Классный руководитель, специфика работы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Классный руководитель, специфика работы

2017-11-27 208
Классный руководитель, специфика работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классный руководитель осуществляет следующие функции:

- когнитивно-диагностическая – (от лaт. cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию.

- организаторско-стимулирующая – она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом

- объединительно-сплачивающая – эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива;

- координирующая – обусловлена необходимостью согласования педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся и осуществления единого подхода к детям.

- личностно-развивающая – ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся – стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.

В круг обязанностей классного руководителя входят координация деятельности и налаживание взаимоотношений четырех ведущих коллективов – детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам.

Можно различать формы:

- по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;

- по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные;

- по времени проведения – кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

- по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

- по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат детям;

- по результату: результат – информационный обмен; результат – выработка общего решения (мнения); результат – общественно значимый продукт;

- по числу участников – индивидуальные (воспитатель – воспитанник); групповые (воспитатель – группа детей); массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

2. Виды планов

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям:

1. По охвату содержания – комплексный план – планируется деятельность во всех направлениях и видах; тематический план – планируется одно направление или вид деятельности (план работы с родителями, план профориентации); предметный план – планируется одно конкретное дело (план конференции).

2. По длительности планируемого периода – перспективный план (до 5 лет); годовой план; этапный план (на четверть); ежемесячный; оперативный.

3. В зависимости от субъекта планирования – индивидуальный; коллективный.

4. По масштабу планирования – общешкольные планы; планы первичных коллективов.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год. Рекомендуются следующие разделы этого плана:

1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

18. понятие об ученическом коллективе, этапы и методика формирования коллектива.

 

Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный». В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков:

1. Общая социально значимая цель. Цель коллектива совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются прямым, открытым избранием наиболее авторитетных членов коллектива.

Таким образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Выделяют несколько этапов (стадий) в развитии коллектива. Наиболее полно раскрыты стадии развития коллектива у А.С. Макаренко.

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. На этом этапе более высокие требования учащиеся предъявляют к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек

Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Управление ученическим коллективом осуществляется в процессе:

1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьников;

2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.