Смысловая структура содержания учебного процесса, его психолого-дидактические уровни. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Смысловая структура содержания учебного процесса, его психолого-дидактические уровни.

2017-11-27 147
Смысловая структура содержания учебного процесса, его психолого-дидактические уровни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смыслообразование как фактор, обуславливающий специфику структуры содержания учебного процесса, определяет ряд его стадий в учебном процессе (стадия учебного процесса, ориентированная на непосредственно - эмоциональные смысловые проявления учащихся, стадия учебного содержания, ориентированная на устойчивые смысловые образования учащихся, стадия учебного содержания, ориентированная на личностные ценности учащихся) и требует принципиально нового подхода к составу содержания, меняя его исходную ориентацию с культурологической на психологическую.

Технологии обеспечивающие личностно — смысловое развитие учащихся, апеллируют к жизненному миру ребенка, к его духовной сфере, к смысловому уровню его глубинного «Я». К ним можно отнести следующие группы: технологии, обеспечивающие самоактуализацию субъектного опыта учащихся -эмоционально-психологические установки и эмоциональнопсихологические обобщения в обучении, эмоционально-психологическое опережение, личностно-смысловой контекст, преобразование теоретического материала в образный; диалоговые технологии - внешний, внутренний, множественный диалоги, диалоги эпох, диалоги разнохарактерных культур; Показано, что смыслообразование является действенным психолого — дидактическим механизмом становления толерантного сознания учащихся. Толерантное сознание как феномен общественного бытия и качество личности эффективно формируется на личностно - смысловой основе в условиях поликультурного образовательного пространства. При этом деятельностно - смысловая модель используемая учителем в каждом конкретном случае, оказывается направленной на актуализацию тех смысловых структур сознания учащихся, содержание которых составляют установки на принятие и альтернативных, неконформистких позиций, наэмпатическое постижение их смыслов.


38. Технологии обучения и их смыслообразующий потенциал.

Смыслообразование, определяемое в качестве основной линии движения обучения, проявляется во всех его базовых компонентах: целях, принципах, содержании, технологиях, методах, организационных формах. Это обеспечивает качественно новый уровень учебного процесса, позволяющий учителю организовать процесс обучения с учетом смысловых предпочтений личности ребенка.

Экспериментальное исследование показало, что управление как атрибут обучения имеет косвенный, опосредованный характер, осуществлясь через создание ситуаций смыслового выбора, диалога, переживания, смысловой инициации, через активизации смысловых интенций, обеспечивающих самоактуализацию учащихся.

Дидактические понятия, традиционно ориентированные на развитие информационных когнитивных сфер учащихся, обладают смыслообразующим потенциалом. При этом:

• обучение, интерпретируется как деятельность учителя и учащихся, «работающих» со смысловыми единицами учебного материала и через материал вступающих в личностно - смысловые отношения между собой;

• главные движущие силы процесса обучения предстают как смысловое смещение, несовпадение смысловых установок учителя и учащихся; а не как противоречие между знанием и незнанием;

• дидактическое целеполагание усматривает перспективу учебной деятельности не только в знаниевой ориентации учащихся, а в смысловом обогащении структур сознания как механизмов регуляции их жизнедеятельности;

• основная линия движения обучения выражает логику динамики смыслового развития учащихся, а не когнитивную логику учебного предмета, совпадающую большей частью с логикой науки;

• логика учебного процесса исходит из ситуаций, обеспечивающих выбор, на основе личностно - смысловых предпочтений, а не из ситуаций, обеспечивающих усвоение материала.

Смыслообразование как фактор, обуславливающий специфику структуры содержания учебного процесса, определяет ряд его стадий в учебном процессе (стадия учебного процесса, ориентированная на непосредственно - эмоциональные смысловые проявления учащихся, стадия учебного содержания, ориентированная на устойчивые смысловые образования учащихся, стадия учебного содержания, ориентированная на личностные ценности учащихся) и требует принципиально нового подхода к составу содержания, меняя его исходную ориентацию с культурологической на психологическую.

 

39. Виды коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навы­ками письма является важным начальным этапом подготовки умствен­но отсталых детей к школьно­му обучению. При обучении умствен­но отсталых детей учитываются их воз­растные возможности и индивидуаль­ные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной работы, которые с каж­дым годом усложняются:

1. Развитие мелкой моторики и зри­тельно-двигательной координации.

С детьми проводились гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов засте­жек, шнуровке и т.д.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуще­ствляется последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометри­ческие формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

3. Формирование и развитие про­странственной ориентировки.

Детей учат сначала ориентиро­ваться на различных плоскостях (дос­ка, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (тра­фареты), следить за их перемещени­ем и определять направления движе­ний руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной коор­динации, формирование взаимосвя­зи слухового внимания и графичес­кого навыка.

Важным здесь было научить де­тей воспринимать и дифференциро­вать предметы и явления по звуко­вым характеристикам, а затем вы­полнять различные графические за­дания.

5. Формирование базовых графи­ческих навыков.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

1.Развитие движений рук по под­ражанию действиям педагога, зрительно — двигательной коор­динации и предметных действий. 2. Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия. Форми­рование внимания на предмете, умения прослеживать взором дви­гающийся предмет. 3.Развитие пространственной ори­ентировки: верх—низ. 4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации. 5-Формирование базовых графичес­ких умений. Обучение проводить простые линии-дорожки в задан­ном направлении

ВТОРОЙ ЭТАП (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-дви­гательной координации. 2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. 3. Совершенствование ориентиров­ки на листе бумаги. 4.Развитие слухового внимания и слухомоторной координации. 5.Формирование базовых графичес­ких навыков.

Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы выражена в структуре школы (наличие подготовительного класса, щадящий режим, увеличение сроков обучения), в учебном плане (увеличение времени на изучение наиболее сложных разделов программы, на труд, на занятие по развитию речи), в содержании обучения (изучение основ наук сочетается с практической подготовкой учащихся к усвоению трудных разделов программы).

Коррекционная направленность обеспечивается также системой и методами изучения учебного материала, учитывающими особенности развития детей. Модификация общеобразовательных программ и специализированные методы обучения позволяют большинству этих детей в течение четырех лет обучения в начальной школе догнать своих сверстников и перейти в общеобразовательную школу; дети с более выраженной задержкой продолжают обучение в такой школе и получают образование в объеме 8 классов общеобразовательной школы. В последние годы создаются различные классы, ориентированные на работу с детьми по их психическому развитию - в них осуществляются коррекция, психологическая поддержка, психореабилитация.

Альтернативные, нетрадиционные методы рекомендуется применять лишь как дополнение к основным видам коррекционной деятельности, потому что нет никакой статистики, в том числе научной, о результатах их воздействия на психофизическое развитие больного ребенка.

Кинезиотерапия

Дельфинотерапия

Иппотерапия

Арт-терапия

Песочная терапия

Фитотерапия

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.