Сеть Интернет как среда актуализации мифологического и магического мышления — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Сеть Интернет как среда актуализации мифологического и магического мышления

2017-11-27 117
Сеть Интернет как среда актуализации мифологического и магического мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенностью Интернет-среды является ее мифологичность. Ситуация, в которой человек может реализовать возможности, отсутствующие в реальном мире, например, мгновенно перенестись из одной точки земного шара в другую, или присутствовать в нескольких местах одновременно, одним нажатием кнопки приводить в движение машины, расположенные на другом конце Земли и т.п., - больше напоминает волшебную сказку, в которой «герой-пользователь» обладает сверхъестественными возможностями, нежели реальную жизнь. Не менее удивительно то, что Интернет как нельзя более соответствует мифологическому мышлению маленького ребенка, для которого характерны такие особенности как:

· магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы, процессы и явления), – в сети Интернет это на самом деле происходит;

· анимизм (внешние предметы наделяются сознанием и волей), – этот уровень пока не достигнут, но многие программные продукты и приложения уже сейчас производят впечатление таковых;

· артифициализм (явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей), – вся сеть от начала до конца изготовлена людьми для своих целей;

· синкретичность мышления (представление об объекте как о некоем целом, где все перепутано без разбору и отдельные детали которого, вступают из фона в зависимости от представляемого ими интереса), — Интернет-технологии позволяют на ограниченном пространстве Web-сайта разместить большое число объектов, во многих случаях, абсолютно между собой не связанных, имеющих самую различную природу и логику функционирования, а также различную тематику и цели.

Под мифом здесь понимается образные объяснения процессов и явлений, не предполагающие понимания их сущности, реально возможных связей и зависимостей. Нередко понимание образов мифов и не осознаётся сознанием индивида как необходимость, что характерно для архаического сознания древних людей, для детского неразвитого сознания и т.п.

Поскольку мифологическое мышление никогда не исчезает полностью, а только вытесняется из сознания по мере взросления, оно продолжает жить в бессознательном взрослого человека, порождая суеверия, веру в приметы и магические ритуалы. Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет является как нельзя более подходящей средой для актуализации многих психических процессов бессознательного, можно даже сказать, архетипического характера, т.е. связанными с древнейшими идеями и символами человеческого общества, ставшими для многих культур основами мифов, народного и традиционного искусства. Для многих пользователей, в психологическом смысле, Интернет становится дверью в тот волшебный сказочный мир, который человек вынужден был покинуть по мере взросления, под давлением объективных условий реального мира. В этом заключается один из важнейших факторов столь сильного воздействия этой среды на достаточно большое число пользователей.

Атавистические, т.е. свойственные отдалённым, а не ближайшим предкам, давно отжившие, древние признаки процессов взаимодействия в сети связаны во многом с природой самой виртуальной реальности. Особенности этой реальности таковы, что оказывающейся в ней пользователь «вынужден» актуализировать вытесненные в бессознательное инфантильные представления и поведенческие паттерны. Эффект усиливается еще и тем фактом, что это зачастую созвучно собственным психологическим потребностям и стремлениям пользователя.

Одной из них является так называемый «эффект азарта», то есть возникновение вовлеченности в сам процесс поиска и просмотра информации в ущерб её изучению, анализу и переработке.

С этим эффектом тесно связан другой эффект, состоящий в том, что в процессе поиска информации, первоначальная цель поиска заменяется другими целями, более или менее тесно связанными с первоначальной. При этом важно отметить, что этот процесс начинается до того, как первоначальная цель была достигнута. Таким образом, возникает впечатление, что в процессе поиска психологическая направленность и интерес как бы дрейфуют от одной цели к другой, благодаря чему, данный эффект получил название «эффекта дрейфа целей».

Вообще было замечено, что при определенных условиях, поведение человека во время работы в Интернет приобретает, в терминологии американского психолога Курта Левина ярко выраженный полевой характер. По всей видимости, этот факт интуитивно уже поняли производители рекламных баннеров, которые стремятся сделать их как можно более красочными и привлекательными.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.