с ребенком практикант строит с учетом данных комплексного, системного и целостного изучения ребенка, выявившего уровень его актуального и ближайшего развития, особое внимание обращая на заключение и рекомендации ЦКРОиР.

Коррекционно-педагогическую работу студент планирует с учетом содержания коррекционной работы педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и других специалистов ЦКРОиР.

Практикант за весь период практики проводит не менее 16 коррекционно-развивающих занятий, содержание которых оформляется в развернутых конспектах и соответствует содержанию программы коррекционно-развивающей работы с ребенком или с подгруппой.

Коррекционно-педагогическая работа студента-практиканта учитывает реабилитационный потенциал семьи и возможности ее участия в коррекционно-развивающей работе. Сведения о способности и возможности участия семьи в коррекционно-развивающей работе с ребенком находят отражение в психолого-педагогической характеристике ребенка.

Практикант принимает участие в организации образовательного процесса для детей с ТМНР.

Студент-практикант обязан посетить не менее 3 коррекционно-педагогических занятий, проводимых учителем-дефектологом и педагогом-психологом, дать их развернутый анализ, представленный в письменном виде. Программой данного вида практики предусмотрены два открытых занятия.

Практикант участвует в консультативной работе, проводимой ЦКРОиР. План-конспект проведенной беседы должен быть приложен к отчету.

План-график прохождения практики

1. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам (для студентов заочной формы получения образования проводится во время летней экзаменационной сессии).

2. Знакомство с классом, изучение личных дел воспитанников.

3. Наблюдение занятий учителя-дефектолога с последующим анализом.

4. Работа студента-практиканта в ЦКРОиР в качестве учителя-дефектолога.

5. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам для подведения итогов практики (для студентов заочной формы получения образования проводится во времязимней экзаменационной сессии).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Каждый этап практики оценивается отдельно. При оценке учитывается не только уровень работы, выполненной в качестве учителя (учителя-дефектолога) ЦКРОиР, но и качество отчетной документации, своевременность ее сдачи. На каждом этапе практики оценка выставляется на основе обсуждения и согласования мнений методиста практики, учителей (учителей-дефектологов) и администрации ЦКРОиР.

9-10 баллов ставится студенту за:

- выполнение в полном объеме содержания работы учителя (учителя-дефектолога), предусмотренное положением о Центре, и проявление при этом достаточно глубоких знаний психолого-педагогической теории, инициативы и творческой самостоятельности в данном виде педагогической деятельности;

- обоснованное определение и эффективное решение коррекционно-развивающих задач, подбор и изготовление дидактических материалов, рациональное применение разнообразных методов и технологий коррекционно-педагогической работы, направленной на профилактику и коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка;

- организацию и проведение психолого-педагогического обследования детей, в том числе в системе диагностико-коррекционных занятий;

- активное участие в консультативной работе Центра и квалифицированную консультативную помощь педагогам и родителям;

- активную методическую работу: участие в разработке индивидуальных программ развития, в моделировании процесса сопровождения ребенка с ТМНР в Центре, пропаганду знаний по теории и практике обучения и воспитания детей с ТМНР;

- наличие по всем зачетным видам работ отметок 10, 9.

6-8 баллов ставится студенту за:

- выполнение в полном объеме содержания работы учителя (учителя-дефектолога), предусмотренное положениями о Центре, и проявленная при этом хорошая теоретическая подготовка, самостоятельность в планировании и осуществлении всех видов работы данной педагогической практики;

- правильное определение задач коррекционно-педагогической работы, но затруднения в их обосновании; допуск незначительных методических ошибок в построении коррекционных занятий и подборе приемов коррекционно-образовательного воздействия;

- организацию и проведение психолого-педагогического обследования детей, в том числе в системе диагностико-коррекционных занятий, нуждающемуся в незначительной помощи специалиста при интерпретации полученных данных;

- оказание под руководством руководителя практики и методистов квалифицированной консультативной помощи родителям по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ТМНР;

- участие в методической работе ЦКРОиР;

- наличие по всем зачетным видам работ преимущественно отметок 8, 7, 6.

