Что понимали под философией мыслители XIX в.? — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Что понимали под философией мыслители XIX в.?

2017-11-27 317
Что понимали под философией мыслители XIX в.? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однако где нужда сильнее всего, там ближе всего и помощь. Если удалось показать, что философия, стремившаяся быть метафи­зикой, невозможна, то именно из этих исследований возникла новая отрасль знания, нуждающаяся в имени. Пусть все остальные предметы без остатка разделены между специальными науками, пусть окончатель­но погибла надежда на науку миропознания - но сами эти науки суть факт и, быть может, один из важнейших фактов жизни, и они хотят в свою очередь стать объектом особой науки, которая бы относилась к ним так, как они сами - к остальным вещам. Наряду с другими науками выступает, в качестве особой, строго определенной дисциплины, теория науки....Философия не есть более учение о вселенной или о человеческой жизни — она есть учение о знании, она — не «метафизика вещей», а «метафизика знания».

Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение

(Вопрос № 1 канд. экз.)

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.– С. 16–35.

Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

С точки зрения И. Канта, и с точки зрения М. Хайдеггера и многих других мыслителей прошлого и настоящего философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. В отличие от животного, человек, осознавая свое собственное существование, также осознает и то, что это существование может в любой момент прекратиться. Все это вызывает у него потребность задавать себе и другим вопрос о смысле этого существования. Постановка данного вопроса и попытки ответить на него влекут за собой и другие вопросы, которые И. Кант относил к вечным вопросам философии. Следовательно, поскольку человек является именно человеком, а не животным он наряду с этим философствует. Таким образом, философия является ничем иным, как сущностной характеристикой бытия человека. Быть человеком и быть философом - понятия, по существу, тождественные. Однако, как только человек, находясь в личной пограничной ситуации, ставит перед собой вопрос о смысле своего бытия, а, следовательно, и бытия вообще, он тотчас, не прикладывая особых усилий собственного мышле­ния, находит на них тот или иной готовый ответ, а в нашу эпоху - целый ряд возможных ответов. Эти ответы содержатся в культуре той эпохи и той страны, в которой живет человек, задающий вопросы. Поэтому чаще всего философствование большинства людей сводится к тому, чтобы из ряда ответов на фундаментальные вопросы бытия выбрать те из них, которые наиболее успешно ориентируют отдельного человека в определенной системе культуры и тех социальных отношений, в которых он исторически существует. И хотя философия как вопрошание о смысле бытия является сущностной характе­ристикой бытия человека в мире, актуализируется эта способность человека не всегда. На это как раз обращает внимание М. Хайдеггер, заявляя, что «...мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?».

Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы (услужливо предоставленные ему средствами массовой информации) на фундаментальные вопросы его существования. Актуализация способности каждого человека к философствованию чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием кризиса определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные философские вопросы уже не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Тем не менее, от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления как сущностной характеристики своего бытия, зависит глубина видения данным человеком кризиса современной культуры и общества, полнота объяснения истоков этого кризиса своим современникам и адекват­ность предложений по его преодолению для дальнейшего развития культуры и общества.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.