Психологическая служба учебного заведения. Пути дифференциации и индивидуализации обучения. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психологическая служба учебного заведения. Пути дифференциации и индивидуализации обучения.

2017-11-27 122
Психологическая служба учебного заведения. Пути дифференциации и индивидуализации обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды помощи, оказываемой психологической службой учебного заведения:

· Откликающаяся или реабилитационная (осуществляемая по запросу клиента (учащегося), когда проблема уже возникла);

· Опережающая или профилактическая (направленная на предупреждение типичных проблем и трудностей). Обычно требует систематического психологического и мониторинга.

 

Задачи психологической службы:

· Оценка психологической готовности учащихся к обучению в школе или вузе.

· Обеспечение более успешной адаптации учащихся к новой (по сравнению с предшествующей ступенью обучения) образовательной среде за счет:

ü Овладения ими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для самоорганизации и успешной реализации учебной деятельности (формирование умения учиться в широком смысле этого слова);

ü Помощи старшеклассникам и студентам в осознании своих индивидуальных особенностей и познавательных возможностей с целью выработки индивидуального стиля учебной деятельности, позволяющего максимально использовать сильные стороны и нивелировать влияние недостаточно развитых сторон.

· Психологическое сопровождение процесса профессионализации студентов– профессиональная ориентация (при необходимости); помощь в выборе специализации и в построении «индивидуальной образовательной траектории».

· Психологическое сопровождение личностного роста учащихся (развитие мотивации, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, моральных качеств, гражданской зрелости).

· Индивидуальная психологическая помощь учащимся и преподавателям в решении возникающих у них проблем в учебной и педагогической деятельности.

· Индивидуальная психологическая помощь учащимся и преподавателям в решении личных проблем, в том числе консультирование студентов по проблемам семьи и воспитания детей (для студенческих семей).

· Содействие формированию благоприятного социально-психологического климата в учебных и производственных коллективах.

· Участие в отборе наиболее талантливых и личностно зрелых учащихся для оказания им содействия "в получении элитарного образования", как это предусмотрено п.7 статьи 5 Закона РФ "Об образовании".

· Психологическая экспертиза сложившейся в учебном заведении системы обучения и воспитания, а так же предлагаемых инноваций в этой области.

· Выдача рекомендаций руководству учебного заведения по преодолению недостатков, выявленных в ходе анализа наиболее часто встречающихся у студентов и преподавателей проблем, а так же результатов экспертиз.

 

 

Методы психологического консультирования:

· совет;

· тренировка или специальное обучение;

· интерпретация проблемной ситуации;

· разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния;

· увещевание, осуждение, проявление симпатии;

· все виды недирективного общения;

· интервью,

· психологическое тестирование,

· групповые дискуссии и т.п.

 

 

Индивидуализация и дифференциация обучения - один из главных резервов повышения результативности обучения, но недостаточно используется из-за большой трудоёмкости со стороны преподавателя и высокой затратности.

 

 

Аспекты дифференциации и индивидуализации обучения:

· Помощь в выработке индивидуального стиля учебной деятельности;

· Построение индивидуальной образовательной траектории;

· Учет индивидуальных особенностей учащегося при выборе педагогом средств, методов и организационных форм обучения;

· Учет индивидуальных особенностей при выборе специализации в рамках той или иной специальности;

· Варьирование скорости (темпа) подачи материала и уровня его сложности;

· Выбор форм поощрения и наказания;

· Выбор частоты и конкретных приемов педагогического контроля;

· Установление с учащимся разного уровня отношений по показателям формальности или доверительности;

· Подбор и отбор в учебные группы.

 

16. Бихевиористские теории обучения. Респондентное (И.П. Павлов) и оперантное (Б.Ф. Скиннер) типы научения. Основные типы подкрепления и наказания и их сравнительная эффективность.

Исследования условного рефлекса

И.П. Павлов (1849-1936)

Респондентное научение, классическое обусловливание.

Эксперимент по выработке условного рефлекса. 3 фазы обусловливания:

До обусловливания. Пища (БС) → Слюноотделение (БР)

Колокольчик (УС) → Ориентировочная реакция (настораживает уши и т.п.)

Во время обусловливания. Пища (БС) + Колокольчик (УС) → Слюноотделение (БР)

После обусловливания. Колокольчик (УС) → Слюноотделение (БР)

 

 

Респондентное (Павлов) и оперантное научение (Скиннер)

Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, которые за ними следуют (активность субъекта).

Респондентное поведение определяется предыдущими событиями, оперантное поведение зависит от своих последствий.

 

Сравнение классического (респондентного)
и оперантного (инструментального) научения

 

  Респондентное Оперантное
Способ научения Путем ассоциации между специфическим стимулом (вызывающим естественный рефлекс) и нейтральным стимулом Путем ассоциации между поведением и его последствиями
Соответствующие типы поведения Рефлекторные и эмоциональные реакции Произвольное поведение
Степень участия организма Связь между БС и УС формируется при пассивном участии организации в целом Для формулирования связи между реакцией и подкреплениями необходимы активные действия организма над объектами окружающей среды

 

Первичное и вторичное подкрепление. Для человека более важно вторичное подкрепление, которое удовлетворяет определённые социальные потребности. Генерализованные подкрепители (деньги, престиж, власть, слава, сила, интеллект).

 

Позитивное и негативное подкрепление и наказание

 

Подкрепление Позитивное Негативное
Предъявление положительного стимула Удаление аверсивного стимула
Наказание Предъявление аверсивного стимула Удаление положительного стимула (торможение)

 

Основные категории внешнего подкрепления

· съедобные – еда и напитки

· деятельностные – игрушки и предметы, с которыми можно играть и манипулировать

· визуальные и слуховые стимулы – золотые звёздочки, зелёные лампочки, вспышки на экране монитора, означающие «Хорошо! Ты победил!»

· социальные стимулы – улыбки, похвала, объятия и поглаживание по голове

· жетоны – пластиковые диски, которые можно приобрести другие награды

 

Предъявление положительных стимулам ученикам, демонстрирующим правильное поведение, и игнорирование учеников, демонстрирующих неправильное поведение.

 

Бихевиоризм о наказании

Часто сопровождается весьма нежелательными эмоциональными эффектами. Не всегда ведёт к устранению реакции, а иногда только к её подавлению. Не демонстрирует и не подчёркивает желаемого поведения. Часто не действует.

· Наказание снижает вероятность появления поведения, временно подавляет, но не устраняет его.

· Из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (тревога, страх, антисоциальные действия, потеря самоуважения и уверенности).

· Любое поведение, уменьшающее или сводящее на нет применение наказания, будет подкреплено.

· Проблема гибкости применения наказания (например, плохих учеников отсаживают на задние парты) – часто бывает ригидным и однообразным.

· Наказание не иллюстрирует желаемого поведение; оно просто привлекает внимание к нежелательной ответной реакции.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.