Способности: природа, типология, формирование и развитие. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Способности: природа, типология, формирование и развитие.

2017-11-27 223
Способности: природа, типология, формирование и развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.

Способности - индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам (ЗУН), но обусловливающие глубину, легкость, быстроту и прочность обучения новым способам и приемам деятельности.

Это определение способностей является общепризнанным. Однако,данное определение способностей нельзя считать исчерпывающим.

В соответствии с ним, человек, обладающий определённой способностью, — тот, кто отличается от других людей, выполняет свою деятельность более успешно, но не только за счёт наличия определённых знаний, умений и навыков. Эти признаки, несомненно, присущи способностям, но не определяют их в полной мере. Практически любая психическая функция может обладать данными признаками. Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, память не сводится к знаниям, умениям или навыкам. А вот определить, является ли память сама по себе способностью или нет — сложно. Можно аналогично рассмотретьтемперамент. Люди различаются по типу темперамента, наличие того или иного темперамента может способствовать или препятствовать тому или иному виду деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, где требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Но очевидно, что темперамент — не способность. Значит, данные признаки необходимые, но не достаточные применительно к способностям, и это нужно учитывать.

В приведённом определении способностей, отсутствует указание на то, из чего состоит способность.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальномонтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека).

Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Говоря о способностях, надо упомянуть, что они у каждого человека разные. Каждый человек имеет индивидуально-своеобразное сочетание способностей, и успешность его деятельности определяется наличием того или иного сочетания способностей. Одни способности могут заменяться другими — схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. На успешность одной и той же деятельности могут влиять разные способности, поэтому, отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой.

Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности.

Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности»[2]. Склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость — это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»[3]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие, умственные и специальные, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические способности.

В психологии о происхождении способностей 2 концепции:

Гальтон изучал биографии великих людей и их родственников, сколько среди них было выдающихся личностей, чтобы понять насколько талант наследуемое понятие.

Айзенк считал, что способности полностью определены составом генов. Их развитие-это развитие генетической программы.

 

Дружинин классифицировал способности по 3 психическим функциям:

Приобретение (обучаемость);

Применение (интеллект);

Преобразование (креативность).

 

По психическим процессам выделяют 2 типа:

Сенсорные способности;

Моторные способности.

 

Чтобы понять, способен ли человек к чему-либо надо пробовать делать это.

Способности определяются и развиваются в деятельности.

Способность = Продуктивность/«Цена» (усилия, потраченные на деятельность)

Способность = Успешность/трудность

Задатки - база для развития способностей. Из задатков развиваются сами способности как только человек начинает что-то делать. На базе сходных задатков могут развиваться разные способности. Задатки - генетика, биологические данные.

 

Способности в прямую не обусловлены ни генетикой, ни физиологией, т.к. есть большой компонент - собственное желание и упорство.

Специальные способности - способности к успешному выполнению конкретного вида деятельности (узкого), профессии.

Общие способности - общий фактор интеллектуальной успешности, продуктивности, обучаемости, как быстро и легко схватывает человек.

На это влияют:

Интеллект - способность решать задачи на основе имеющихся знаний, применять в ситуациях, чтобы лучше адаптироваться.

Обучаемость - способность приобретения новых знаний, быстро обобщать свой опыт, анализировать и, следовательно, поведение подстраивать к ситуации.

Креативность - способность к преобразованию знаний, общая творческая способность.

Одаренность - объективно высокий уровень развития способностей, качественно своеобразное сочетание разных способностей от которых зависит возможность достижения успеха выполнения какой-то деятельности.

Одаренный достигает объективно высоких показателей (социальный критерий).

Три вида одаренности:

Компетентность - уровень одаренности, когда человек достигает высоких показателей в каком-то виде деятельности и неявными знаниями.

Талант - объективно очень высокий уровень одаренности в виде деятельности и это объективно для широкого круга людей.

Мудрость - человек очень успешен и одарен в социальной жизни, понимает причины поведения людей, предсказывает, анализирует.

27. Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.

Под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности:
1. Влечение;

2.Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

3. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент;

4. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности;

5. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность;

6. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется;

7. Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
Соц. мотивация. К.Левин1930г.

«Мотором человека» являются:

1. Истинныепотребности;

2. Квазипотребности (на данный момент). Актуальность в деятельности от степени напряженности.

На этом основании Маслоу: (физиол– нарушения работы организма, безопас– нар регул. психики, соц. – нар регуляции социальной деятельности, личностные – нар. регуляции поведения, самоактуализация – творчество).

