Семь свободных искусств (septem artes liberales). — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семь свободных искусств (septem artes liberales).

2017-11-27 187
Семь свободных искусств (septem artes liberales). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционный курс светского обучения в средние века. Уже в эпоху поздней античности они объединялись в группу. Они отделялись, с одной стороны, от философии — «матери» всех их, а с другой — от технических (или механических) искусств, таких, как архитектура и
земледелие, которые были сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.

Свободные искусства делились на две группы:
trivium (лат. — тривий) — учебный цикл из трех словесных наук (грамматика, логика (или диалектика) и риторика) и quadrivium (лат. — квадривий) — учебный цикл из четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка).

Их визуальные образы были описаны в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» (лат. — «Свадьба Филологии и Меркурия») римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись женщинами — каждая с соответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известных представителей ее сферы. Классификация Марциана использовалась на
протяжении всего средневековья, а некоторые из ее первоначальных элементов сохранились в эпоху Ренессанса и позже.

Средневековая Церковь считала свободные искусства «оружием против еретиков», и потому их можно встретить в романской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главными добродетелями. В итальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить в надгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другой живописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры и гобелена XV—-XVI веков.

12. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями Западно-

Европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от

общества феодального – к буржуазному.

Ренессанс – это эпоха великих открытий. Темпы развития

ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Наивысшей точки

своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетию, когда

становится общеевропейским явлением – это, так называемое, Высокое,

классическое Возрождение. В утверждаемой системе ценностей, духовной

культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма. Он развивается

как идейное движение, становится мощным оружием политиков, утверждается в

массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый

материал для поисков художников и скульпторов. Складывается новая светская

интеллигенция. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений,

независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они

выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной.

Гуманисты выражают требование исторической ситуации – формируют человека

предприимчивого, активного, инициативного. Гуманизм как принцип культуры

Возрождения и как широкое общественное течение базируется на

антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается

новый центр – могучая и прекрасная личность.

Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог,

обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая

правильный рациональный выбор. Но становление и расцвет гуманизма глубоко

противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия,

архитектура, изобразительное искусство. Покровителями искусств становятся

многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и

ядом, заговорами и войнами. Исследователи многократно отмечали, что добро и

зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом.

2.4.1 Основные доминанты культуры европейского Просвещения

Эпоха просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».

Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять

человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные

устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих

обстоятельств или среды, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о

таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству

добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не

рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные

общества, пути их построения и установления.

Ориентиром для создания утопий XVIII века служило «естественное»

или «природное» состояние общества. Это был исключительно вымышленный,

умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и

писателя эпохи просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда не существовал

и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства

использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были

сады и парки. В них конструировался мир, альтернативный существующему,

отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни,

гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточности

человеческой личности. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и

благородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека.

«Внушив любовь к полям, внушаем добродетель». Парки эпохи Просвещения не

были тождественны естественной природе. Но одной из главных задач было

сохранение «впечатление естественности», ощущение «дикорастущей природы». В

композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи,

театры, храмы.

Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного»,

аллергически надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с

человеком, его повседневной жизнью.

 

13. в тетради

14. в тетради

15. в тетради

Дом радости

Викторино де Фильтре

Итальянский педагог Витторино де Фельтре был сыном бедного нотариуса. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьер – он преподавал грамматику и математику. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Это стало поворотным моментом в судьбе Витторино. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости». Помещение для школы служил красивейший дворец, располагающийся на лоне природы. Дворец был полностью переоборудован под учебное заведение. В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно.

В этой школе Витторино реализовывает программу воспитания и образования, принятой у итальянских гуманистов. В основе этой программы лежит многостороннее и гармоничное развитие ребенка. В нее входит физическая культура – различные упражнения и гимнастика; музыка, танец и пение – как средство формирования художественного восприятия и строгое религиозное и этическое воспитание. В «Доме радости» особо пристально изучались классики античной философии и литературы. При этом Витторино старался учитывать индивидуальные особенности учеников. Были среди учеников школы и девушки.

Витторино всегда пытался раскрыть в ребенке природные задатки и способствовать их развитию. Он стремился сделать занятия в своей школе интересными для учеников, использовал разные методики, в том числе и игры. Он редко применял наказания, старался воздействовать на детей одобрением и похвалой.

Иезуитское воспитание.

Cистема воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов, основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму. Основной задачей иезуитов было воспитание «Христова воина», способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В XVII- XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, так как аккумулировали достижения педагогики своего времени: классно-урочную систему обучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и т.п. В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т. п.

Из лучших учеников образовывались «магистраты», члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры» и др. Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы). Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей. Однако, со временем, чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе.

 

17. в тетради

18. в тетради

19. элементарное образование И. Г. Песталоцци

В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: «Метод. Памятная записка Песталоцци» (1800), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода» (1802), «Что дает метод уму и сердцу» (1806), «Памятная записка о семинарии в Кантоне Во» (1806) и др.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Рассматривая гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, целью воспитания И.Г. Песталоцци признавал то, чтобы вырабатывать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности. Выработку такого равновесия сил И.Г. Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При этом существенно значимым был тот момент, что усвоение ребенком полезных знаний не было оторвано от умения их применять. Именно во взаимодействии механизмов познания и умений И.Г.Песталоцци усматривал основу саморазвития.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования -- это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения -- основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности -- необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

Исходным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Вот почему большое значение он придавал принципу наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Наблюдения в этой связи он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Мысль о значении такого рода упражнений, конечно, продуктивна. Но ее практическое воплощение нередко принимало и у самого И.Г. Песталоцци, и у его последователей односторонний, формальный характер из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели -- воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников -- вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была идея природосообразности воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо он призывает в процессе воспитания и обучения учитывать внутреннюю природу ребенка и строить воспитательно-образовательный процесс с установкой на развитие заложенных в нем духовных и физических сил.

 

20. «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервега


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.