3-5 баллов ставится студенту за:

- проявление недостаточной теоретической подготовленности и самостоятельности в планировании, проведении всех видов работ данной педагогической практики;

- возникшие трудности в самостоятельном определении и обосновании задач индивидуальной, групповой коррекционно-педагогической работы, допуск значительных методических ошибок в построении коррекционных занятий, в подборе приемов и средств коррекционно-образовательного воздействия;

- проявление низкого уровня готовности к организации и проведению психолого-педагогического обследования детей;

- проявление резко ограниченной самостоятельности и низкой научно-теоретической готовности к методической и консультативной работе;

- наличие по всем видам зачетных работ преимущественно отметок 5,4.

1-2 балла ставится студенту за:

- проявление низкого уровня активности при подготовке и осуществлении всех видов работ, предусмотренных содержанием данной практики;

- наличие низкого уровня психолого-педагогической и методической подготовленности к проведению коррекционно-педагогической работы в условиях Центра;

- не владение умениями психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и интерпретации полученных данных;

- наличие по всем видам работ в большинстве своем отметок 3,2,1.

 

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв непосредственного руководителя практики от учреждения образования, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы/ Под ред. И.М.Бгажноковой. - М.,2007.

3. Гайдукевич, С.Е. Методикаучебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

4. Гайдукевич, С.Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.

5. Инструктивно-методические материалы по педагогической практике для студентов III-V курсов отделения олигофренопедагогики дефектологического факультета. - Мн., 1997.

6. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобрен Советом Респ. Бел. 22 декабря 2010 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 496 с.

7. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - Мн., 2011.

8. Сб. программ для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Основы жизнедеятельности. Коммуникация. Сенсомоторное обучение. Предметно-практическая деятельность. Музыкально-ритмические занятия. Изобразительная деятельность. Адаптивная физическая культура. 1-4 классы. Практическая математика. 2-4 классы. – Минск: Народная асвета, 2007.

9. Сб. программ для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Социальная адаптация. Коммуникация. Практическая математика. Музыкально-ритмические занятия. Изобразительная деятельность. Адаптивная физическая культура. Трудовое обучение. Хозяйственно-бытовой труд. 5-9 классы. – Минск: НИО, 2008.

 

Дополнительная

1. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттемир С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями/ Под ред. Н.Ю.Барановой. – СПб., 2005.

2. Инструкция о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития. - Мн., 2006.

3. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книги 1-8. М.Питерси, Р.Трилор. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Ассоциация Даун Синдром, 2001. Издание второе.

4. Программно-методический комплекс по практике в качестве педагога-психолога в учреждениях образования. - Мн., 2003.

5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.,2003.

6. Уфимцева Л.П., Сафонова Л.М. Диагностика психофизического развития подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Коррекционная педагогика, 1 (19), 2007.

7. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. - 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь,2005. - 477с.

8. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.- М.: ВЛАДОС, 2004 - 367с.

9. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: Издательство "Союз", 2004. - 336с.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПРИМЕРНАЯ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Приложение 1

 

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Полное название занятия. Время, место, возрастная категория особенности детей, количество воспитанников.

2. Цели: образовательные, коррекционные, воспитательные.

Дидактическая цель - это то, что должен организатор развивать, формировать, воспитывать у детей. Это результат, полурезультат, наметки результата общения взрослого и ребенка.

Коррекционная цель должна четко ориентировать (учителя-дефектолога) на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

3. Методы и приемы работы - это арсенал средств, применяемых для решения задач.

4. Краткое содержание просмотренного занятия.

5. Анализ структуры занятия: план и логика; преемственность этапов и последовательность включения детей в задания, упражнения по степени нарастающей сложности.

