Стиль педагогических отношений с учащимися — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Стиль педагогических отношений с учащимися

2017-11-27 459
Стиль педагогических отношений с учащимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успешность педагогической деятельности, особенно на начальных этапах, во многом зависит от стиля, который выбирает учитель в процессе взаимодействия с учащими­ся, от эмоционального фона этих отношений.

Выясняя на практических занятиях мнения студентов по вопросу: «Какие свойства личности педагогов способ­ствуют созданию хороших деловых взаимоотношений меж­ду учителем и учащимися на уроке?», выявились следую­щие суждения:

— неудобно не подготовиться к уроку учителя, который хорошо знает свой предмет, корректен и интеллигентен в обращении с детьми, тактичен, энергичен, деятелен, прояв­ляет свойства сильной натуры, яркой индивидуальности;

— страшно не подготовиться к урокам учителя, кото­рый может унизить, оскорбить, если ученик не знает учеб­ного материала или отвлекается, оказывает психологичес­кое давление на ребенка, заставляет его подчиняться своей воле, часто повышает голос, с ядовитым сарказмом высме­ивает учащегося, если тот допускает какие-либо оплошно­сти;

— можно не подготовиться к урокам учителя, который заискивает перед учениками и идет у них на поводу, согла­шается с их небрежностью, неаккуратностью, неточностью, недисциплинированностью;

— проявить чувство отчуждения от учителя, который не заинтересован в успехах своих учащихся, часто несправед­лив к ним, замкнут в кругу личных интересов, лишен твор­ческой инициативы и формально относится к своим фун­кциональным обязанностям.

Указанные характеристики в той или иной степени обобщенно отражают требовательное и уважительное от­ношение к учащимся и влияют на особенности педагоги­ческого взаимодействия с детьми.

Можно выделить четыре основных стиля взаимодей­ствия: демократический, авторитарный, либеральный и апедагогичный. Соотношение требовательного и уважитель­ного отношения к учащимся в стилях педагогического вза­имодействия представлено так: демократический и

авторитарный в большей степени, а либеральный и апедагогичный — в меньшей.

Требовательное и уважительное отношение к человеку передается прежде всего по каналам коммуникации, кото­рые обеспечиваются вербальными (речевыми) и невер­бальными средствами — мимикой, позой, жестами.

Для вербального канала коммуникации между учителем и учащимися можно выделить, в первую очередь, модаль­ность речи, выражающуюся отношением учителя к содер­жанию высказывания и педагогической действительности в целом. Модальность речи определяется интонацией го­лоса и специальными формами наклонений. В интонации заключается сила эмоционального звучания голоса и со­провождающий контекст речи педагога. Так, одно и то же слово «хорошо» можно произнести с выражением радости, восхищения, нерешительности, гнева.

С учетом того что быстрый темп речи начинающего учи­теля может быть вызван, как правило, робостью или являться результатом пренебрежительного, равнодушного отношения к учащимся, а вялая речь свидетельствует о незаинтересо­ванности педагога в своей профессиональной деятельности, либо проявлении высокомерного и неуважительного отно­шения к учащимся, внимание учителей следует обратить на преимущество сдержанной речи в общении с учениками. Сдержанная речь способствует лучшему усвоению важных моментов содержания учебного материала, ясности и доход­чивости смысла сказанного. По мелодическому рисунку речи учителя можно уловить его настроение, психологическое со­стояние и отношение к детям. Повышенный тон свидетель­ствует о решительности действий учителя, его воодушевле­нии. Подозрительность, беспокойство, угроза могут проявлять­ся в пониженных тонах голоса.

Опыт подсказывает, что расширению инструментовки педагогического взаимодействия учителя с учащимся спо­собствует отработка специальных форм наклонений, упо­требляемых при общении с учащимися.

Общеизвестно, что в наклонении выражается отношение содержания текста высказывания к действительности. Так, в повелительном наклонении выражается приказ, категоричное и жестокое требование. В некоторых случаях к глаголам пове­лительного наклонения прибавляется частица «-ка», которая несколько смягчает приказание: «Подойди-ка ко мне».

Инфинитивная форма глагола в значении повелитель­ного наклонения, напротив, выражает резкий приказ: «Я Вас просил подойти!» При предписании по выполнению учебных заданий нужно использовать известное правило. Для | условного наклонения характерны просьбы. Учитель, предъявляя требования, ставит их выполнение в зависимость от возможностей учащихся: «Нельзя ли тебя попросить задержаться после уроков?»

