Объекты и этапы педагогического проектирования — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Объекты и этапы педагогического проектирования

2017-11-27 228
Объекты и этапы педагогического проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое проектирование заключается в созда­нии предположительных вариантов педагогической дея­тельности и прогнозировании ее результата. Главное вни­мание педагога при этом приковывается к механизму рож­дения и протекания тех или иных действий.

Начнем с того, что именно проектирует педагог, т.е. с раскрытия объектов проектирования. Первый объект — педагогический процесс. В свою очередь, он не прост и одномерен, как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Его составные части характе­ризуют переход процесса из одного состояния в другое. Сам педпроцесс в целом есть часть более сложного обра­зования — педагогической системы. Мелкие ситуации вхо­дят в процесс, процесс — в систему.

Педагогическая система — целостное единство всех фак­торов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Ее основные признаки:

— полнота компонентов, причастных к достижению цели;

— наличие связей, взаимосвязей и общих качеств у ком­понентов;

— наличие ведущего звена и идей, необходимых для объединения компонентов.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими, супербольшими.

К малым относятся отдельные системы воспитания уча­щихся, например, для колледжа — производственное обу­чение, профессиональная работа и т.д.; к средним — сис­темы деятельности в целом: работа колледжа с семьями учащихся, предприятием; к большим — системы образова­ния района, города, области, т.е. большие педагогические комплексы (школы, колледжи, учреждения культуры, сфе­ры быта); супербольшие системы создаются для крупных по размеру и целям регионов, республики в целом.

Каждая система имеет свою цель и, следовательно, свой набор компонентов. Так, суперсистема профессионального технического образования включает в себя цели развития, принципы построения и деятельности.

Целью любой педсистемы является развитие учащихся и педагогов и их защита от воздействий среды. Ведущее звено в этих системах — учащийся. Система открытая, т.е. способна изменяться под влиянием внешних процессов, в ее рамках создаются педпроцессы.

Педагогический процесс — главный для педагога объект проектирования.

Чтобы воспитательные отношения приводили растущего человека к развитию, их необходимо определенным обра­зом организовать. Педагогический процесс — способ орга­низации воспитательных отношений, заключающийся в це­ленаправленном отборе и использовании внешних факто­ров развития участников. С помощью педпроцесса педагог организует взаимоприемлемые отношения с воспитанни­ком, направляет и стимулирует его развитие, защищает от вредных воздействий среды. Педпроцесс всегда имеет одну и ту же структуру, выстроенную всей историей практичес­кой педагогики. Дадим краткую характеристику ее компо­нентам: цель как начальный компонент педпроцесса, даю­щий представление о конечном результате взаимодействия воспитанника и преподавателя; принципы, предназначен­ные для определения основных направлений достижения цели; содержание — часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели; ме­тоды — действия педагогов и учащихся, посредством ко­торых передается и принимается содержание. Средства ис­пользуются в единстве с методами. Формы организации пед­процесса придают ему логическую завершенность.

В педпроцессе все совершается последовательно: в со­ответствии с целями и направлениями их достижения вы­бираются содержание, методы и средства.

Педагогическая ситуация как объект проектирования все­гда существует в рамках педпроцесса. Структура педситуации внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников строится как реализация их сложного внутреннего мира, воспитан­ности и обученное. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Феномен педситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему. Нельзя из ситуации создать форму.

Проектирование педситуации — процесс «подгонки» педпроцесса под конкретных людей. Любой педагог уча­ствует в проектировании трех типов объектов: педсисте­мы, педпроцесса, педситуации. Все они взаимозависимы с учетом их целостности и внутреннего единства.

Всеобщее падение уровня обученное учащихся в ре­зультате педпроцесса, в который мы включаем их, породи­ло потребность в изменении системы образования в це­лом, видов и типов ее учебных заведений. От построения системы зависит качество педпроцесса, от педпроцессов — качество педситуации. Эта аксиома, к сожалению, не всегда учитывается на практике.

Проектирование педсистем, процессов или ситуаций — сложная многоступенчатая деятельность. Кем бы ни осуще­ствлялась и какому объекту ни была бы посвящена, она имеет много общего и совершается как ряд следующих друг за дру­гом этапов. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

— педагогическое моделирование — разработка целей (общей идеи) создания педсистем, процессов или ситуа­ций и основных путей их решения;. — педагогическое проектирование — дальнейшая раз­работка созданной модели и доведение ее до уровня прак­тического использования;

— педагогическое конструирование — дальнейшая де­тализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

В качестве цели могут выступать идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми в дальнейшем стро­ятся педсистемы, процессы, ситуации. Поставленная цел1 заставляет задуматься о том, где и когда воспитанные учащихся качества будут востребованы, как реализованы Создание таких моделей — начало творчества любого пе­дагога. Совершение мысленных процедур возможно бла­годаря модулирующей способности психики создавать са­мые разнообразные модели педсистем, ситуаций.

Следующая ступень проектирования — создание проекта, т.е. работа с созданной моделью, доводимая до уровня использования преобразования педагогической действи­тельности. Третий этап проектирования — конструирование — еще более детализирует проект, приближая его реальным условиям деятельности. Конструирование учеб­ной педагогической деятельности — методическая задача.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте педагогическое проектирование как пред­варительную обработку основных деталей, представляющих дея­тельность учащихся и педагогов.

2. В чем состоит великая деятельность педагога по отноше­нию к учащимся?

3. Что определяет анализ объекта проектирования?

4. С учетом чего проводится составление документа?

5. Что такое «экспертная оценка проекта»?

6. Что такое «мысленное экспериментирование применения проекта»?


Глава 5

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

И ОЦЕНКА ИХ ВЫБОРА

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.