Учет мнемических данных в процессе преподавания. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Учет мнемических данных в процессе преподавания.

2017-11-27 176
Учет мнемических данных в процессе преподавания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатели продуктивности памяти. Учитель должен ориентироваться на средние показатели продуктивности памяти:объем,точность, длительность запоминания. например, диктуя материал для записи, делить его на порции, не превышающие объема непосредственной памяти (7±2 единицы). Учет видов памяти в учебном процессе запоминание должно опираться на различные виды памяти (двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую). Один и тот же материал устно, проиллюстрирован, закреплен письменно и т. д. Эффект начала и конца запоминаемого материала. При организации урока следует помнить, что для образования следов и формирования механизма воспроизведения требуется время. Последующий материал стирает предыдущий, поэтому лучше всего запоминается материал, расположенный в конце урока, особенно если его закрепить повторением. Лучше запоминается материал в начале урока, т к не испытывает влияния предыдущего.

Организация заучивания материала на уроке. Запоминание учебного материала тесно связано с пониманием. Дозировка материала по объему. На первом занятие небольшое количество фактов, иллюстрировать примерами, ставить во взаимную связь. С увеличением количества фактов, подлежащих запоминанию, время, необходимое на запоминание, возрастает. Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: по частям, весь сразу, в комбинации - и весь, и по частям. Наименее рационально повторение по частям - отсутствует ориентация на общее содержание. При комбинированном способе сначала материал осмысливается в целом, в ходе этого выделяются и отдельные его части, которые потом заучиваются (особенно наиболее трудные), и наконец материал снова повторяется в целом.

Распределение заучивания во времени. Повторение. Следует регулярно в течение года предлагать учащимся упражнения на повторение основных определений и правильное повторение пройденного, обогащать новым материалом. Воспроизведение по памяти. повторение должно быть воспроизведением по памяти, активным повторением. Оно контролирует заучивание, обнаруживает ошибки и пропуски, позволяет рационально организовать усилия, сосредоточить их на хуже запоминаемых частях материала.

Использование ассоциативных законов. Аналогии запоминаемого с уже известным.

Мнемоника. Использование специальных приемов и стратегий, помогающих запоминанию. Суть - запоминающий связывает материал, подлежащий запоминанию, с заранее усвоенной моделью (рифмой, схемой, образом). «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны».

Логическая группировка. Основной прием запоминания. разбивка материала на составные части; придумывание заглавий для них или выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материалаи т.д. Полезны сравнения, классификация и систематизация.

Структурирование материала. Выделять части параграфа или элементы материала, показывать и фиксировать связи между ними. Этот процесс облегчается выделением ключевых слов, которые отражают сущность части материала (схемы, образы, ассоциации и т. д.) выделения главного в информации Учитель - выделить существенное: голосом, словами, рисунками, дополнять упражнениями и т. д. Гештальтпсихологи: лучше запоминается материал, удовлетворяющий критериям «хорошей формы» в отношении упорядоченности, простоты и симметричности. Поэтому в процессе запоминания объединять материал в структуру посредством его слияния и последующего объединения путем ритмизации, симметричного расположения и т. д.

Языковое оформление Легче запоминается информация, предъявляемая привычными словами, хорошо усвоенными понятиями.

Эмоциональное оформление. Эмоционально насыщенный материал запоминается лучше, чем эмоционально нейтральный, надо воздействововать не только на разум, но и на чувства ученика на всех учебных предметах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПАМЯТИ: Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание, должно быть индивидуальным. Ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания.

Учет индивидуальных различий в скорости запоминания и прочности сохранения. Люди делятся на 4 группы: быстро запоминающие и медленно забывающие; быстро запоминающие и быстро забывающие; медленно запоминающие и медленно забывающие; медленно запоминающие и быстро забывающие. Это проявляется и в учебной деятельности.

 

47. Психолого-педагогические основы изучения мышления. Использование знаний об индивидуальных особенностях мышления в ходе образовательного процесса

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Особенности протекания - обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности, познание задач связано с речью. Как и остальные психические процессы, оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, т.к. связано с образованием целей, средств, программ деятельности; является свойстом сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека (т. е. высокоорганизованной материи); это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории; это опосредствованное отражение.