Каждое занятие должно состоять из нескольких блоков, этапов, в ходе которых ведущий решает образовательную задачу, подчиненную общей цели занятия: ввести в тему, активизировать прошлый опыт, закрепить умения, навыки и т.п.При анализе структуры занятия необходимо обращать внимание на инструкции учителя-дефектолога:четкость, лаконичность, мотивационный настрой, побуждающий детей к выполнению.

Логика построения занятия – это отработка тех приемов поведения, той информации, которая затем включается в работу на последующих этапах, но в иных вариантах.

6. Психология общения в ходе занятия: о соотношении побуждения детей к деятельности (комментарии, высказывающие положительные эмоции, установки, стимулирующие интерес, волевое усиление к решению задачи и т.п.) и принуждения (резкие замечания и т.п.); o самоорганизации ведущего: собранность, настрой, педагогически находчивость, оптимистический подход и пр.

7. Учет возрастных особенностей детей и структуры дефекта предполагает соотнесение формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения с основными видами деятельности детей данного возраста,с данной структурой дефекта, наиболее важных мотивов поведения, характерных для данной категории.

8. Выводы: основные положительные и отрицательные моменты данного занятия, соответствие целям занятия.

 


Приложение 2

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ

Приложение 4

Примерная схема составления психолого-педагогической

Характеристики воспитанника

 

Психолого-педагогическая характеристика

воспитанника___________________ _____класса

(учреждение образования).

 

Составил студент_____группы 5 (6) курса

дневной (заочной) формы

получения образования

факультета специального образования.

 

1) Ребенок___года рождения, поступил в_______________.(указать дату поступления) по направлению ____________ с диагнозом __________. Состояние ЦНС ребенка................(охарактеризовать неврологический статус). Физическое развитие ребенка (охарактеризовать физический статус).

До поступления в ________________ (указать, где воспитывался или обучался). В представленной характеристике о ребенке говорится, что он________________________ (изложить характеристику словами, обобщенно).

В течение обучения показал продвижение ________________ (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками, в поведении, в учебной деятельности и т, д.) Указать источники, на основании которых характеризуется продвижение — это могут быть устные или письменные характеристики учителей.

2) Анамнестические сведения:..................................................................

3) В процессе психолого-педагогического эксперимента выявлено следующее:

Деятельность и личность...............(дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке, показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать, ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности его уровня притязаний и самооценки).

Речь.................(указать, в какой мере — значительно или незначительно недоразвита).

Звуковая сторона речи................ (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).

Словарь..............(указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов — частей речи — ограничен, охарактеризовать морфологическую и семантическую структуры слова в речи ребенка; дать ссылки на протоколы обследования).

Фразовая речь.............. (указать характер предложений: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные; охарактеризовать грамматические связи, указать соответствующий раздел протокола обследования).

Развернутое спонтанное (самостоятельное) высказывание.................

(указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога; охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, соблюдения логических связей; отметить выразительность или общую примитивность высказывания)

Запас знаний и представлений................ (охарактеризовать с учетом особенностей речевого развития, подчеркнуть, развит ли в пределах возрастной нормы или личного опыта, отличается ли бедностью даже в пределах личного опыта; сделать ссылки на протоколы обследования).

Ощущения, восприятия, представления.................... (описать выявленные особенности предметных образов, особо выделить степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений; дать ссылки на протоколы обследования).

Мышление.................(дать общую характеристику мышления как деятельности со стороны целенаправленности, мотивированности и критичности; охарактеризовать особенности наглядных форм мышления: средства и способы мышления; показать характер устанавливаемых связей: адекватных заданию или случайных; охарактеризовать особенности осмысливания словесно-логических связей; сделать ссылки на протоколы обследования).

Память и внимание.............. (охарактеризовать память ее стороны прочности, представленности в ней логических компонентов; охарактеризовать внимание со стороны устойчивости, целенаправленности, произвольности в разных видах деятельности).

На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что у ребенка имеет место................ (дать определение структуры дефекта —«диагноз».

В качестве индивидуальных особенностей отмечается следующее................(назвать все выявленные индивидуальные особенности, особо обратить внимание на особенности деятельности и личности; на уровень речевого развития в его связи с особенностями жизненного опыта, на особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно-образных и словесно-логических задач).

