Понятие и критерии Интернет-зависимости — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятие и критерии Интернет-зависимости

2017-11-27 437
Понятие и критерии Интернет-зависимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология Интернет-общения

Сеть Интернет предлагает пользователям разнообразный параллельный мир, общение в котором может быть весьма далеким от реальности.

В российских психоаналитических центрах стали появляться первые клиенты, в жизни которых виртуальное общение занимает главное место и часто является едва ли не единственной формой общения. На Западе же зависимость от виртуального общения уже признана реальной проблемой, которая признана медицинской. Появились и соответствующие термины - Internet addiction, Online addiction, Net addiction («зависимость от Интернета», «зависимость от виртуального мира», «зависимость от сети»).

Особую опасность американцы видят в так называемых графических чатах. Если раньше виртуальное общение представляло собой просто обмен сообщениями, то графический чат - это виртуальный дворец, подземелье или аналогичный объект, в котором каждый участник представлен в виде графического образа. Общение в графическом чате напоминает непрекращающуюся вечеринку - кто-то приходит, кто-то уходит, образы участников перемещаются, обмениваются репликами, могут что-то шептать друг другу так, что чтобы не слышали другие, могут дружески похлопать друг друга по плечу, уединиться в специальных виртуальных комнатках и т.д. С точки зрения человека, испытывающего проблемы в реальном живом общении, такая замена чрезвычайно заманчива. Во-первых, можно создать какой угодно образ самого себя, собрав, например, все то, что хотелось бы иметь или кем хотелось бы быть в реальности. Во-вторых, анонимность, вообще свойственная виртуальному общению, защищает от разочарований и дает ощущение безопасности. Анонимность позволяет безопасно экспериментировать со своим образом, мужчина может представить себя в образе женщины или наоборот. В общем, есть возможность проиграть в виртуальной реальности любые фантазии, что в реальности в большинстве случаев невозможно. И самое важное - интерактивность, из-за которой виртуальное общение и становится способным создать иллюзию реального живого общения. Вот, например, одно из описаний мотивов к перемене пола в виртуальном мире.

«Играя роль мужчины, я могла свободно выражать агрессию и проявлять жажду власти. Я не считала возможным выразить эти стороны моей личности, когда меня воспринимали как женщину. Для меня это было чем-то вроде соревнования, хотелось выяснить, как другие женщины контактируют с мужчинами, как они их соблазняют. Мне они (другие женщины) показались глупыми и скучными.

Я возвращалась к этому мужскому образу, когда чувствовала себя обиженной, задетой или уязвленной. Более интеллектуальный образ мужчины помогал мне дистанцироваться, обрести объективность и ясность. Он (образ мужчины) был стеснительнее, чем мое реальное или виртуальное Я, старше и мудрее. Я могла увидеть его мысленным взором, как он протирает очки, которых я, кстати, не ноше, пока болтается в чате, пока приходит к какому-то мнению. Это очень не похоже не меня, я склонна с ходу врываться, задавать кучу вопросов, встревать».

Однако пока исследования медиков направлены в основном на то, как научить пользователей контролировать объём времени, проводимого в сети, заставить вовремя отключаться или не подписываться на сайты, из которых особенно трудно вылезти. Но такое решение проблемы никак нельзя назвать кардинальным, поскольку это борьба со следствием, а не с причинами.

Если человек в виртуальном мире меняет собственную идентичность, это чаще всего, конечно, просто желание поэкспериментировать, свойственное каждому из нас, и, разумеется, не стоит спешить вешать ярлык патологии, но в ряде случаев за этим может стоять глубинная неуверенность в том, что он кому-либо может быть интересен таким, какой он есть.

Кардинально решить проблему патологической зависимости - значит, осознать, что именно в личной истории человека привело к такому восприятию реальности, которое не позволяет наслаждаться жизнью. С клинической точки зрения все патологические зависимости обычно уходят корнями в детские годы и могут быть прослежены к ранним депривациям и конфликтам. Они могут представлять собой способы справиться с депрессивностью и тревожностью, а могут свидетельствовать об отсутствии банального чувства безопасности или ощущении внутренней опустошенности. У человека вообще есть свойство уходить в мир фантазий и там скрываться от трудностей психологической адаптации - кто-то уходит с головой в работу и превращается в трудоголика, чтобы не ощущать внутренней пустоты и избежать ощущения бессмысленности, кто-то - к наркотикам, кто-то смотрит кино, кто-то читает художественные книги, с упоением следя за развитием придуманного сюжета, кто-то ходит в музеи и на выставки, любуясь виртуальной реальностью картин и скульптур, а кто-то открывает для себя виртуальный мир Интернета.

