Основные принципы Болонского процесса. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Основные принципы Болонского процесса.

2017-11-27 1892
Основные принципы Болонского процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика

Экзаменнационные вопросы

1.Современная парадигма высшего образования.

В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. Исследователями рассматриваются различные парадигмы образования, которые развиваются, совершенствуются, модернизируются. Мы остановимся на современной парадигме высшего образования в Казахстане, в основе которого лежит кредитная система как следствие присоединения к Болонскому процессу. В Казахстане парадигма высшего образования трехуровневая: бакалавриат, магистратура и докторантура (см. ГОСО РК 5.04.019-2011). Рассмотрим кратко каждый уровень обучения. Высшее специальное образование - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присвоением квалификации по конкретной специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет. Бакалавриат - профессиональная учебная программа высшего образования, направленная на подготовку специалистов с присуждением академической степени «бакалавр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения не менее 4-х лет. Дескрипторы (Descriptors) – это описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования. Дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитов (зачетных единиц) ECTS. Магистратура - профессиональная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности с нормативным сроком обучения 1-2 года. Докторантура – это профессиональная образовательная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных и педагогических кадров с присуждением ученой степени доктор философии (PhD) или доктор по профилю с нормативным сроком обучения не менее 3 лет.

2. Система высшего профессионального образования в Казахстане.

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Получение высшего образования всегда было, остается и будет одной из важных вех в жизни человека, особенно в условиях современного мира с его жесткой конкуренцией на рынке труда. Это подтверждает и пример нашей страны, где 35% взрослого населения имеют высшее образование – этот показатель (на уровне 30-35%) характерен и для стран с развитой экономикой. Высшее образование, как обозначение уровня образования, означает верхний уровень профессионального образования в трёхуровневой системе (после среднего общего или профессионального образования) и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м полноправным членом Европейской зоны высшего образования. 60 казахстанских университетовподписалиВеликую Хартию Университетов. Таким образом, был осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, основанную на принципах Болонской декларации (известна также как Великая Хартия Университетов, 19 июня 1999 г.). Болонская декларация содержит семь ключевых положений: 1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. 2. Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. 3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов, или кредитная технология обучения). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (EuropeanCreditTransferSystem), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». 4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. 5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий 6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей 7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонской декларации с целью создания единого европейского пространства высшего образования получил название Болонского процесса, в котором сейчас активно участвует и Казахстан. Присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов, которую в настоящее время подписали более 650 университетов мира, позволит приблизить отечественное образование к европейским стандартам. В учебный процесс вузов внедрены прогрессивные технологии и системы обучения: в 135 вузах введена кредитная технология обучения, в 38 - реализуется двудипломное образование, в 42 - дистанционное обучение. В 16 вузах уже ведется подготовка докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами. Между тем, Казахстан по ряду специальностей, в частности, медицинского, ветеринарного, военного профиля, сохранил советскую (традиционную) систему получения высшего образования, выпускники по которым получают квалификацию специалиста, а не бакалавра. Основными целями системы образования в Республике Казахстан являются: – формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся; – социальная адаптация школьников к жизни в обществе; – воспитание гражданственности и любви к Родине; – обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации. В Конституции Республики Казахстан (статья 30) записано: "Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно. Гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом. Государство устанавливает общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам".

 

3. Методология педагогической науки. Методологический аппарат педагогического исследования.

 

Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах. Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Уровни методологии педагогики В педагогике выделяется несколько уровней методологии: философский, общенаучный и педагогический. На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т.д. Иначе говоря, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности. Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания. К педагогическим методологическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований. Методологический аппарат педагогического исследования Рассмотрим на примерах студенческих выпускных квалификационных работ правила, которых необходимо придерживаться при составлении методологического аппарата исследования.Исследовательская работа начинается с выбора объектной обла­сти исследования. В образовательной системе в качестве та­ких сфер выступают интеллектуальное воспитание, познавательная деятельность школьников, педагогической общение и др. Выбор объектной области определя­ется такими факторами, как ее значимость, новизна, наличие нерешенных проблем.В условиях модернизации отечественной системы образования, поиска путей совершенствования организации образовательного процесса актуальных направлений для выполнения педагогических исследований достаточно много, например, разработка инновационных технологий обучения и воспитания, выстраивание социального партнерства в образовательном пространстве и т.п. Актуальность исследования отражает степень его важности в данный момент и в конкретной ситуации для решения сто­ящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема. Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».Научная проблема — это противоречивая си­туация, требующая разрешения. Она не выдвигается произвольно, а является результатом изуче­ния практики и научной литературы, выявления противоре­чий.Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.Источником проблемы обычно являются затруднения, возникающие в практике. Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно в науке о предмете исследования.

4. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы.

Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза. Что же такое компетентность? Компетентность - это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Кроме понятия «компетентность» различают близкое ему понятие «компетенция» (в научной литературе они часто употребляются как синонимы). Компетенция - это то, на что претендует человек, это круг вопросов в которых он хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция - это характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этому месту (социальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов. Профессиональная компетентность преподавателя - это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет мотивацию, которая влияет на его самочувствие, профессиональный рост. Мотивация педагогической деятельности В основе мотивации труда преподавателя, так же как у любого специалиста, лежат потребности, интересы, склонности, ценностные ориентации, целевые установки и др. Вместе с тем в педагогической деятельности как во взаимодействии преподавателя и учащихся имеются специфические мотивы.

5. Коммуникативная компетентность преподавателя должна основываться на признании уникальности личности каждого студента, его индивидуально-психологических особенностей. Педагог должен уметь выстраивать взаимодействие со студентами на основе признания их личности как высшей, неповторимой ценности, осознания того, что важно бережное воздействие на всю структуру индивидуальности студентов. Целенаправленная, профессионально компетентная деятельность преподавателя может изменить мотивацию студентов к приобретению необходимых знаний, умений и навыков, их характер, качества, направленность. Внешние воздействия преподавателя могут стимулировать или тормозить эти изменения. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза выражается в способности создавать условия для полноценного восприятия информации студентами: умение ориентироваться на особенности визуальной, ауди-альной и кинестетической репрезентативной системы, учитывать особенности студентов «правополушарного» и «левополушарного» типов. Развитие коммуникативной компетентности предполагает использование разнообразных технологий обучения, ориентированных как на развитие субъект-субъектных-продуктивных, так и субъект-объект-ных-репродуктивных способов взаимодействия преподавателя со студентами. Преподаватель должен обладать педагогическим мастерством, психологическими знаниями: знать индивидуально-типологические и личностные особенности студентов, характерные психологические особенности человека студенческого возраста, приемы, направленные на формирование у них мотивации овладения будущей профессией, мотивации самосовершенствования, максимальной самореализации своих потенциальных возможностей.

 

 

6.Дидактика высшей школы. Обучение служит интересам появляющихся и сменяющих друг друга на исторической арене социальных классов. Появляется специальный общественный институт - школа, где обучение осуществляется как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой. Наконец, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и тех материалов и средств, которые в ней используются. Так появляется дидактика (от греч. didasko - учу) - наука об образовании и обучении. Дидактика призвана разрабатывать способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в твердом научном основании для своей деятельности. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением. Современные теория обучения в высшей школе. Под концепцией (теорией) обучения понимается совокупность обобщенных положений или системавзглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностейдеятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.Ассоциативная теория обученияