Педагогика (педагогические технологии) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Педагогика (педагогические технологии)

2017-11-27 270
Педагогика (педагогические технологии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра социальной педагогики

 

 

ПЕДАГОГИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ)

 

Учебно-методический комплекс курса

Специальности 050711 – «Социальная педагогика»

 

Пермь

пгпу

 

 
 


УДК 371.31

ББК Ч 31.22

П 24

 

Р е ц е н з е н т:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Пермского государственного педагогического университета Л.А.Косолапова

 

 

Авторы-составители:

канд. пед. наук, доцент каф. социальной педагогики В.В.Коробкова;
ст. преп.каф. социальной педагогики Е.О. Федотова

 

 

  П 24   Педагогика (педагогические технологии):учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 050711 – «Социальная педагогика» / авт.-сост. В.В.Коробкова, Е.О. Федотова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 37 с.  

Учебно-методический комплекс курса «Педагогика (педагогические технологии)» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к специальности 050711 «Социальная педагогика».Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Социальная педагогика».

УДК 371.31

ББК Ч 31.22

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Коробкова В.В., Федотова Е.О. составление, 2009

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2009


Оглавление

I. Рабочая программа дисциплины…………………………………....  
  Цели и задачи изучения дисциплины………………………………  
  Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……….  
  Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля ……………………………………………………………..  
  3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.............................  
  3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…….  
  Содержание курса…………………………………………………...  
  Темы практических и семинарских занятий………………………  
  Лабораторно-практические занятия ………………………………  
  Тематика рефератов…………………………………………………  
  Учебно-методическое обеспечение………………………………...  
  8.1.Список литературы……………………………………………...  
  8.2. Методические указания студентам…………………………….  
  8.3. Методические рекомендации для преподавателя……………  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций ………………  
Вопросы к экзамену по курсу «Педагогика (Педагогические технологии)»………………………………………………………………  

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью данного курса является создание условий для формирования у студентов специальности «социальная педагогика» педагогических компетенций, обеспечивающих:

- успешную адаптацию выпускника к педагогической профессии,

- выполнение основных видов профессиональной деятельности (учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой),

- решение типовых профессиональных задач в учреждениях среднего образования,

- готовность к самообразованию и самосовершенствованию в области педагогики в зависимости от требований профессиональной деятельности.

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

 

Предлагаемый Учебно-методический комплекс курса (УМК) разработан с учетом традиций преподавания педагогики в Пермском государственном педагогическом университете. УМК имеет не только оригинальную структуру представления основного содержания курса, но и опирается (наряду с ведущими принципами отбора содержания профессиональной подготовки – практикоориентированностью, социокультуросообразностью) на ряд принципов – гуманизации, технологичности, целостности и систематичности, интеграции, нормативности и вариативности, определяющих особенности отбора содержания форм и методов обучения, организации образовательного процесса в ПГПУ.

По каждой теме курса представлены задания для самостоятельной работы, что поможет студентам, изучающим курс педагогики самостоятельно или в интенсивном режиме, более эффективно освоить предмет.

В результате изучения курса у студента должны быть сформированы следующие знания, умения, отношения, составляющие основу педагогических компетенций:

Отношения:

· положительное отношение к педагогике, ответственное отношение к ее изучению;

· отношение к детям с позиции уважения, признания за ними права самостоятельного решения;

· оптимистическое отношение к себе в роли педагога.

Знания:

· основных теорий, концепций, законов, закономерностей педагогического процесса;

· базовых понятий курса (узнавание терминов, определений понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведения полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей);

· определения понятий «педагогическая деятельность», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача»;

· определения понятий «педагогическое проектирование», «целеполагание», «таксономия целей», этапов проектировочной деятельности, технологичных способов постановки целей;

· технологии решения педагогических задач, оценки выбора решения, видов педагогических ситуаций, педагогических задач;

· взглядов и опыта педагогов-ученых и практиков, занимающихся изучением и реализацией педагогических идей, соответствующих основному содержанию курса.

