Тема 8. Функциональные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 8. Функциональные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения.

2017-11-21 322
Тема 8. Функциональные стили современного русского языка. Язык официально-делового общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
  2. Официально-деловой стиль (ОДС). Сфера функционирования.

1. Главной отличительной особенностью языка художественной литерату­ры является его особая по сравнению со всеми другими разновидностями предназначенность. Вся организация языковых средств в художественной лите­ратуре подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественны­ми средствами. Главная функция языка художественной литературы - эстети­ческая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторе­чие, жаргонизмы и др.

Особое положение языка художественной литературы в системе функцио­нальных разновидностей языка состоит еще в том, что он оказывает огромное влияние на литературный язык в целом. Не случайно в название нормированно­го национального языка включено определение «литературный». Именно писа­тели формируют в своих произведениях нормы литературного языка.

Культура владения разными функциональными разновидностями языка - это, прежде всего, такой выбор и такая организация языковых средств, которые отличают данную разновидность от других, определяют ее лицо.

Среди функциональных разновидностей особое место, занимает разговор­ная речь. Дело в том, что разговорная речь по сравнению с другими функцио­нальными разновидностями имеет весьма существенные особенности. Если язык художественной литературы и функциональные стили языка строятся на основе зафиксированных в словарях и грамматиках правил языка, то особенно­сти разговорной речи нигде не фиксируются. Нигде не говорится, например, что в определенных условиях общения можно встретиться с употреблением именительного падежа существительного в высказываниях типа: «Не скажете, Третьяковка, как пройти?»

2. Для официально-делового стиля характерной чертой является штамп. Невозможно представить себе вольную форму в заявлении о командировке или об отпуске, существуют установленные образцы дипломов, паспорта и т. п. Но, конечно, культура владения официально-деловым стилем не ограничивается только знанием штампов. Разные его жанры требуют разных речевых навыков. Особый жанр официально-делового стиля - это юридические документы: кон­ституция, своды законов и др. Главное для этих документов - четкие полные, не оставляющие места для двусмысленности формулировки ничто не должно оставаться в подтексте; неявно выраженный смысл для официально-делового стиля не характерен. Некоторая тяжеловесность многих юридических текстов неизбежна. При их написании действует своего рода принцип: хорошо бы ска­зать проще, но проще не скажешь.

Офици­ально-деловой и научный стили имеют немало общего. Это, прежде всего, точ­ность обозначений (термины), отказ от смысла в неявном выражении. Эти стили относятся к разряду строгих. Они заметно отличаются от нестрогой разговор­ной речи. Особое промежуточное положение между строгими и нестрогими функциональными разновидностями языка занимает публицистический стиль. Известный языковед В.Г. Костомаров, анализируя один из основных жанров публицистики, язык газет, показал, что в нем соединяются две противонаправленные тенденции: тенденция к стандартизации, свойственная строгим стилям и тенденция к экспрессивности, характерная для разговорной речи и для языка художественной литературы.

Итак, чем выше культура владения функ­циональными разновидностями языка, тем в большей степени проявляется язы­ковая индивидуальность.

Тема 9. Подготовка публичного выступления

1.Взаимосвязь вербальных и невербальных характеристик публичной речи.

2.Этапы подготовки публичной речи.

3.Выступление.

1. Ораторская речь - речь подготовленная. И готовится, она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредст­венное влияние на структуру речи.

Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связа­ны с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отли­чаются системой языковых средств. Именно эти средства образуют определен­ную стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других. Конечно, сухая книжная речь обладает незначительной силой воздействия. Именно «устность» речи и делает ее доход­чивой, оказывает положительное влияние на слушателей. Сильная книжность сушит речь. Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оп­тимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания. Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, - и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том слу­чае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное высказывание не дос­тигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем - не понимают, о чем идет речь.

2. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, ос­новная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, клас­сическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина - самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает вни­мание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет про­изнесена речь.

Вступление должно быть содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его воспри­ятия. Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепле­ние контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

3. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается ос­новной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательст­вами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предпо­лагаемыми оппонентами и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно.

«Конец - всему делу венец» - гласит народная мудрость. И действи­тельно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказан­ному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основ­ной части речи; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих, могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; в-четвертых, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; в- пятых, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредст­венного отношения к содержанию речи, и т. д. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Подготовка речи к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, индивидуальных особенностей оратора, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако в рито­рике существуют общие правила подготовки публичного выступления, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре.

Подготовка публичного выступления, как правило, включает в себя сле­дующие этапы:

  • выбор темы и определение основного содержания выступления;
  • определение цели выступления;
  • составление предварительного плана;
  • поиск и отбор материала;
  • работу над композицией;
  • работу над речевой формой выступления;
  • репетиция выступления;
  • произнесение речи;
  • анализ выступления.

Важнейшим условием эффективности публичного выступления является контакт между оратором и аудиторией, который можно определить как общность психического состояния выступающего и слушателей. Контакт возникает на основе совместной мыслительной деятельности и эмоционального сопереживания. На установление контакта влияют различные факторы, среди которых можно отметить: интересное содержание выступления, актуальность обсуждаемых вопросов, новизну в освещении темы, форму преподнесения материала (предпочтительнее рассказывать), умелое, мастерское произнесение речи, продуманную структуру выступления, использование разнообразных методов изложения материала, различных способов аргументации, многочисленных приемов поддержания внимания у слушателей.

На установление контакта также влияет количественный состав аудитории, тип аудитории (по возрасту, по отношению к оратору, по уровню подготовленности, по типу психики, по гендерному признаку и по ряду других оснований), особенности аудитории (слушатели являются зрителями).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.