Идентичность в сети Интернет — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Идентичность в сети Интернет

2017-11-27 189
Идентичность в сети Интернет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идентичность – это социально-психологический процесс, в ходе которого индивид узнает себя и конструирует собственные смыслы, а также формируемые у него совокупности представлений как результат этого процесса. Для индивидов идентичности – это источники значений, ценностей и основания совершения ими социальных действий. Идентичность позволяет индивиду выделять себя из окружающей его действительности, отделять себя от других, определять свою принадлежность к той или иной социальной группе и, наоборот, невозможность принадлежать к другим социальным группам.

Идентичность постоянно развивается от рождения индивида до его смерти, приводя к сосуществованию различных его идентичностей в одни и те же моменты времени. Субъективно многие идентичности воспринимаются как социальные роли в коммуникации с другими индивидами, например: ребёнка, отца, матери, преподавателя, красавца или красавицы, мудреца и многих других. Усвоение тех или иных социальных ролей сопровождается формированием у индивидов соответствующих стереотипов поведения и оценок реальности. Например, конкурсы красоты формируют у их участниц своеобразные идентичности красавиц, а также соответствующие стереотипы их поведения. В частной жизни или до участия в таких конкурсах такие идентичности и стереотипы выражены слабо, иногда даже отсутствуют совсем.

Сеть Интернет является содержательно и функционально богатым средством информационной деятельности и коммуникации. При этом и информационная деятельность и коммуникация происходят в некоторых сообществах, которые в сети Интернет являются чаще всего виртуальными. А коммуникация в любом сообществе невозможна без формирования идентичности, иначе личности полностью подчинятся доминирующим в коммуникации индивидам, а также воздействиям на их сознание получаемой информации. Такие изменения сознания способны существенно изменить личность.

Идентичность формируется через интериоризацию пользователями сети Интернет получаемых из неё установок, представлений, стереотипов мышления, т.е. суждений, мнений, оценок, вкусов, приоритетов и т.п. Сама информационная среда сети Интернет в этом смысле формирует определённые качества идентичности каждого её пользователя. Идентичность связана и со стереотипами, как поведения, так и оценок других индивидов и их деятельности.

Идентификация происходит также в процессе коммуникации, потому что в нём определяются и формулируются сходства и различия от других пользователей и членов тех или иных сообществ. В результате меняются представления индивидов о себе и других.

Поскольку сеть Интернет является интегрированной средой, в которой текстовые описания комбинируются с визуальными образами и звуками, конструирование идентичности происходит также с помощью комбинаций вербальных описаний, видео- и аудио- образов. В настоящий период ведущую роль в формировании идентичности в сети Интернет играет, по-видимому, вербальные, словесные, текстовые конструкции, поскольку они наиболее распространены и легче всего поддаются модификации пользователями.

В текстовой коммуникации в Интернете пользователи часто создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", "ярлык". Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман, Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов), есть откровенно панковские (Мразь, Психи, Прикол), есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб), есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)... Разумеется, преобладают имена собственные и производные от них клички: целое полчище Олегов и Олежек, Тань и Татьян, Максов, Максимов и Максиков, Ирочек, Ирин и Иришек.

Тот факт, что в Интернете индивиды создают себе некие «виртуальные личности», создает дополнительные возможности для изучение идентичности. «Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью».

Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным при помощи личностного семантического дифференциала, виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я". Эту же особенность отмечают и преподаватели компьютерных клубов - по словам одного из них, "дети там (т. е. в Интернете) отрываются". Характерно, что "отрываются" далеко не все дети - наряду с теми подростками, которые большую часть времени проводит в чатах, есть и те, которые чатами не увлекаются, а все больше скачивают из Интернета небольшие программы или же ищут информацию, "роясь в мусоре с помощью крючьев - альтавист и палок- рэмблеров". Более того, есть подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного".

Гипотетическим объяснением того, почему одни индивиды конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах).

По-видимому, для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них. Здесь необходимо упомянуть, что в социальной психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная идентичность и социальная идентичность; причем поддержание позитивной идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания позитивной личной идентичности, так и за счет поддержания позитивной социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в целом является преобладающим.

Исходя из этого, можно предположить, что индивиды, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп индивидов можно сделать следующие предположения. Индивиды, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. Для индивидов, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности.

Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений (Kelly, 1997). Келли говорит, что "безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях.

Идея об обладании множеством "Я" относительно нова, но уже достаточно популярна. Например, в своей книге "Life on the screen: Identity in the age of Internet" (Жизнь на экране: идентичность в век Интернета) Sherry Turkle пишет: «Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, - все это делало последовательность (согласованность) центральным в определении здоровья. Но эти стабильные социальные миры были разрушены. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности. Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться: к новой работе, новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям». Эта констатация хорошо соотносится с «текучестью» и возможностью выбора способов действия и самовыражения в Интернете.

Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).

Базовые особенности виртуальной реальности в сети Интернет поддерживают проявления постмодерна в современном обществе:

· Анонимность коммуникации в виртуальности (Интернет никому не принадлежит и не контролируется, следовательно - не управляется; не случайно основа всех социальных конфликтов вокруг Интернета - неподконтрольность и уход от надзора социальных институтов) способствует наблюдаемому в настоящий период общему кризису рационализма, утверждению иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью своей определенности и устойчивости (отсутствие "подлинного имени" многих вещей).

· Построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство; возможность "игры" с ролями и построением множественного "Я" в Интернете - реальность постмодерна как принципиально множественная, следовательно, требующая от человека постоянных переключений на различные социальные ситуации (прерывистость повседневности);

· Единственная реальность личности в виртуальности суть реальность самопрезентации (создание WEB-страничек как аналог надписей на памятниках, типа «здесь был Вася»). Сегодня «Я» как регулирующая и смыслообразующая структура становится избыточным ("неуловимая идентичность" человека эпохи постмодерна как "неуловимый Джо", который «на фиг никому не нужен»). Нужна только инсценировка своей индивидуальности, в результате личность проявляет себя лишь через демонстрацию поверхностных структур своего «Я», не затрагивая более глубоких, собственно и определяющих личность.

· Характеристики социальных отношений в виртуальных сетях – соответствующие изменения в характере социальных сетей в реальности, задающие особенности современной идентичности.

· Виртуальность предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования (как СМИ - в конструировании новостей, как средство коммуникации - в конструировании адресата сообщения, как сообщество - в конструировании норм взаимодействия и пр.). «Императив виртуализации» утверждает власть образа: образа товара, имиджа политика, модели дискурса, способа самопрезентации. Постмодернистское состояние неопределенности вызывает к жизни креативного субъекта; в силу потери социальных ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных отношений.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.