 

Умения:

· применять теоретические знания на практике;

· выделять существенные признаки педагогической технологии;

· составлять алгоритм анализа педагогической ситуации;

· выделять оперативные, тактические и стратегические задачи;

· вычленять этапы педагогической деятельности;

· соотносить понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», определять их место в структуре педагогической деятельности;

· выделять характерные особенности различных технологий решения педагогических задач;

· осуществлять диагностику личности учащегося и коллектива класса;

· строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования;

· оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

· создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности;

· высказывать собственные суждения в области теории и практики образования;

· мыслить творчески, используя теоретические знания;

· анализировать собственную деятельность с целью ее профессионального совершенствования.


3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для одной специальности с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
очная заочная (сокращенная образовательная программа)
№ семестров   5, 6
Аудиторные занятия:    
  • лекции
   
  • семинарские и практические занятия
   
  • лабораторные работы
  -
Самостоятельная работа    
ВСЕГО часов на дисциплину    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет, № семестров) Экзамен, №5 Экзамен, №6  

 

Содержание курса

Тема 1. Понятие педагогической технологии

История возникновения, развития и современное состояние идеи технологизации образовательного процесса. Генезис понятия «педагогическая технология». Основные аспекты исследования феномена «технология» в современной педагогике: научный, формально-описательный, процессуально-деятельностный.

Понятие педагогической технологии (технология обучения, технология воспитания, образовательная технология), ее структура.

Критерии технологичностиобразовательного процесса: научность, системность, структурированность, управляемость.

Соотношение понятия «педагогическая технология» и других педагогических понятий (педагогическая система, методика, педагогическая техника).

 

Тема 2. Типология педагогических технологий

 

Многообразие педагогических технологий.

Основания для классификации педагогических технологий: 1) уровень применения; 2) философская основа; 3) методологический подход; 4) ведущий фактор развития личности; 5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; 6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида; 7) характер содержания и структуры; 8) основной вид социально-педагогической деятельности; 9) тип управления учебно-воспитательным процессом; 10) преобладающие методы и способы; 11) организационные формы; 12) средства обучения; 13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; 14) направления модернизации; 15) категория педагогических объектов.

Общая характеристика педагогических технологий по разным основаниям.

 

Тема 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса

 

Сущность задачного подхода в целостном педагогическом процессе. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач и их характеристика. Этапы решения педагогической задачи.

Тема 4. Технология конструирования педагогического процесса

 

Технология конструирования педагогического процесса: диагностирование, проектирование и планирование педагогического процесса.

Педагогическая диагностика: ее объекты, функции, задачи, виды. Требования к организации педагогической диагностики.Педагогическая диагностика уровня воспитанности, обученности школьников, развития коллектива.

Педагогическое проектирование как детальная разработка предстоящей деятельности педагога и учащихся. Логика педагогического проектирования.

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Виды планов. Требования ко всем видам планов.

 

Тема 5. Технологии организации развивающей деятельности (учебно-познавательной, воспитательной)

 

Технологии осуществления педагогического процесса:

· Технологии учебно-познавательной деятельности: характеристика "технологичного" процесса обучения: диагностичные цели, оперативный и итоговый контроль, ориентация на гарантированное достижение целей, воспроизводимость обучающего цикла.

Виды технологий обучения: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Модульное обучение. Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. "Свободное" обучение. Информационные технологии обучения. Новые информационные технологии в образовании. Интернет, виртуальное обучение.

· Технологии организации внеучебной развивающей деятельности:виды воспитывающей деятельности, принципы и требования к ее организации; алгоритм организации воспитательного мероприятия. Коллективная творческая деятельность: сущность, воспитательные возможности.

Педагогическое руководство индивидуальной, групповой, коллективной организаторской деятельностью учащихся.

Тема 6. Технология педагогического взаимодействия

 

Понятие, сущность, принципы педагогического взаимодействия. Виды и стороны педагогического взаимодействия. Основные характеристики взаимодействия.

Общение как форма педагогического взаимодействия. Виды, стили педагогического общения. Этапы педагогического взаимодействия. Коммуникативная задача.

Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Виды взаимоотношений педагогов с учащимися. Пути улучшения межличностных отношений.

Техника индивидуального педагогического воздействия в конкретной ситуации.

Техника предъявления педагогического требования.

Тема 7. Технология учета и анализа результатов функционирования педагогического процесса

Необходимость контроля, анализа и оценки результатов образования.

