Далее мы перейдем к особенностям внимания младших школьников. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Далее мы перейдем к особенностям внимания младших школьников.

2017-11-27 128
Далее мы перейдем к особенностям внимания младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1)Пре обладающим видом внимания у мл.шк. является не произвольное. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс. Реакция мл.шк. на всё новое, яркое, необычное очень сильна. Младший школьник в первом классе не всегда может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. (ПРИМЕР: 1. Во время урока в класс вошёл завуч дети сразу на это отвлекаются. 2. на практике во время урока дети увидели за окном маляров(так как в школе походил ремонт)

и все дети сразу зашевелились, всё их внимание было сосредоточено на окне и малярах). 2)Даже при сосредоточении внимания на чём либо мл.шк. Не замечает главного существенного. Это объясняется особенностями их мышления. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся направляют своё внимание на отдельные, бросающиеся в глаза предметы и их признаки. Возникающие у них образы и представления вызывают у них сильные переживания, которые тормозят мыслительную деятельность. Если чуть предмета не находится на поверхности -замаскирована, то дети не замечают её. (ПРИМЕР: Во время урока математики учитель вывешивает на доску грибы и один из учеников выкрикивает с места - «А мы с бабушкой такие грибы летом собирали!»+ На воспитательном занятии на тему «Я шагаю по Москве» детям рассказывалось о Большом театре и ученик по имени Кирилл крикнул, «а вот когда я был маленьким мы с бабушкой ходили в этот театр, а ещё моя бабушка рядом с ним живёт».) С дальнейшим развитием мышления мл.шк. Становятся более способными сосредоточить внимание на главном, основном, существенном. 3)Связь внимания с мыслительной деятельностью проявляется также в том,что дети не могут сосредоточить внимание на не ясном и не понятном. В этом случае дети отвлекаются и занимаются другими делами => учителю надо думать о доступности учебного материала.

4) На протяжении всего мл.шк. возраста продолжает развиваться непроизвольное внимание. На его развитие указывают такие формы как: быстрое реагирование ученика не то, что интересно, то что соответствует его потребностям и оно может быть очень устойчивым. ПРИМЕР: Мы наблюдали большой интерес у девочке к интересной книге, она читала с большим увлечение и не слышала обращений к ней.

5) С поступлением в школу у ребёнка развивается также произвольное внимание. Его развитие связано с началом учебной деятельность и необходимостью запоминать, усваивать не только интересный материал.

6) Высшей ступенью развития произвольного внимания является способность ученика, руководствоваться самостоятельно- поставленными целями. Пример: Учитель задаёт д/з, ученик приход домой помнит, что какое-то д/з задали, но какое конкретно не может вспомнить.

В целом же развитие произвольного внимания идёт в направлении от выполнения целей, которые поставлены учителем, к выполнению целей которые ставит сам ученик и их контролирует.

7) Развитие внимания связано с развитием ответственности, с его локусом контроля (это ответственность мл.шк.) (внутренний - внимательный и внешний - не внимательный) или рентернальный, экстернальный.) Пример: Девочка отвлекается на уроке, а когда её спрашивают она говорит, что её другие отвлекают. Дети с ответственным отношением к учению, с интернальным локусом контроля умею заставлять себя быть внимательным. Дети экстернальным локусом контроля работают только с интересным материалом (СМ.ДНЕВНИК). 8) Произвольность внимания развивается вместе с развитием свойств внимания.Объём мл.шк. Увеличивается. У мл.шк. объем внимания меньше, чем у взрослого человека. 9) Также у мл.шк. Слабее распределение внимания, неумение распределять внимание на роках приводит к тому, что ученик НАПРИМЕР: сбивается с темпа чтения, отстает, такая же ситуация наблюдается и при счёте на уроках математики ПРИМЕР: На уроке математике дается детям задание (нужно считать и хлопать(хлопать под счёт) а ребёнок во время задания то хлопает, то считает.) 10) Мл.шк. не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой => учителю необходимо учитывать это при смене заданий. НАПРИМЕР: учитель говорит ученику закрой учебник и открой рабочую тетрадь-он не может быстро переключиться с одного объекта на другой). 11)* Внимание мл.шк. отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Одним и тем же делом ученик может заниматься непродолжительно т.к. у него быстро наступает утомление, возникает торможение в головном мозге=> учителю необходимо разнообразить виды деятельности ученика. 12) Разные свойства внимания вносят не одинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным дисциплинам. При овладении математикой -- ведущая роль внимания принадлежит объемы внимания. У мл.шк. от 1 к 4 классу объем внимания увеличивается в 2,1 раза. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания. Обучение чтению с устойчивостью внимания. Вывод: Занятия разными дисциплинами способствуют развитию свойств внимания, а свойства внимания будут способствовать повышению умственности по этим дисциплинам. 13) Н о не все свойства внимания развиваются одинаково. Наиболее подвержены вниманию объём внимания(он индивидуален). Наименее подвержены вниманию распределение и устойчивость.