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие рекомендации:

—.............. (указать профиль учреждения, в котором нуждается ребенок).

—.............. (дать конкретные психолого-педагогические рекомендации, вытекающие из выявленных индивидуальных особенностей ребенка).

Протоколы обследования прилагаются.

Студент......................... (подпись).

Дата.............................

Характеристика заверяется руководителем учреждения образования и скрепляется печатью.

 


Приложение 5

Памятка по оформлению дневника по педагогической практике

1. Дневник наравне с отчетом по практике является основным документом для отчета студента о выполнении программы. Во время практики студент кратко и аккуратно записывает все, что проделано им за день по выполнению программы и индивидуальных заданий.

2. Не реже одного раза в неделю практикант обязан представить дневник на просмотрнепосредственному руководителю от учреждения образования. Он подписывает дневник, делает замечания, дает дополнительные задания, выставляет текущую оценку за ведение дневника и выполнение программы практики.

 

Титульный лист

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

Кафедра олигофренопедагогики

 

ДНЕВНИК

педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

 

ФИО студента-практиканта

факультета специального образования

___курса ___ группы

дневной(заочной) формы

получения образования,

специальность

 

Практика проводится в ______________________________________________

(название учреждения)

с __________по __________г.

 

Руководитель практики

от кафедры олигофренопедагогики ___________________ _____________

(подпись) ФИО

Руководитель

учреждения образования __________________ _____________

(подпись) ФИО

Адрес учреждения _________________________

Телефон__________________________________

(Печать учреждения образования)

20 г.


Содержание дневника включает:

1. Место прохождения практики (подробный адресЦКРОиР, телефон, сроки практики).

2. Фамилии, имена и отчества руководителя учреждения образования, его заместителей,непосредственного руководителя от учреждения образования.

3. Распорядок дня ЦКРОиР (расписание звонков).

4. Список воспитанников класса, краткая характеристика его состава (диагноз, успеваемость по итогам прошедшей четверти, полугодия, года, характеристика индивидуальных особенностей).

Список воспитанников класса

№   ФИО воспитанника Год рождения   Диагноз   Примечания
         

5. План размещения воспитанников в классе (чертеж выполняется карандашом, фамилии учащихся вносятся в план).

6. Расписание занятий.

7. Фрагменты календарно-тематического планирования по всем проводимым занятиям на период прохождения практики.

8. Индивидуальный план работы студента на весь период практики.

Оформление и примерное содержание:

Основные направления работы Содержание работы Календарные сроки проведения мероприятий Отметки о выполнении
       

Основные направления работы

§ Изучение воспитанников в первые дни практики: наблюдение за ними на уроках, внеклассных занятиях, проводимых учителем-дефектологом и студентом, изучение личных дел, классного журнала и т.д.

§ Планирование работы: изучение планов работы учителя-дефектолога, планирование своей учебно-воспитательной работы.

§ Учебная работа, посещение и анализ занятий учителей-дефектологов и практикантов, самостоятельное проведение занятий (предмет, тема, сроки проведения).

§ Общественно-педагогическая деятельность: изучение передового педагогического опыта, самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, изготовление наглядных пособий, работа с родителями и т. д.

9. Содержание работы студента на каждый день (дата, план, конспекты посещенных и проведенныхуроков-занятий и других видов деятельности). На полях студент ведет запись анализа своего урока-занятия и тех, которые он посетил.

Завершать записи каждого дня практики рекомендуется выводами, критическим анализом проведенной работы.

Все виды педагогической деятельности студента должны быть оцененынепосредственным руководителем от учреждения образования.

 

Приложение 6

Примерная схема отчета студента о педагогической практике

ОТЧЁТ

о выполнении педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации

в период с _______ г. по ________ г.