Педагогический контроль: понятие, структура, требования, направления. Современные формы и методы контроля. Требования к осуществлению контроля. Учет интересов личности при организации контроля.

Педагогический анализ: понятие, виды. Технология контроля, анализа, оценки и корректировки хода и результатов процесса образования личности.

Педагогический мониторинг. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя педагогической системы.

План

1.История зарождения, развития и современное состояние идеи технологизации образовательного процесса.

2. Понятие и структура педагогической технологии. Критерии технологичности образовательного процесса.

3. Типология педагогических технологий.

4. Соотношение понятия «технология» и других педагогических понятий.

Вопросы для обсуждения:

1. Имеется ли объективная необходимость и возможность разработки и использования педагогической технологии?

2. В чем принципиальное отличие технологии от программы образовательной деятельности?

3. Правы ли те педагоги, которые считают технологию высшим уровнем готовности педагога к решению педагогических проблем?

Список литературы

Основной

1. Андреев В. И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- С.246-251.

2. Педагогические технологии / под общ. ред. В.С. Кукушина.- Ростов н/Д, 2002.- С. 9-45.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.- М., 1998.- Гл.1,2.

4. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- С. 329-336.

5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.

Дополнительной

1. Аутов П.Р. Технология и современное образование / П.Р. Аутов // Педагогика.- 1996.- № 2.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии / ВП Беспалько.- М., 1995.

3. Гликман И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики / И. Гликман // Директор школы.- 2004.- №7.- С. 46-49.

4. Гузеев В.В. Консультации: что такое педагогические технологии, и какие технологии используются в образовании // Педагогические технологии.- 2005.- №1.- С.108-123

5. Дахин А.Н.Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность / А.Н.Дахин // Школьные технологии.- 2007.- №2.- С. 18-21.

6. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский.- М., 2001.- С. 95-98.

7. Кларин М. В. Педагогическая технология / М.В. Кларин.- М., 1989.

8. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова.- М., 2002.- Гл. 5.5.

9. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А. Масленникова // Директор школы.- 2004.- №7.- С. 50-56.

10. Педагогика/ под ред. Л.П. Крившенко. –М., 2004.- С.168-173, 318-320.

11. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.,2004.- С.583-587.

12. Питюков В.Ю.Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков.- М.,2001.

13. Селевко Г.К.Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко.- М., 2005.

Семинар № 2. Планирование педагогического процесса

План

1. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

2. Принципы планирования педагогического процесса.

3. Виды и структура планов в образовательном учреждении.

4. Требования к планам и планированию.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом могут быть учтены при планировании образовательной деятельности творческие моменты этой деятельности?

2. Возможен ли совершенный план образовательной деятельности?

3. Сформулируйте свое отношение к планированию педагогической деятельности.

4. В чем отличие различных видов планов?

5. Какие, на Ваш взгляд, принципы планирования нарушаются в школе?

Список литературы

Основной

1. Андреев В. И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- Разд.2. Гл.2,3.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков.- М.,2001.

3. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд. 4.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.

Дополнительной

1. Болдырев, Н.М. Методика работы классного руководителя / Н.М. Болдырев. - М., 1984.

2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой.- М., 1991.

3. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов.-М., 2000.- Гл.5.

4. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход/ Л.И. Гриценко.- М., 2008.- Гл.2.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова.- М., 2002.- Гл.6.

6. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова.- М., 2005.

7. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева.- М., 2001.

8. Справочник администрации школы по организации учебного процесса: Ч.3.- М., 2001.

9. Шамова Т.И. Управление воспитательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н.Шибанова.- М., 2002.- С.153- 169.

Вопросы для обсуждения

1. Известно, что в своей деятельности педагог реализует организаторскую функцию. В чем состоит, по - Вашему, ее назначение?

2. При каких условиях организуемые воспитателем дела действительно способствуют развитию школьников?

3. Как Вы полагаете, насколько велик вклад учащихся в организацию развивающей деятельности в школе? Обоснуйте Ваш ответ, используя примеры из собственного опыта.

4. Организаторами целостного педагогического процесса являются педагоги (классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, вожатые и т.д. в зависимости от типа образовательного учреждения). Как, по-Вашему, реально объединить усилия всех специалистов?

5. Какова, по-Вашему, роль социального педагога в организации развивающей деятельности в педагогическом процессе?

