Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения

2017-11-27 321
Обучение как составная часть педагогического процесса. Сущность процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:1. Понятие и сущность процесса обучения. 2. Специфичские особенности процесса обучения. 3. Вопрос функции процесса обучения. 4. Структура процесса обучения. 5. Научная основа процесса обучения. 6. Хар-ка процесса орбучения.

1. Существует много определений что такое обуч. Среди которых есть не глубокие, не раскрывающие сущность этого процесса и есть опр-ия в которых дотаточно глубоко раскрыта сущность обучения.

Основные хар-ки сущ.обуч.:1. Надо ответить на вопрос, что такое обуч?2. Какой это процесс?3. Присутчтвие в опр-ии деят-ти у-ля (препод) учения.4. Какая это деят-ть преподавание и учение.5. Результат процесса обуч. Результатом процесса обуч. явл-ся решение 3-ёх задач: Образоват, развив.,воспитат.

1) Обучение - это передача человеком опр. знаний, умений и навыков. (Анализ: Здесь не указано, что это за процесс, нет деят-ти у-ля, не указано, какая то деят-ть и нет результата процесса обуч.)

2. Обучение - это целенаправленный пед.процесс организации и стимулирования активной учебно-позноват. деят-ти у-ся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстнтических взглядов и убеждений. (И.Ф.Харламов)

(Анализ: Это опр. почти полное, т.к. здест раскрыты почти все хар-ки обуч., кроме деят-ти у-ля. Это процесс целенаправленной учебной деят-ти у-ся, активная, учебно- позновательная, есть результат обра., развивающей и воспитательной задачи).

3. "Процесс обучения на современном этапе - это целенаправленная, взаимосвязвнная, последовательно изменяющаяся деят- ть у-ля и у-ся, направленная на формир. системы знаний, умений, навыков, основного научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих восприятие развития ученика." (И.П.Подласый)

(Анализ: Это опр. отражает сужность обучения, указано, что это процесс, слово "современный" указывае, что это за процесс. Здесь указана деят-ть у-ля и у-ся).

 

4. Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или деят-ю, лежащей в основе формир. личности (В.К.Дьяченко)

(Анализ: Так же отражает в целом сущность процесса обуч. Слово "процесс" заменено словом "общение". По мнению Дьяченко наиболее ёмктм словом, чем прцесс. Так же нет прямого указания на деят-ть у-ля и у-ся, деят-ть у-ля опр., как кправляемое познание, а деят-ть учеников опр. реззльтатом: 1) - Образовательной фунуции на усвоении общественного исторического опыта, воспроизведение того ии иного вида деят-ти (практики), 2) развив., как форми. личности. Воспитат. ф-ии в опр. не указывается).

5. Обучение - это спец. организованная познавательная деят-ть с цель ускорения индивидуального психического развития и овлдадения познанными закономернстями окр. мира (С.Б.Баранов)

(Анализ: Это опр. в целом отражает сущность процесса обуч. В этом опр. нет прямого указания на процесс оно заменент словом деят-ть, нет прямого указания на деят-ть у-ля (преподавания), более конкретно и чётко опр. деят-ть чеников её цели и результат опр. 2-мя ф-ями в данном опр.: 1) образ.(усвоение познанных закономерностей окр. мира), 2) развив.(представленно словами ускоренное и индивидуальное психич. развитие). В опр. нет прямого указания на воспитат. ф-ию).

6.Обучение - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействиепреподавателя и у-ся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития у-ся. (Ю.К.Бабанский)

(Анализ: это опр. наиболее полное, оно отражает сущ. процесса обк. по всем хар-ам, указано, что это целенаправленный процесс).

Все перечисленные опр. имеют право на существования, но они в разных степенях отражают сущность. Наиболее полные 3 и 6, но и ещё 2. Во всех опр. речь ведётся о деят-ти у-ля, предметом деят. учителя явл. эффективное управление учебно-познавательной деят. учащихся. Управление осущ. в различныхъ видах обучения: традиционное, развивающее, програмированное, проблемное. Эффективность управления различна, наиболее эффективно будет: проблемное, развивающее. и у-ся (учение). предметом деят. учащихся (учение) явл. практические действия, ученик усваивает лучше, когда он действует практически.