Явление «Интернет-зависимости» начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года, когда сеть Интернет впервые стала широко доступна непрофессиональным пользователям. Интернет-зависимость определяется как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернет, будучи online». Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.

Доктор Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость" (1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use). В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «Интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.

Можно выделить следующие основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы Интернет-зависимости.

К основным поведенческим характеристикам относятся:

· нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время;

· пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями и собственным здоровьем;

· разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом;

· недостаток физической активности.

Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU:

К психологическим симптомам относятся:

· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

· ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

К физиологическим симптомам относятся:

· синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

· нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

· пренебрежение личной гигиеной.

К этому можно добавить часто встречающееся проявление крайнего раздражения на отвлекающие факторы «реальной жизни» в момент нахождения в сети Интернет.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

· навязчивое желание проверить e-mail или ICQ;

· навязчивое желание посмотреть, что в настоящий момент происходит в чате, который постоянно посещает этот пользователь;

· постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;

· жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

· жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:

1. Толерантность.

· Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает

· Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.

2. Синдром отказа. Вот характерный «синдром отказа»:

· Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет.

· Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца):

· Психомоторное возбуждение.

· Тревога.

· Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет.

· Фантазии или мечты об Интернет.

· Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2, вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.

2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».

3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.

4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернет.

5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием Интернет (покупку книг про Интернет, поиск новых броузеров, поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).

6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.

7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими).

Для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета – явление, основанное на проявлениях эскейпизма, т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением. А наряду с этим – поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность, т.е. возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение. Упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете.

Марк Гриффитс (Griffiths, 1995) делит Интернет-зависимых на две группы, выделяя аддиктов (зависимых) первого и второго порядков. Аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение.

Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине - симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).

В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer(1997), также установили, что студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет (приводится по Янг, 1997).

К.Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции (15%), E-mail (13%), WWW (7%), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что «Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде». То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.

Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых нет выделялись.

Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86% Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58% - безопасность и 37% - простоту использования.

По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих.

Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет позитивной социальной идентичности.

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет - зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений - о религии, абортах и т.п. В реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle, "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы". Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Наконец, Интернет-зависимость может вызываться психопатологией: Young (1997) установила, что различная степень депрессии коррелирует с Интернет - зависимостью. Депрессивные больные, которые больше других испытывают страх отвержения и больше других нуждаются в социальной поддержке пользуются Интернет, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности. Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей (Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет, которые связаны с поиском информации) по результатам исследования Янг нельзя сделать никакого однозначного вывода.

В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых занята в сети Интернет общением ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в реальном общении. Для более полного понимания феномена Интернет-зависимости необходимо обратиться к другим видам зависимостей. Действительно, Янг и Голдберг говорят о сходстве Интернет-зависимости с навязчивым стремлением к азартным играм и с патологическим обжорством (булимией). Возможно более глубокое понимание феномена Интернет-зависимости через выделение определенных свойств личности, которые делают ее предрасположенной к формированию различных видов зависимости вообще, а также через сопоставление различных видов зависимости (наркоманических зависимостей, патологического влечения к азартным играм, булимии, со-зависимости и т.п.) и выделение некоторых общих закономерностей формирования зависимости. Эта проблема нуждается в дальнейшем анализе.

По-видимому, у большинства пользователей сети Интернет наблюдается повышенный уровень социальной фрустрированности; ряд конституционных факторов, выделенных Р. Кеттеллом, имеют максимальную выраженность; а так же, личностные особенности аддиктов могут отличаться от личностных особенностей людей, не склонных к аддикции. Но лишь немногие Интернет-пользователи являются явно зависимыми от сети Интернет, по некоторым оценкам их примерно 3-5%. Ещё примерно половина пользователей сети Интернет имеют склонности к зависимости от неё, но остальные пользователи, примерно, 40-50% таких склонностей не имеют.

Изучение индивидуально-психологических особенностей людей склонных к Интернет-зависимости позволяет сделать предположение, что большая часть из них испытывает определенный психологический дискомфорт в реальной жизни.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.