 

 

Список литературы

Основной

1. Андреев В. И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- Разд.2. Гл.2,3.

2. Педагогические технологии / под общ. ред. В.С. Кукушина.- Ростов/н/Д, 2002.

3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков.- М.,2001.

4. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд. 4.

5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.

Дополнительной

1. Болдырев, Н.М. Методика работы классного руководителя / Н.М. Болдырев. М., 1984.

2. Воронов В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов.-М., 2000.- Гл.6.

3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002.

4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированого классного часа / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М., 2002.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова.- М., 2002.- Гл.6.

6. Титова Е.В. Если знать, как действовать / Е.В. Титова.- М., 1993.- С.123-147.

План

1. Сущность педагогического взаимодействия. Стратегии педагогического взаимодействия.

2. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.

3. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия Стадии коммуникации.

4. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия. Виды межличностных отношений педагогов с учащимися.

5. Педагогические техники в педагогическом взаимодействии.

Вопросы для обсуждения

1. Какие приоритеты, по Вашему мнению, должен выбрать педагог для организации педагогического взаимодействия с учащимися?

2. При каких условиях общение «педагог-воспитанник» оказывается воспитательно-эффективным?

3. Как Вы считаете, следует ли учитывать педагогическую ситуацию при организации общения?

Список литературы

Основной

· Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Гл.21.

Дополнительной

1. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.-М., 2001.- Гл.5.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович.- М., 1998.

3. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002. – Гл.6.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.-М., 2001.- Лек. 12.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике /Р.В. Овчарова.- М., 2001. – Гл.1.3.

Семинар № 5. Технология контроля, анализа и учета результатов функционирования педагогического процесса

План

1. Необходимость контроля, анализа и оценки результатов образования.

2. Формы и методы контроля.

3. Требования к осуществлению контроля.

4. Учет интересов личности при организации контроля.

5. Педагогический мониторинг.

6. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя педагогической системы.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какова иерархия понятий «контроль», «анализ», «диагностика», «мониторинг», «контрольно-аналитическая деятельность»?

2. Как связаны между собой процессы анализа, диагностики и мониторинга?

3. Нужен ли в школе специальный орган педагогического мониторинга?

4. Что, на Ваш взгляд, надо сделать для повышения объективности педагогического контроля?

5. Как может быть обеспечено эффективное использование результатов контрольно-аналитической деятельности?

Список литературы

Основной

1. Андреев В. И. Педагогика / В.И. Андреев.- Казань, 2000.- Разд.2. Гл.2,3.

2. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд. 5.

3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998.- Гл.9.

Дополнительной

1. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / под ред. Т.И. Шамовой.- М., 1991.

2. Воспитание детей в школе / под ред. Н.Е. Щурковой.- М., 1998. – С.158-163.

3. Дашкевич И. Внутришкольный контроль/ И. Дашкевич// Народное образование. - 1992.- № 5,6.

4. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет / В.М. Коротов // Введение в педагогику.- М., 1999.-С. 175-179.

5. Педагогика/ под ред. Л.П. Крившенко. –М., 2004. – Гл.18.

6. Моисеев А. Какие бывают результаты образования/А. Моисеев, М. Поташник // Народное образование.- 1999.- № 7-8.

7. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М., 2004

8. Подласый И.П. Педагогика/ И.П. Подласый.- М., 1996.- Ч.2, Т.7; Ч.3.Т.1.

9. Харисов Т. Внутришкольный контроль / Т. Харисов // Народное образование.- 1999.- № 9.

10. Щуркова Н. Е. Классное руководство.- М., 1999.- Гл.8.

Список литературы

Основной

1. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Разд.4.

2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин; под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1997.- С. 19-81 (стр. 74-79 законспектировать).

Дополнительной

1. Афонина Г.М. Педагогика / Г.М. Афонина.- Ростов/н/Д, 2002.- Лекция 18.

2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров.- М., 1990.- С.28-33.

3. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

Задание. Используя периодическую печать и художественную литературу, подобрать 2 педагогических ситуации для предъявления на занятии с целью анализа и решения как задачи.

Список литературы

Основной

· Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановская.- М., 1998. Гл.9.

