Этапы Цели учителя Цели учащихся — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Этапы Цели учителя Цели учащихся

2017-11-27 130
Этапы Цели учителя Цели учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Подготовка- План и содержание –Понимание.2. Начало- Определение темы и цели- Мотивация,3.

Организация -Распределение ролей -Принятие ролей. 4. Инсценировка- Наблюдение, руководство- Участие, 5. Анализ- Подведение итогов- понимание

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку».

 

Психология.

Возрастная периодизация психического развития детей.

Возраст – категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. Выделяют физический (Время жизни ребенка в годах, месяцах и днях.) и психологический возраст (Указывает на достигнутый ребенком уровень психического развития.). Физический и психологический возраст может совпадать и не совпадать. Созданы различные возрастные периодизации, довольно известными из них являются периодизации З.Фрейда, Э. Эриксона, Д. Б. Эльконина.

Периодизация по З.Фрейду: Оральная стадия до 1 года; Анальная стадия от 1-3 лет; Фаллическая стадия от 3-5 лет;Латентная стадия от 5-12 лет; Генитальная стадия с 12 лет;

Периодизация по Э.Эриксону: Младенчество от О-1 года; Раннее детство от 1-3 лет;

Детство от 3-6 лет; Школьный возраст от 6-12 лет; Отрочество и юность от 12-20 лет;

Остановимся подробнее на возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. В основе предложенной периодизации лежит понятие о ведущей деятельности, определенных возникающих психических новообразований на конкретном этапе развития. Ведущая деятельность - это такая деятельность, которая обуславливает изменения психических процессов и психических особенностей личности ребенка на данной стадии развития. В возрастном развитии играет особую роль не только ведущий тип деятельности, но и ведущий тип общения. Психические новообразования – это то, что отличает в психическом плане одну возрастную группу от другой предыдущей.

В процессе развития изменяется не отдельная сторона личности ребенка, а происходит перестройка личности в целом. Вследствие этого на каждой возрастной ступени появляются центральные возрастные новообразования. Процессы развития, связанные с основными новообразованиями, называются линиями развития. Новообразования у ребенка способствуют переходу к новым стадиям развития его психической жизни, в связи с чем происходит и смена его ведущей деятельности. Стадии возрастного развития следуют одна за другой, развитие происходит по спирали, где каждый виток представляет собой достаточно законченный этап формирования личности.

Каждому возрасту присуще ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). Развитие ведущей деятельности обуславливает главные изменения в психических процессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. В ведущей деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Возрастная периодизация, предложенная Даниилом Борисовичем Элькониным (таблица): выделяют возрастные периоды: младенческий период (0-1); раннее детство (1-3); дошкольный возраст (3-7); младший школьный возраст (7-11); подростковый возраст (11-15); юношеский (старший) школьный возраст (15-17):

Младенческий период (0-1): ведущей дея-тью является непосредственное эмоциональное общение; познавательная дея-ть направлена на познание отношений; преимущественные сферы развития психики - личностная (потребностно-мотивационная); новообразования возраста - потребность в общении, эмоциональные отношения. Раннее детство (1-3): ведущей дея-тью является предметно-манипулятивная (орудийная); познавательная дея-ть направлена на познание предмета; преимущественные сферы развития психики - познавательные процессы; новообразования возраста - речь и наглядно-действенное мышление.

Дошкольный возраст (3-7): ведущей дея-тью является ролевая игра; познавательная дея-ть направлена на познание отношений; преимущественные сферы развития психики - Личностная (потребностно-мотивационная); новообразования возраста - потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Младший школьный возраст (7-11): ведущей дея-тью является учение; познавательная дея-ть направлена на познание начал наук; преимущественные сферы развития психики - Интеллектуально-познавательная; новообразования возраста - произвольность Внутренний план действий. Самоконтроль. Рефлексия. Подростковый возраст (11-15): ведущей дея-тью является деятельность общения в процессе обучения и в процессе организованности трудовой деятельности + общение со сверстниками; познавательная дея-ть направлена на познание системы отношений в разных ситуациях; преимущественные сферы развития психики - личностная (потребностно-мотивационная); новообразования возраста - чувство «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Юношеский (старший) школьный возраст (15-17): ведущей дея-тью является учебно-профессиональная; познавательная дея-ть направлена на познание профессий; преимущественные сферы развития психики - познавательная; новообразования возраста - мировоззрение, профессиональные интересы.

 

Создавая свою периодизацию, Д.Б.Эльконин развил идею и взгляды на развитие ребенка Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева. Названные ученые видят сущность развития психики ребенка в постепенных количественных накоплениях, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Скачок как качественное изменение, может быть, растянут во времени. Источником развития являются противоречия. В процессе развития противоречия преодолеваются, снимаются. На каждом возрастном этапе имеют место разные, своеобразные формы проявления противоречий, например: у младенца возникают противоречия между новыми формами общения и старыми способами их удовлетворения. Преодоление этого противоречия порождает новую, активную форму общения – речь. Движущие силы психического развития младшего школьника – противоречия между новыми требованиями, которые выдвигает учитель, и старыми способами их удовлетворения или на личном уровне развития ребенка. Чтобы удовлетворить возникшие потребности, выполнять требования педагога, ученику необходимо овладеть более сложными способами поведения и деятельности. На каждом возрастном этапе имеются свои основные противоречия. Например: в раннем детстве возникает противоречие между желанием ребенка заиметь какой-либо предмет и возможностью его назвать. Разрешение его поднимает ребенка на новый уровень речевого развития.

На каждом возрастном этапе происходит изменение психических функций. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные психические функции как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Сенситивные периоды – это периоды, наиболее благоприятные для той или иной стороны психики, периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Например: наиболее успешным для овладения родным языком является возраст от 2-5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарные запас, усваивает законы грамматики родного языка. 0-3 года сенситивный период для усвоения устной речи; 6-7 лет – для усвоения письменной речи (до 10 лет); 11-15 лет – для формирования характера; 3-7 лет дошкольный возраст – для развития творческого мышления;

Важно не пропускать сенситивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время. Например: эстетические представления и нормы благоприятнее всего формировать в дошкольный период; основы наук – в младшем школьном возрасте. Сенситивные периоды совпадают с оптимальными сроками обучения.

Развитие человека протекает по-разному: плавно и с кризисами. Л.С.Выготский подробно рассмотрел кризисы: стабильные (Изменения в психике происходят медленно и постепенно) и кризисные (Изменения в психике происходят быстро и резко).

Л.С.Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Близкие взрослые могут кризисные, переломные моменты смягчить или, наоборот, усилить. Кризисы в отличие от стабильного периода, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств до 1-2 лет. Кризисные периоды – это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка. Кризисы начинаются и завершаются незаметно, их границы размыты и неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. У ребенка меняется поведение, появляется «трудновоспитуемость». Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Кризис переход от одного возраста к другому, наиболее изученными являются следующие кризисы:

-кризис рождения; -кризис 1 года; -кризис 3 лет («я сам»); -кризис 6-7 лет; -кризис 13 лет (переходный возраст от детства к взрослости).

Кризис явление нормальное, сигнализирующее о нормальном развитии ребенка.

 

Билет №21

Педагогика.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.