Черты учебного процесса на основе дидактических игр — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Черты учебного процесса на основе дидактических игр

2017-11-27 199
Черты учебного процесса на основе дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.

1. Ориентация.

Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению.

Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращен­ном виде.

3. Проведение игры как таковой.

Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

4. Обсуждение игры.

Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описатель­ный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участни­ками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходи­ли в голову, и т.д., побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установле­нию связи содержания игры с содержанием учебного курса или курсов. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

 

Характер работы учителя

В зарубежной школе учителя часто используют полностью готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемыми учебно-игровыми материалами. Поэтому одно из типичных заблуждений, отмечаемых зарубежными экспертами, состоит в том, что, если игра сконструирована как следует, она будет «работать сама». По логике вещей, к этому же стремятся и создатели игры. Однако практика показала, что даже в случае идеально разработанной игры эмоцио­нальная вовлеченность может оборачиваться барьером на пути к осмыслению происходящего в игре. Поэтому кроме очевидных организационных функций учитель выполняет важнейшие в содержательном отношении функции, которые, обобщая различные позиции зарубежных специалистов, мы назовем содержательно-ориентирующими. Наряду с этим разделением функций для практи­ки проведения игр полезным может оказаться следующий условный перечень «ролей», в которых выступает учитель. Их можно сформули­ровать, имея в виду отдаленную аналогию со спортивными играми.

ИНСТРУКТОР. Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Однако многолетняя практика показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участника­ми лишь по ходу игры — и в этом игра похожа на жизнь. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать учащихся или привести к снижению их интереса. В принципе, инструкти­рование лучше свести к минимуму. Что же касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, «ходов», то их имеет смысл проводить уже после завершения игрового действия, когда их содержание становится более ясным для участников.

СУДЬЯ-РЕФЕРИ. Ход игры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны учителя. Организацион­ная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результа­тивность игры. Это сказывается, например, на характере распредел­ения ролей, при котором учитель стремится добиться активного включения всех детей. Учебно-игровая деятельность обычно дает более широкие возможности для личностных проявлений по сравне­нию с традиционной работой в классе. В исследованиях отмечается распространенное в практике ошибочное обыкновение учителей отводить наиболее «трудные» роли лучшим ученикам, а более пассивные — менее «способным». Есть смысл предоставить плохо успевающим активные, значимые для хода игры роли, чтобы тем самым дать им возможность проявить себя. Переход к игровому характеру взаимодействия в классе, таким образом, сталкивается с препятствиями в виде стереотипных решений педагога.

Действуя в качестве рефери, учитель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но — в идеале — не вмешивается в него.

ТРЕНЕР. В некотором смысле учитель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать учащимся прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возмож­ности игры.

Не противоречит ли это идее минимального вмешательства? Тонкость в том, что речь идет о подсказках, помогающих детям использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.). В число тренерских действий учителя входит и прямое подбадривание нерешительного участника).

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ-ВЕДУЩИЙ. Если предыдущие роли учителя связаны с подготовкой и проведением имитационной игры, то данная роль относится к завершающему игру обсуждению. В ходе этого обсуждения учитель избегает «предлагать» классу свои выводы и обобщения, но, скорее, ставит перед учащимися такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить учащихся предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

 

Ролевые учебные игры.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.