Дополнительная

1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя/ Н.И. Болдырев.- М., 1984.- С. 35-65.

2. Гаврилова Т.П. Диагностика личности старшего подростка в процессе формирования нравственной устойчивости/ Т.П. Гаврилова.- Пермь, 2004.

3. Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания/Н.К. Голубев, Б.П. Битинас.- М., 1989.-С. 6-15, 31-38, 101-107.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса/ С.С. Кашлев.- Минск, 2002.- Гл.3.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.- М., 2001.- Гл.14.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике / Р.В. Овчарова.- М., 2001.

7. Педагогическая диагностика // Школьные технологии.-2002.-№4.-С.120-136.

8. Реализация диагностической функции в профессиональной деятельности социального педагога: Метод. рекомендации / Сост. Е.О. Федотова.- Пермь, 2001.

9. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я/ В.П. Сергеева.- М., 2001.- Гл.4.

10. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов/ Л.М. Фридман, Т.П. Пушкина, И.Я. Каплунович.- М., 1988.- С. 3-44.

Список литературы

Основной

· Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др.- М., 1997.- Гл.21.

Дополнительной

1. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.-М., 2001.- Гл.5.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать / А.С. Белкин. М., 1991.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович.- М., 1998.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик.- М., 1987.

5. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев.- Минск, 2002. – Гл.6.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика/ Б.Т. Лихачев.-М., 2001.- Лек. 12.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга по социальной педагогике /Р.В. Овчарова.- М., 2001. – Гл.1.3.

8. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева.- М., 2001.- Гл.1.1; 2.3.

9. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова.- М., 1998.- Гл.5, 6,8, 11, 14, 15.

В педагогическом процессе

Цель лабораторной работы: формирование умений анализа, описания, презентации технологии развивающей деятельности.

Содержание лабораторной работы:

1. Студенты разбиваются на группы и выбирают для изучения и предъявления на занятии с помощью презентации одну из групп (по классификации Г. Селевко) педагогических технологий:

1) Воспитательные технологии.

2) Социально-воспитательные технологии.

3) Технологии воспитания и обучения детей с проблемами.

4) Педагогические технологии авторских школ.

5) Альтернативные педагогические технологии.

6) Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.

7) Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП.

8) Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.

9) Технологии внутришкольного управления.

2.Каждая микрогруппа разрабатывает презентацию выбранной технологии.

Требования к разработке презентации

· презентация разрабатывается в программе MS Power Point;

· структура презентации:

 

№ кадра Содержание кадра Примечания
  Название технологии «……..» Разработали студент ____ группы __________ ФИО Дата разработки. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия (белый, черный, зеленый, синий, бежевый, коричневый и т.п). Размер шрифта – не менее 14pt.
  Структура презентации (план) Студенты самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей презентации, которые будут представлены.
3….n (не менее 12) Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано не менее 5 источников: названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы.

Критерии оценки презентации

Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).

Критерии оценок:

10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

3. На занятии студенты каждой группы, используя презентации, характеризуют избранную ими группу педагогических технологий, подробно останавливаясь на двух или трех технологиях.

4. Студенты, присутствующие на занятии, заполняют таблицу, что помогает описать предъявленные педагогические технологии:

 

Структурный элемент Описание структурного элемента
  Название технологии.  
  Идентификация данной технологии в соответствии с классификацией (см. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.).  
  Концептуальная часть. (Концептуальность – каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование достижения педагогических целей).  
  Особенности содержания образования. (Содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные), а также содержание учебного материала).  
  Процессуальная характеристика. (Процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).  
  Программно-методическое обеспечение. (Наличие ресурсов – источников информации о содержании технологии и ее использовании).  

 

При нехватке времени на уроке студенты могут самостоятельно, после занятий, продолжить заполнение таблицы, воспользовавшись соответствующей литературой.

Описание технологии обучения оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества описания).

Критерии оценок:

10 БАЛЛОВ – описание выполнено полностью по всем структурным элементам. В описании полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой технологии, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Представленный текст соответствует требованиям реализации принципа системности описания ресурса.

9 БАЛЛОВ – описание выполнено полностью по всем структурным элементам. В описании полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой технологии, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Представленный текст соответствует требованиям реализации принципа системности описания ресурса.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.