Сущностью обучения заключается в эффективном управлении учителя и организации деят. Учеников, на решение трех задач.

Преподование - упорядоченная деят-ть педпгога по реализации или обучения, обеспечения информировантия, воспитания, осознания и практического применнения знаний.

Учение - процесс, в ходе которго на основе познания упражнения и приобретения опыта у ученика возикают новые формы поведения и деят-ти, изменяются ранее приобретённые.

2. Специфичские особенности процесса обучения.

1) Целенаправленный – на решение трех задач2) Двусторонний3) Последлвательно-изменяющийся4) Специально- организованный – учитель организует эффективное управление, овладение ЗУН5) Прцесс ускорённого психического развития – 1. уже усвоенное, познанное; 2. учитель стремится ввести новые методы, приемы. 6) Педагогический7) Позщновательный8) Взаимосвязанный деят-ти у-тя (преподование) и у-ся (учение) – эффективное управление учителя, направленное на организацию действий учащихся9) Процесс общения между у-лем и у-ком, ученик и ученики.10) Вопитательный11) Познание уже познанных закономерностей окр.мира – раннее изученное, познанное учеными.12) Управляемый13) Решаются в процессе обучения основных ф-ий: образ, развив, воспитат.14. Непрерывный процесс.

3. Вопрос функции процесса обучения.

Функции дают нам возможность глубже понять сущность процесса обучения.

В процессе обучения решаются 3 главные функции: образовательная, развивающая, воспитательная.

Кроме понятия функция есть и понятие задача обучения. Задача является лишь частью функции.

На конкретном уроке на конкретном материале ставятся только задачи. Понятие функция относится ко всему процессу обучения. Хотя названия задач и функции совпадают.

Образовательные функции - это система ЗУН о различных сторонах действительности через учебные предметы.

Знания - это проверенный практикой результат познания действительности.

Умение - это возможность осуществлять какое-либо действие на основе знания.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, это неконтролируемое со знанием действие.

навыки бывают: -интелектуальные (осущ. умственной деят.)-сенсорные (в основе лежит деят. органов чувств)-двигательные (работа мышц)

Развивающая функция

Развивающая функция - это развитие ученика его психики, воли и чувств т.е. общее развитие.

Современный урок - это организованная педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научноезнание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субьекта урочного общения, духовное обогащение.

Воспитательные функции - в процессе обучения на всех учебных предметах воспитываются у ученика:- умственное воспитание;-нравственное;-эстетическое;-трудовое;-физическое4-экологическое;-правовое

-половое, т.е. всесторонеее воспитание личности

Воспит.функция решается через: -содержание излагаемого учеб.материала по предметам;-через организацию учеб.процесса;-по средствам личности самого учителя

4. Структура - из каких компонентов состоит процесс обучения.

Компоненты: 1. Определение и постановка цели обучения и принятие её учениками.

2. Отбор содержания, предъявление нового учеб. материала разными способами и его осознанное восприятие: планирование содержания.3. Операционо-деятельностный компонент: организация работы учащихся и деят. учителя (исполнение учеб. задач).4. Стимулирующе-мотивоционный компонент.

5. Контрольно- регулировочный компонент: анализ и самоанализ, оценка результатов обучения.6.Подготовка и работа учащихся вне школы.

 

5. Научные основы процесса обучения – явл. теория познания истины.

Путь позания истины (учёного) 1.Живое созерцание – то, что мы

видим, слышим и анализируем. Этапы усвоения ЗУН (ученик) 1.. Восприятие учеб. материала учащимися- осуществляется с помощью органов чувств (слуха, зрения)

Путь позания истины (учёного) 2. Абстрактное мышление – человек начинает думать о предмете думать (отвлекается от самого предмета, для чего это надо, зачем). Этапы усвоения ЗУН (ученик) 2. Понимание, осмысливание: аналитико-синтетическая деят. постановка вопросов, сравнение, анализ, обобщение и др.

Путь позания истины (учёного) 3. «Практика» - открытие надо проверить на практике.

Этапы усвоения ЗУН (ученик) 3. Запоминание: непроизвольное и произвольное (закрепление). 4. Применение знаний в процессе усвоения с целью овладения.

Вывод: Путь познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания обьективной реальности.

 

Психология.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.