14) Развитие внимания мл.шк. зависит от индивидуальных типологических особенностей мл.шк.; в частности от свойств высшей нервной деятельности. Дети с сильной подвижной НС имеют устойчивое, легко переключаемое внимание. Дети с энертной и слабой НС чаще имеют неустойчивое, слабо распределяемое внимание => учителю необходимо учитывать, что индивидуально типологические особенности ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах. Внимание мл.шк. отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. 15) В нач. классах встречаются дети у которых особенности внимания отличаются от возрастных особенностей. В настоящее время в школе часто встречаются дети с ММД по причине незначительной у них мозговой деятельности с рядом свойств внимания(распределение, переключение). Развитие у этих детей детей свойств внимания до нормализации мозговых функций является не эффективным. 16) в школах, в классах обычно есть дети, которых характеризуют как одарённые. Для этих детей наоборот характерно то, что их внимание находится на высоком уровне развития. У этих детей выше уровня своего развития развиты такие свойства как распределение, концентрация. 17) Рассматривая причины школьной неуспеваемости многие отмечают, что невнимательность младших школьников самая распространённая причина неуспеваемости. Ошибки по невнимательности самые обидные. Они объясняются влиянием многих факторов: общевозрастных особенностей развития(незрелость нейрофизиологических механизмов, начальным этапом овладения учебной деятельностью, а также причиной связанной с адаптацией.) Во 2-4 классах ошибки по невнимательности уменьшаются. Невнимательными являются только те дети, у которых имеются проблемы с функционированием мозга или воспитания. Повторимся, что к этим детям относятся дети с ММД. Специалистами отмечено, что что у этих детей из-за функциональных проблем мозга нарушены такие свойства внимания, как распределение, переключение, концентрация. 18) В процессе усвоения учебной деятельности у детей развиваются все свойства внимания. Внимание становится устойчивым, более произвольным, развиваются все основные свойства. Особенно эффективно внимание формируется на уроках. Психологи и учителя отмечают, что у некоторых учащийся появляется кажущаяся внимательность. Её способности заключается в том, что рабочее состояние ученика не соответствует внешней форме внимательности. Внешне ученик кажется внимательным, но на вопросы учителя ответить не может. При здоровом мозге это может объясняться преобладанием лености мысли ученика, отсутствием серьёзного отношения к учению.!Задача учителя развивать внимание школьника. Для этого могут быть использованы различные виды заданий. Но прежде чем развивать внимание нужно выявить уровень её развития.

ЗАДАНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА: 1) развитие концентрации внимания(Корректурные пробы). 2) Увеличивать объём внимания и кратковременной памяти. 3) Тренировка распределения внимания(Например задание: одновременно гладить себя по животу и голове). 4) Развитие навыков переключения внимания(Корректурные пробы Бурдона)

Диагностика внимания Для диагностики внимания младшего школьника используются различного рода корректурные пробы, таблицы Бурдона (буквенный вариант), кольца Ландольта, цифровые таблицы, таблицы с геометрическими фигурами и игрушками, тест Тулуз–Пьерона и многое другое.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.