Мышление в учебной деятельности проявляется в первую очередь как понимание учебного материала. Роль мышления ученика в учебном процессе не исчерпывается активной работой с содержанием усваиваемого материала, но необходима работа мышления, связанного с постановкой целей (целеполаганием) в учебной деятельности. Для успешной реализации учебной деятельности нужно не только активно работать с материалом, понимать его, ориентироваться в его логике, уметь ставить оптимальные цели своей деятельности, но и владеть приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции.

Формы мышления (единицы мышления):* понятие - отражение общих призаков существующих предметов, * суждение - отражение связи между предметами и явлениями деятельности, * умозаключение - связь между суждениями

Мыслительные опреации: анализ, синтез, сравление, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Виды: - по форме:* наглядно-действенное - практическое преобразование деятельности осуществляемое реальными предметами;* наглядно-образное - вид который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности;* абстрактно – логическое.

- по характеру: *теоретическое, *практическое.

- по степени новизны: *репродуктивное, * продуктивное.

Индивидуальные различия в мышлении выражены достаточно отчетливо, что позволяет говорить о мыслительных способносях, определяющих успешность выполнения деятельности. Различия мыслительных способностей школьников могут проявляться в качествах ума.

3. И. Калмыкова для обозначения общих умственных способносей учащихся использует термин «обучаемость», которому составляют следующие качества ума школьников: 1. Глубина ума –т.е степень существенности признаков, которыеможет абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. 2. Поверхностность ума-т.е. выделение внешних, единичных признаков, в установлении случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности. 3. Гибкость ума-т.е. степень изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуемой ситуации, решаемой проблемы. 4. Инертность ума –т.е. склонность к шаблону, к привычным ходам мысли, трудность переключения от одной системы действий, к другой. 5. Устойчивость ума –т.е. ориентация на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности. 6. Неустойчивость ума-т.е. трудность ориентации на признаки, входящи-е в содержание нового понятия или закономерности, переход от одной системы действий к другой под влиянием случайных ассоциаций. 7. Осознанность мыслительной деятельности –т.е. возможность выразить в слове как результат работы, так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден. 8. Неосознанность мыслительной деятельности –т.е. не возможность рассказать, как он решил задачу, не замечает своих ошибок, не в состоянии указать те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ. 9. Самостоятельность ума –т.е. активный в поиске новых знаний, новых путей решения задач.

Роль мышления ученика в процессе современного обучения. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести ЗУНы, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. На первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.: Развитие психики происходит в деятельности –т.е. мышление в учебной. деятельности проявляется в первую очередь как понимание учебного материала. Для успешной реализации учебной деятельности нужно не только активно работать с материалом, понимать его, ориентироваться в его логике, уметь ставить оптимальные цели своей деятельности, но и владеть приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности.

Мотивация. Существуют различные мотивы мышления. Внутренние (собственно позн-ые мотивы, связанные с содержанием и процессом мышления) и внешние мотивы (внешние по отношению к процессу мышления). Наиболее эффективной является познавательная мотивация. В случае внешней мотивации -приходится действовать формально (например, решать задачу лишь потому, что ее задали).

достижение определенного результата. Достичь можно различными способами (списать, ответить по шпаргалке, по подсказке).

Цели мышления. Субъектом учебной деятельности является школьник, имеющий свои цели. И если педагог не контролирует целеобразование школьника, то реальные цели могут весьма сильно отличаться от тех целей, наличие которых у ученика учитель предполагает.

Готовность к мышлению представление о собственном психическом процессе существенно влияет на реальные достижения человека (должен сам знать, что он сможет это решить). Развивающим является обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» учащегося (Л. С. Выготский). Максимальный уровень трудности, соответствующий реальным возможностям ученика («трудно, но посильно») - задания должны быть индивидуализированы-,а обучение носить максимальный развивающий эффект.

Рефлексивная регуляция. Важно, чтобы учащийся мог управлять своим мышлением, т. е. умел анализировать содержимое своего мышления и мыслительную деятельность.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.