Характеристика отдельных принципов обучения (традиционные) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика отдельных принципов обучения (традиционные)

2017-11-27 130
Характеристика отдельных принципов обучения (традиционные) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1.Общее понятие.2.Основные пути(правила) реализации принципа на практике.3.Примеры из практики.

Научность обучения.

1.Этот принцип тесно опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объектными научными фактами, понятиями основных разделов соответствующих науке.

Однако содержание учебного предмета и науки не могут быть идентичными т.к. необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, поэтому в школьную программу отбирают основы науки, избегают возможности спорных вопросов. Учебный материал дедактически обрабатывается т.е. излагается доступно в соответствии с возрастом.

2. Основные пути(правила) реализации: -строгий отбор научных понятий в соответствии с учебной программой; -определить систему понятий; -выделить главное в каждом понятии.

-показать ученикам пути или способы наиболее успешного овладения понятиями(как учить); - Научные знания находятся в зависимости от уровня знаний учащихся, их возраста и должны по-этому с разной глубиной отражать действительность.

Принцип научности тесно связан с принципом доступности, но при этом доступность следует понимать не как легкость для усвоения, а как меру пассильной трудности для каждого ученика.(Некоторые ученые рассматривают научность и доступность как один принцип). 3. Практика. На уроках окружающего мира по темам «Живая природа весной», «Неживая природа весной» материал предоставляемый детям строго отбирается так, чтобы им было все понятно. Материал так же отбирался исходя из возраста и кругозора детей.

Доступность.

1.Принцип доступности определяется возрастными особенностями и зависит от индивидуальных особенностей учащихся, от организации учеб. процесса, от применения уч. методов и от постепенного наростания трудностей в обучении.

2.Реализация этого принципа требует:

1)учёта уровня подготовленности учащихся;2) учет индивидуальных и возрастных особенностей; 3)оптимальный темп ведения урока.(вести учебный процесс в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых).4) учите рассуждать, а не заучивать готовые выводы.

5)при изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении-средних и слабых.6)Реализуя принцип доступности,главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся, плохой учитель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший- учит её находить, делая доступным процесс нахождения. 3.Практика: на уроке математики, чтобы дети поняли что в 1 км= 1000 м, учитель предложил практическим путём выяснить, что в 1 км=1000 м., для этого ребёнку дали линейку и попросили измерить рекреацию, был сделан вывод что удобнее пользоваться готовой меркой, чем линейкой.

Наглядность.

1. Принцип наглядности в обучении означает привлечение к восприятию учебного материала учащимися всеми органами чувств. Чем более разнообразнее чувственное восприятие, тем более прочно усваивается учебный материал. В обосновании этого принципа внесли существенный вклад следующие педагоги: Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Песталоцци, Л.В. Занков. Я.А. Каменский открыл «золотое правило» дидактики, которое требует привлечь к обучению все органы чувств ребёнка: «Всё что возможно предоставлять для восприятия чувствами:видимое-для восприятия зрением, слышаемое-слухом, запахи-обонянием, подлежащее вкусу-вкусам, доступное осязанию- осязанием. Если же какие-либо предметы и явления можно воспринимать сразу несколькими чувствами – предаставить нескольким чувствам.» Ушинский также понимает наглядность как и Каменский «Дитя мыслит формами красками, звуками». Л.В. Занков рассматривает наглядность в сочетание со словом учителя и разработал несколько форм сочетания слова учителя и наглядности.

1 форма.- при посредстве слова учитель руководит наблюдениями учителя, а учащиеся сами извлекают знания в процессе наблюдениям. 2 форма. - наглядность является подтверждением слова учителя. 3 форма. - при посредстве слова учителя, инструктирует учащихся, что нужно делать с имеющимся объектом(ученики активнее). 4 форма.- на основе наблюдений учащихся учитель делает вывод о связях, которые не видны учащимся.(активен учитель). Виды наглядностей: 1.естественные-это реальные объекты в естественных условиях. 2.Экспериментальная наглядность(эксперименты, опыты 3.картинная(рисунки, картины) и картинно динамическая(объект в развитии) 4.объемная(макеты, муляжи) 5.символическая, графическая наглядность(схемы, карты, диаграммы, чертежи) 6.опосредованная наглядность(через сравнение с уже известным, показанным)

2.Основные пути(правила) реализации принципа.

1 путь:смотри формы сочетания слова учителя и наглядности(Занков). 2 путь: создание набора учебных наглядных пособий по предметам и по темам. 3 путь:Приложение в учебном процессе ТСО

2.Основные пути(правила) реализации принципа.

1)следует применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации. 2)Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете, старательно готовьте наглядности к применению. 3)используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

4) Применяя наглядность, воспитывайте у детей внимательность, наблюдательность, интерес к учению. 3.Практика: Урок чтения тема: «Э. Успенский Чебурашка» на этом уроке было использовано много наглядного материала(При рассказа об авторе я показала портрет Эдуарда Успенского, на этапе лексической работы был использован необычный словарь, который заинтересовал детей-- словарём на уроке выступал ящик с мандаринами, так же использовались отрывки из данного произведения)

Связь теории с практикой.

Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применения форм и методов обучения, времени, а также от возрастных особенностей учащихся.

1.включение учащихся в разные сферы жизни. 2.показывать ученикам на различных примерах перспективное применение знаний. 3.показывать ученикам задания перестройки общества. 4.тесная связь с различными отраслями производства. 5. знакомство учеников с социально- правовыми отношениями общества. 6.включение учащихся в общественную жизнь. 3. Практика (урок окр.мира. На 1 уроке детям рассказывалось о бобовых культурах, о их строении, о развитии, о способах выращивания. Детям было дано д/з: в стакан с водой положить горох и понаблюдать в течении недели, какие происходят изменения, как прорастает горох).

Принцип сознательности и активности в обучении.(+ научность).

1.Относится к учителю и ученикам, учитель должен активно преподавать, а ученики должны активно учиться (подобрать содержание, методы, эмоциональный компонент, стимулировать учеников. Сознательность предполагает: 1.понимание изучаемого(ответить на вопросы: зачем, почему, что такое и др.) 2.это активность ученика- высказывать свою точку зрения. 3.Стремление ученика к знаниям. 4.Включение в учебный процесс ведущих мотивов.5.Связь с практикой. 2.Основные пути(правила) реализации принципа.

1)разнообразить методы обучения(словесные, наглядные, практические)2)шире использовать проблемное обучение, сам.раб. Учащихся.3)учить учеников самостоятельным методам работы.(работа с учебником,с картинами, домашнее задание,умение отвечать на поставленные вопросы, умение составлять план рассказа)4) практиковать проведение практических работ, опытов.

Мастерство задавать вопросы и выслушивать их- одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос- такой ответ, как учитель слушает ученика- так ученик слушает учителя.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.