Целостный педагогический процесс, его сущность и структура. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Целостный педагогический процесс, его сущность и структура.

2017-11-27 1282
Целостный педагогический процесс, его сущность и структура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический процесс - процесс целенаправленного формирования и развития личности путём её обучения, воспитания и развития. Синоним - «учебно-воспитательный процесс», педагогическое взаимодействие между воспитателями и воспитуемыми, обучающими и обучаемыми.

Педагогический процесс предполагает педагогическое взаимодействие - взаимную активность педагога и воспитуемого. Оно включает в себя:

1) педагогическое влияние,

2) восприятие учащимися этого влияния,

3) усвоение объектом информации,

4) активность воспитуемого, его ответное влияние на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность и единство.

Педагогический процесс —совокупность процессов, превращающих социальный опыт в черты, идеалы и качества формирующегося человека (в его образованность, идейность, культуру, нравственность, способности, привычки, характер).

Итак, педагогический учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности.

Структура процесса обучения в его теоретическом (дидактическом) представлении:

- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;

- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;

- исполнение обучающих и учебных операций, организация совместной работы учителя и учеников;

- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;

- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;

- подготовка и работа учащихся вне школы.

Структура педагогического процесса:

1) Цель (конечный результат),

2) Принципы (основные направления достижения цели),

3) Содержание (фактический учебный материал),

4) Методы (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания),

5) Средства (способы «работы» с содержанием),

6) Формы (способ организации процесса

Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности).

Закономерности педагогического процесса:

К закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Это - зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом: 1. Закономерная связь между обучением и воспитанием; 2. Зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. 3. Взаимодействие всех компонентов обучения

Закономерности выражаются, служат основой для принципах педагогического процесса.

Принципы.

- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

- Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

- Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

- Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

- Принцип доступности обучения.

- Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

- Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

- Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний- Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

- Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

- Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу - принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения.

 

8.Содержание образования в современной школе.

. Содержание образования в современной школе.

Для успешного осуществления обучения необходимо понять – чему надо учить, т.е. каково должно быть содержание образования. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.

Содержание образования - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества, оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования – развития тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами.

Прежде всего – необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Содержание образования находит выражение в учебных планах, программах, учебниках.

Учебный план общеобразовательной средней школы – это учебный план, который составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы: учебный план школы (разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы) и рабочий учебный план (разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно).

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия, отражающие основное содержание учебного предмета. Кроме учебников, используются сборники задач, упражнений, хрестоматии, словари, справочники и другие пособия.

Содержание обучения и образования.

1. Общее образование – политехническое (общее + азы профессионального). 3 цикла предметов:

1 - Естественнонаучные (биология, физика, химия, математика, биология, астрономия) = знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека.

2 - Гуманитарные (история, литература, обществоведение, география, языки, ЧОГ, рисование, пение, музыка) = постижение законов общественного развития и социальной природы человека, мировоззренческая подготовка, формирование эстетических и нравственных чувств, приобщение к миру прекрасного, творчество.

3 - Трудовой и физической подготовки (труды, физкультура, ОБЖ, НВП) = укрепляют здоровье, формируют навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам.

1-4 классы – начальное, 5-9 – основное, 10-11 – среднее (полное).

2. Специальное (профессиональное) образование – знания, умения и навыки, дающие возможность заниматься определённым видом деятельности в качестве квалифицированного рабочего или специалиста определённой (средней или высшей) квалификации.

Требования к содержанию:

1. Научная и практическая значимость.

2. Целостность, фундаментальность.

3. Соответствие сложности содержания возрастным особенностям учащихся.

4. Соответствие объёма содержания отводимому на его изучение времени.

5. Взаимосвязь теории (знаний) с практикой (умениями).

Содержание образования.

Одним из осн. средств развития личности и формирования ее базовой к-ры

выступает содержание образ-я.

Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта

творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение

которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности,

способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной

культуры общества.

Содержание образ-я определяется целями и задачами образ-я.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:

1. Заказ общества.

2. Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.

3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные

возможности.

4. Потребности личности в образовании.

Принципы отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества,

науки, культуры.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при

отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную

его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и

усвоения).

3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его

формирования предполагает согласованность таких составляющих, как

теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть,

личность у.

4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и

практич. освоения у общечеловееской к-ры.

5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и

естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных

связей.

Содержание образов: 1) научные ЗУН 2)мировоззренческие, нравств-эстетич

идеи. 3)элементы соц, познават и творческого опыта.

Носители содержания образования:

1. Учебный план.

2. Учебный предмет.

3. Учебная программа.

4. Учеб. лит-ра.

Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность

школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.

Единица учебного плана – учебный предмет (2).

Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет.

Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем,

пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на

практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к

знаниям и умениям.

 

.9.Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура. Особенности организации процесса обучения в современной школе.

 

Сущность проц. обучения.

Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и

учащихся, часть целостного пед.процесса, в рез. кот. у обучающегося

формируются определенные ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва.

Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и

ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.

Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

 

Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем

умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда

происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка)

Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в

результате которого школьники усваивают содержание образования,

деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения.

Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала

Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи)

Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность

педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

 

Ф-ии обучения.

1. Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана

с расширением объема)

Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки,

законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в

структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить

полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и

действительность.

2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному (с

формированием отношений – мировоззрение)

Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но

вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация

этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и

методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и

факторами. (со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).

Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия

У и у на всесторонне развитие личности.

Образовательные: - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с

основными видами тканей, особенностями их строения и функциями

- указать на связь строения с выполняемыми функциями.

Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе

связи строения с выполняемыми функциями;

- продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.

Развивающие: - продолжить формирование умения сравнивать, обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.