в _____________________________________________

(название учреждения)

студента_____ группы

факультета специального образования дневной(заочной) формы получения обучения

 

(Ф.И.О. студента)

1. Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности учебно-воспитательной практики вЦКРОиР. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Количество проведенных занятий. Какие занятия проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов занятий. Овладение анализом занятий. Предметы, позволяющие наиболее полно реализовать принцип коррекционно-развивающего характера обучения учащихся. Какие основные воспитательные задачи решались на уроках-занятиях? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на уроках-занятиях принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся?

3. Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.

4. Выполнение программы УИР и НИР. Экспериментальная работа, ее результаты. Степень овладения методами научного исследования.

5. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?

6. Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (выбор мест для практики, методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, непосредственных руководителей от кафедры и ЦКРОиР, администрации ЦКРОиР, учителей-дефектологов).

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи студента

______________ ____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

непосредственного руководителя

от учреждения образования

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

Печать учреждения образования руководителяучреждения образования

Приложение 7

Примерная схема отзыва непосредственного руководителя

от учреждения образования о прохождении практики студентом

 

ОТЗЫВ

непосредственного руководителя от учреждения образования

(должность, ФИО руководителя)

о прохождении практики

студента_____ группы

факультета специального образования

дневной (заочной) формы получения обучения

 

(Ф.И.О. студента)

 

в период с _______ г. по ________ г.

в ___________________________________________________

(название учреждения)

 

Общие сведенияо прохождении практики студентом, объем выполнения программы практики, количество проведенных занятий и мероприятий, уровень методической подготовки студента,уровень самостоятельности.

Отношение студента к выполняемой деятельности, выполнение обязанностей и распоряжений администрации ЦКРОиР.

Уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с воспитанниками, родителями, коллегами.

Владение умениями конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи;

Изготовление студентом наглядных пособий, их количество и качество.

Оценка практики (аттестация студентов при необходимости с анализом причин снижения оценки).

Предложения по совершенствованию практики.

___________ __________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

непосредственного руководителя

Печать учреждения образования от учреждения образования

 

 

ПРОГРАММА

Педагогической практики

в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Центра коррекционно-развивающего

Обучения и реабилитации

 

 

Для специальностей:

1-03 03 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование»

1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»

 

2013 г.


 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Е.Н.Рагель, преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой олигофренопедагогики

(протокол № 15 от 26.06.2013 г.)

 

Заведующий кафедрой

 

____________Е.А.Винникова

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета специального образования

(протокол № 11 от 27.06.2013 г.)

 

Председатель Совета факультета

 

____________ С.Е.Гайдукевич

 

Оформление программы практики и сопровождающих её материалов действующим Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

 

Руководитель практики учебно-методического управления БГПУ

 

_______________ Г.В. Савицкая


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагогическая практика(далее – практика)в качестве учителя-дефектолога (олигофренопедагога) в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР)проходит у студентов дневной формы получения образования на V курсе (9 семестр) и у студентов заочной формы получения образования на VI курсе(11 семестр) в течение 4-х недель.

В процессе данного вида практики студенты выполняют функции учителя (учителя-дефектолога), осуществляющего свою деятельность в условиях, предписанных особенностями функционирования указанного выше учреждения системы образования.

Цель практики – формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического процесса в ЦКРОиР и овладение функциями деятельности учителя (учителя-дефектолога) в работе с детьми с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями (далее ТМНР).

Задачи практики:

- формирование умений применять, расширять и детализировать теоретические знания, полученные во время занятий по дисциплинам «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями в развитии», «Психология детей с тяжелыми и (или) множественными психическими и (или) физическими нарушениями» в работе с детьми с ТМНР;

- формирование умения осваивать разнообразные методы, приемы, формы работы, современные средства обучения с детьми с ТМНР;

- осуществление проектной деятельности: создание презентации, обобщающей специфику работы специалистов ЦКРОиР.

В процессе практики каждый студент должен овладеть следующими умениями:

- вырабатывать умение планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми с ТМНР в условиях ЦКРОиР;

- формировать практические навыки, н


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.242 с.