Благоприятные каузальные атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль как источники эффективного реагирования на трудности в обучении. Возможности их формирования в учебном процессе. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Благоприятные каузальные атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль как источники эффективного реагирования на трудности в обучении. Возможности их формирования в учебном процессе.

2017-11-27 171
Благоприятные каузальные атрибуции и оптимистический атрибутивный стиль как источники эффективного реагирования на трудности в обучении. Возможности их формирования в учебном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бернард Вайнер (1935)

Атрибутивная теория мотивации достижения

Атрибуции – это заключения, которые делает человек относительно причин собственного или чужого поведения.

 

4 основные причины успехов или неудач:

· способности (или отсутствие таковых)

· усилия (или их недостаток)

· трудность (или лёгкость задания)

· удачное (или неудачное) стечение обстоятельств (случай)

 

 

Стабильность причины Локализация
Внутренняя Внешняя
Стабильная Способности Случай
Вариативная Усилия Сложность

 

 

Свойства различных причинных факторов по каждому из трёх параметров – локус, стабильность, контролируемость.

Внутренняя Внешняя
  Стабильная Нестабильная Стабильная Нестабильная
Контроли руемая Отношение к учебе (усердие, лень) Старание (в данный момент) Типичная помощь учителя Помощь, получаемая от других людей
Неконтроли руемая Способности Телесное и душевное состояние (настроение, усталость) Сложность задания Случай

 

 

Пять основных источников информации, помогающие решить, почему был получен некоторый результат (по Вайнеру):

· история прежних успехов

· насколько успешной была деятельность других

· время, затраченное на выполнение задания (величина усилия)

· какая помощь была получена

· склонность к чрезмерно негативистскому и нереалистичному мышлению

 

Схема процесса атрибуции:

1. Событие

2. Воспринимаемая причина

3. Эмоциональная реакция

4. Ожидания будущего

5. Последующее поведение

 

Пути формирования адаптивных каузальных атрибуций:

· Обратная связь учителя

(Внимание к усилиям, а не результатам; к стратегиям)

· Невербальные эмоциональные реакции учителя на ученика (сочувствие, гнев, удивление и др.)

· Последующее поведение учителя по отношению ребёнку (оказание помощи, выдача дополнительного задания)

Оптимистический и пессимистический атрибутивный стиль, его связь с успешностью обучения и возможности его формирования в учебном процессе (Селигман, выученная беспомощность).

 

Эксперимент М. Селигмана и Б. Овермейера (триадный)

Испытуемые: 24 дворняжки, 37-48 см в холке и весом 11,5-13 кг.

Предварительный этап

Три группы, в каждой – по 8 собак.

1-ая экспериментальная группа – собака помещалась и закреплялась в клетке. Животные получили 64 воздействия током с интервалом в 90 сек.

2-ая экспериментальная группа – собака имела возможность избегать удара током, нажав головой на панель спереди.

Собаки из 2 группы были «спарены» с собаками из 1 группы. Как только собака из 2 группы догадывалась, как отключить ток, он отключался и для собаки из 1 группы.

Контрольная группа – шока вообще не получала.

Основной этап

Собаки помещались в клетку, в половине которой ток подавался, а в половине – нет. Собака могла догадаться, что нужно перепрыгнуть через перегородку на другую половину клетки.

Измерялось среднее время на избежание воздействия током в экспериментальном боксе на основном этапе эксперименте.

Оказалось, что время для 1 экспериментальной группы было значимо выше, чем время для 2 экспериментальной и контрольной групп (примерно равные показатели).

 

Формирование беспомощности в учебной деятельности

Существует около трети людей, у которых практически невозможно создать выученную беспомощность.

Введение конструкта «пессимистический атрибутивный стиль».

Если испытуемым говорили, что можно подобрать сочетание кнопок на пульте для отключения неприятного звука, то пассивность формировалась в меньшей степени.

 

Типы размышлений в ситуации учебной неудачи

· Это не для меня! Здесь ничего нельзя сделать!

· Он идиот, нет смысла биться головой о каменную стену!

· Да, задача трудная, но я думаю, что справлюсь!

· Мне нужно сесть, подумать и найти выход.

· Но должно же быть что-то такое, что я могу сделать… Не верю, что всё так плохо.

 

Пессимистический атрибутивный стиль:

· Персонализация: «Это моя вина»

· Стабильность: «Это никогда не кончится»

· Глобальность: «Это событие касается только данной конкретной области»

 

Три источника пессимистического атрибутивного стиля в учёбе:

· Характеристики жизнедеятельности ребёнка и ранних этапов учебной деятельности – ощущение неподконтрольности происходящих событий, непредсказуемости действий учителя.

· Частая негативная обратная связь (К. Двек), атрибутирование к неконтролируемым факторам.

· Учителя и родители как модели пессимистического атрибутивного стиля.

Параметры объяснительного стиля:

· постоянство

· широта

· контролируемость (? – отказался)

Селигман ввел понятие стиля объяснения, который описывается с помощью трёх параметров – постоянство, широта (универсальность) и персонализация. Первая характеристика временная, она имеет отношение к объяснению причин происходящих с индивидом событий постоянными или временными факторами. Вторая характеристика – пространственная, она имеет отношение к степени универсальности оценки индивидом происходящих с ним событий, склонен ли он к чрезмерному обобщению или, наоборот, специфическому, конкретному рассмотрению отдельно взятых ситуаций. Персонализация – параметр, выделенный ещё предшественниками Селигмана предлагает ответ на классический вопрос "Кто виноват?": когда происходят неприятности, индивид может обвинять либо себя, либо других людей и обстоятельства.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.