Теория естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Теория естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

2017-11-27 1079
Теория естественного, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) родился вЖеневе в семье часовщика.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж.-Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований заложенных при­родой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естествен­ный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельно­му приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами; воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способнос­тей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспита­ние со стороны вещей — это приобретение человеком соб­ственного опыта относительно предметов, которые его окру­жают. Все эти три_фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусст­вом развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы обще­ственного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Идею самостоятельного получения знаний ребенком Ж.-Ж Рус­со считал ведущей и на следующем этапе — умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без про­грамм, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отве­чает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, био­логию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Одним из важнейших средств развития умственных сил ре­бенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был про­тивником узко ремесленного обучения. Ребенок должен на­учиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо раз­вивать положительные эмоции, направленные на гуманное от­ношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигаетсяне нравоучениями, а непосредственным общением с хороши­ми людьми и хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал уда­лять юношу от больших городов, где нравственность людей да­лека от идеала.

Особое внимание в нравственном воспитании Ж.-Ж. Рус­со отводил изучению истории, которая как бы позволяет видеть сцену человеческой жизни, не участвуя в ней. Исто­рия дает возможность отобрать для воспитания наиболее важ­ный материал, касающийся взаимоотношений людей, кото­рый готовит воспитанника к борьбе с трудностями в само­стоятельной жизни.

С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых лю­дей в возрасте не моложе 18 лет, так как, по его мнению. Ребенок в принципе не может иметь представ­ления о Боге, а лишь повторяет то, что внушают ему взрослые.

Гражданские обязанности Ж.-Ж. Руссо воз­лагал только на мужчину.

Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углублять­ся в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Ум ее должен развиваться не в чтении, а в общении с родителями, в процессе наблюдения за теми людь­ми, с которыми она общается.

Положение Ж.-Ж. Руссо о том, что свобода — одно из естественных прав человека, а роль педагога заключается в развитии активности, инициативы ребенка, в косвенном и тактичном руководстве без принуждения.

8. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Теория элементарного образования.

Одним из первых педагогов конца 18 - начала 19 в, оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитиемировой педагогической мысли.

Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большин­ства его предшественников было то, что свои педагогичес­кие идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим вос­питательно-образовательных учреждений.

Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответ­ствии с внутренней природой ребенка и установкой на раз­витие всех заложенных в нем духовных и физических сил.

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рожде­ния, свойственно стремление к развитию.

Цель воспитания по Песталоцци состоит в том, чтобы вырабатывать у воспитан­ника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами отдельной личности.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об «элементарном образовании», которые он обобщенно именовал как «метод». Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Само название «элементарное образование» подразумевало такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого ко все более сложному, переходить от одной ступени к другой, доводя знания и умения детей до возможной степени совершенства.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.