Обоснование разумных и объективно необходимых педагогических требований выражается, как правило, в ус­ловном наклонении в значении повелительного: «Каби­нет бы стоило проветрить». Так же побуждение к действию выражается в изъявительном наклонении в значении повелительного.

Для выражения приглашения учащегося совершить со­вместные действия используется форма 1 -го лица множе­ственного числа: «Идем (идемте) со мной!» Для выраже­ния просьбы, пожелания, а также в косвенных и опосредо­ванных формах воспитательного воздействия может применяться форма 3-го лица единственного числа: «Не мешай ему, пусть он напишет; Передай дежурным, пусть они уберутся в классе».

Целесообразно использовать все виды наклонений, от­давая преимущество условному наклонению.

Для невербального общения характерны поза, жесты, по­ходка, мимика. Поза учителя влияет на содержание речи и интонацию голоса: она может выражать пожелание, веж­ливое обращение, или каприз, приказ. Расположение кор­пуса тела учителя при взаимодействии с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка не только рас­полагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разде­лить точку зрения педагога.

Должен ли педагог любить своих воспитанников?

Не секрет, что требование к учителю любить учеников стало у нас педагогической молитвой, методологической аксиомой и существует в сознании педагогов, как, пожалуй, единственное правило от ушедшей в небытие «педагогики коммунистического воспитания».

Сегодня в двери школ стучатся технологии. Они пред­полагают реальные (достижимые), диагностичные (изме­ряемые) цели образования, тщательно взвешенное, посильное детям и необходимое для их сегодняшней и будущей жизни содержание, продуманные, методически обоснован­ные алгоритмы и «техпроцессы» обучения и воспитания, основывающиеся на закономерностях детского развития и алгоритмах самой педагогической деятельности. Все это должно приносить нужный, ожидаемый, гарантированный результат.

Как этого добиться? К сожалению, и в наше время не­которые педагоги теоретически невежественны, плохо знают прежде всего природу ребенка, механизмы мышления и поведения, закономерности формирования мотивов. Поэто­му сегодня особое значение приобретает обсуждение про­блем науки воспитания.

Кто должен обогатить науку воспитания: педагоги-прак­тики, конструирующие свои методы и приемы по наитию, или профессора-теоретики, прочно обосновавшиеся на «пе­дагогическом Олимпе» и узурпировавшие право на педаго­гическую истину? В печати появилось много новой, «гума­нистической» риторики, как то: «личностно-ориентированный подход», «субъект-субъектные отношения», «личностно-центрированная педагогика» и др. Но что означают эти новые лозунги, как с ними работать, педагогу-практику не объясня­ется. Разговор по-прежнему ведется на уровне философском, методологическом (что делать?), а не технологическом и операциональном (как делать?).

С этих позиций нужно поразмышлять о старом, добром, кажется, донельзя гуманном и потому правильном сужде­нии, которое в педагогической среде воспринимается как истина, не требующая доказательств: педагог (учитель) дол­жен любить своих воспитанников (учеников)!

Должен любить!? Да, мы любим своих собственных де­тей, любим безусловной, непосредственной и поэтому под­линной любовью, любим «ни за что». Ибо это наша плоть, кровь, сокровенные мечты и надежды. Можно ли таким же чувством любить детей чужих, таких незнакомых, разных, часто непокорных, некрасивых, возможно, обозленных? Ведь педагог тоже человек.

Этот вопрос задавался сотням слушателей. И все едино­душно отвечали: «Нет, нельзя!» Впрочем, надо допустить мысль, что среди педагогов могут оказаться отдельные люди, в особенности женщины широкой души и сострадательно­го сердца, которые смогут искренне полюбить чужих детей, как своих, кровных и единственных. Но, очевидно, таких бу­дет немного. От всех педагогов такого поголовного подвига ожидать и тем более требовать все же нельзя. Обратим вни­мание на смысл словосочетания «требовать любви».

Любовь — чувство, а как известно оно неподвластно рассудку. Поэтому требовать от учителя того, что он вы­полнить не может, по меньшей мере, некорректно, а по боль­шому счету — безнравственно. Ибо такое требование не­избежно приведет к тяжким психологическим комплек­сам в виде ощущения профессиональной ущербности. На самом деле, молодой учитель, воспитанный на подобных романтических принципах, в какой-то момент (ученик на­дерзил, сорвал урок, в который раз не выполнил домашне­го задания) вдруг ловит себя на мысли, что он этого уче­ника не только не любит, но уже терпеть не может. А все учителя вокруг говорят, что они своих учеников любят, с ними «душой отдыхают», а он не может!.. Стало быть, ты плохой Учитель, ты не на своем месте.

