Формирование личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и современной педагогике и психологии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формирование личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и современной педагогике и психологии

2017-11-27 780
Формирование личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и современной педагогике и психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллектив – организованная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности. Коллектив – это группа людей, имеющих общи цели, для достижения которых организуют общую деятельность и выступают в взаимозависимых отношениях. Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развивается чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия.

Коллектив в педагогике это объединение учеников, отличающихся признаками: 1)Общая общественно значимая цель 2)Общая совместная деятельность 3) сплоченность, взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсвенность, доброжелательность, бескорыстие. 4)Общий выборный руководящий орган. 5) Разумное сочетание личных и общественных инициатив.

Ученический коллектив это группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью. Теория коллектива была разраб А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть. Макаренко изучал коллектив, дал определение, на практике описал, как влияет коллектив на воспитание, формирование личности, описал признаки коллектива.

Определил этапы его развития (деление на этапы условно, нет четких границ, т.к. у каждого коллектива свой темп развития): 1 стадия: становление коллектива. Характерезуется недостаточной организованностью, разобщенностью учеников, они лишь формально объединены. У всех них разный социальный опыт работы в коллективе и для низ руководитель очень важен, для того, чтобы сплотить коллектив. В заключение стадии выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация. 2 стадия: усиливается влияние актива; стабилизируется структура коллектива: установление дисциплины (оформляются нормы поведения, круг требований) теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности; разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками. 3 стадия: расцвет коллектива: наступает взаимозависимость, т.е. предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события. 4этап - коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием

Три модели отношений между личностью и коллективом. 1) Личность подчиняется коллективу. 2) гармонизация отношений.3) личность подчиняет коллектив. (лидерство)

Значение коллектива: 1.Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность 2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться 3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.

А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива: быстрая реализация своей деятельности с получением результата (поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование). Высший уровень – радость от ожидания, осуществления. Средняя перспектива: более отдаленный срок реализации, опыт коллектива уже имеется. Нужны усилия, определенные затраты (отдых с классом). Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив. Далекая перспектива: отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий (успешное окончание школы). Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

А.С. Макаренко – принцип параллельного действия - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием трех сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на второй стадии коллектива. Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово.

Долгие годы авторитет Макаренко был непоколебим. Но процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов переосмыслить эти ценности. Появились альтернативные взгляды. Первый – доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров – осуждал диктатуру коллектива, снижение роли личности; Воспитательные функции коллектива: 1.организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, 2.нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учеников. 3.стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и целенаправленности своей жизни. К методам изучения коллектива можно отнести социометрию. Из полученных результатов можем дать выводы; анализ; регуляцию.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.