Мюррей(пары, 2 полюса: доминирование -подчинение, ожидание позитива-негатива, самостоятельность-ожидание помощи и т.д.).

По Ядову: внешние стимулы проходят сквозь систему потребностей и ценностей и в итоге становятся мотивами.

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира, определяемая не реальными свойствами объектов, а символическими, которыми их наделяет человек.
Ядов: фиксированная установка (человек часто сталкивается с ситуацией готовность к действию), социальная установка (аттитюд), направленность (жизненные цели, которые ставит перед собой человек), ценностная ориентация.
Социально-психологическая теория – регуляция социального поведения – теория иерархической структуры диспозиций личности В.А.Ядова.

Человек обладает сложной системой диспозиций, которые регулируют его поведение и деятельность. Это предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, действия и актуальность, предуготовленность вести себя определенным образом.

Основная функция – психической регуляции поведения в социальной среде.

1. Эл.Фикс.Уст. по Узнадзе (неосозн) – непосредственные акты на акт предметную сит.равновесие со средой.

2. соц фикс уст – рег поступки (эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент) ситуация группового общения.

3. общая направленность интересов – базовые соц уст – регулирует поведение (там где цели достигаются системой поступков) тоже 3 компонента.

4. ценностные ориентации – рег деятельность личности в культ, эконом, полит условиях жизни общества. Важнейшие жизненные цели. Лапьер объясняется ведущей ролью диспозиции иного уровня.
Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

Различают потребности:

по сферам деятельности(потребности труда, познания, общения, отдыха),

по объекту потребностей(материальные, духовные, этические, эстетические и др.),

по значимости(доминирующие/второстепенные, центральные/периферические),

по временной устойчивости (устойчивые, ситуативные),

по функциональной роли(естественные, обусловленные культурой),

по субъекту потребностей (групповые, индивидуальные, коллективные, общественные).

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:

акизитивные (потребность в накоплении, приобретении), альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия), гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности), глорические (потребность в признании собственной значимости), гностические (потребность в познании), коммуникативные (потребность в общении), праксические (потребность в результативности усилия), пугнические (потребность в соревновательной деятельности), романтические (потребность в необычном, неизведанном), эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли
стремление к температурному оптимуму и т. д. Групповые: забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества. Познавательные: исследовательское поведение, игровая деятельность
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические, 2. Безопасность, 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо, 4. Уважение, 5. Познание, 6. Эстетические, 7. Самоактуализация. Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
— важный компонент мировоззрения личностиили групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.).Син. система ценностей. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) т. н. социальных ценностей. В социологических концепциях Ц. о. нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения

 

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

1. влечение 2 .Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному 3. Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент.4. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности.5. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность.6. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.7. Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

 

Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма со­стоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом.

В отечественной психологии существуют различные подходы к иссле­дованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках лич­ности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выде­ляется направленность.

Чаще всего в современной научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности всегда социально обусловлена и форми­руется в процессе воспитания. Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влече­ние, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

 

Исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ является потребностно-мотивационная сфера личности, которая выступает как системообразующее свойство личности.

Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев)

Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Направленность - одно из главных образований личности. Рассматривается как мотивационное ядро личности, это системообразующий фактор.

Стороны направленности:

1) отражение (целеобразование);

2) регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов).

Направленность характеризуется иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично).

Характеристики направленности:

1. Стремление,

2. Потребности, интересы, идеалы

 

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологиче­ская форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Если эта потребность не угаснет, то она превратится в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Если в структуру желания включается волевой компонент, то возникает стремление. Стремление – это определенное побуждение к действию.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес – это специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствует ориентации личности в окружающей среде. Интересы являются побудительной силой к познанию окружающей действительности. Интересы бывают: непосредственный – вызван привлекательностью объекта и опосредованный – вызван объектом как средством достижения целей. Когда в интерес включается волевой компонент, возникает склонность – направленность индивида на определенную деятельность. Основа склонности – глубокая устойчивая потребность. Есть понятие идеал – это то, к чему стремится человек, на что он ориентируется. Идеалы могут выступать как характеристики мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека. В мировоззрении отражаются не только идеалы человека, но и его принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и убеждения. Убеждения – это высшая форма направленности – это система мотивов личности, которая побуждает ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, они побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

В направленность ещё входят и мотивы(см. ответ на 25 вопрос) и ценности

Измеряется методикой басса. Там 3 направленности (на себя, на общение, на дело).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.