Тогда, наверное, необходимо строить взаимоотношения учителя и ученика на основе уважения? Уважение — тоже неплохая основа сотрудничества. Это чувство более рацио­нальное, более «земное». Уважать можно любого человека, ребенка — тем более.

Учитель готов уважать ученика, который хорошо учится, добросовестный, послушный. И что особенно важно: про­являет интерес к его предмету. В противном случае все осложняется. Туповатые, непослушные, упрямые ученики вызывают у педагога непроизвольное раздражение, непри­язнь, словом, все то же отторжение.

Сегодня стало модным утверждение, что учитель дол­жен принимать ребенка таким, каков он есть. Душевного труда никакого, и риск минимален. С этим суждением мож­но было бы согласиться, хотя бы для того, чтобы не раздра­жаться от неказистого вида воспитанников, не дергать его бесплодными требованиями, не терроризировать родите­лей жалобами. Но вот что заявляет А. Дистервег на этот счет: «Если мы принимаем воспитанника таким, каков он есть, мы делаем его хуже». Ребенок — явление изменяюще­еся. Маленький детский изъян в поведении завтра может превратиться в отвратительную черту характера.

Так как же вести себя педагогу с воспитанником? Ка­ким правилам следовать?

Ответ на этот вопрос еще в 20-е гг. XX в. дал один из основоположников отечественной педагогической антро­пологии Л.С. Выготский. Он говорил: «Педагоги должны относиться к ребенку так, как будто он уже такой, каким бы они хотели его видеть». Это суждение работники обра­зования должны принять как основополагающий педаго­гический закон, ибо оно основано на глубинных механиз­мах связей психики и поведения. Оказывается, человек ве­дет себя по отношению к окружающим так, как он относится к самому себе. Чтобы воспитанник стал добрым, честным, ответственным, трудолюбивым, ему необходимо неустанно внушать эти установки, которые со временем станут своеобразными внутренними программами, зададут индивиду достаточно жесткий алгоритм поведения. Уста­новки — это в огромной степени инстинктоподобные ре­акции субъекта.

Внушение гуманных установок, заражение высокими иде­алами, подражание привлекательным жизненным приме­рам — важнейшие инструменты воспитания. Необходимо включать в процесс самосозидания и подсознание воспи­танника. Приступая к работе в новых классах или начиная очередной урок, учитель должен заявить, что сегодня дети будут решать невероятно трудную задачу, разбираться в запу­танных философских проблемах, мастерить сложное изделие. И к концу урока должно оказаться так, что с этими нечелове­чески трудными задачами все воспитанники неожиданно справились. И учитель приходит в восторг, рассыпает поздрав­ления и комплименты, со всей серьезностью убеждает уче­ников, какие они умные, сообразительные, любознательные, талантливые: «Какое удовольствие работать с ними. И как ему повезло»! И делать все это искренне. В данном случае это нетрудно: ведь ребята похвалу заслужили.

И можно не сомневаться, что ученики, которые ушли с занятия с гордостью за себя, с нетерпением будут ждать следующего урока. Чтобы еще раз пережить ни с чем не сравнимую радость победы над самим собой. Д. Карнеги говорил: «Дайте, дайте человеку то, в чем он нуждается, — чувство собственной значительности». Успех — самый луч­ший воспитатель, ибо он дает ребенку главное: уверенность в собственных силах и самом себе.

Так что ребенка не обязательно любить. Не надо наси­ловать себя. Технология не может быть основана на самоэксплуатации и долге. Она должна базироваться на сухих и бесстрастных фактах, правилах и алгоритмах, которые от­ражают естественные механизмы мотивации нужного, нрав­ственного и социального самопроявления и жизнетворчества. Только так может возникнуть методологическая пе­дагогическая техника, способы и приемы которой с неизбежностью дадут нужный результат. Овладеть ею не­обходимо всем педагогам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте определение педагогического процесса.

2. Каковы общественные процессы, с которыми связан педа­гогический процесс?

3. Что такое компоненты, составляющие структуру педагоги­ческого процесса? Перечислите и кратко обоснуйте.

4. Назовите основной вид деятельности ученика в школе.

5. В чем состоит ролевая принадлежность субъекта и объекта педагога в педагогическом процессе?


Глава 9


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.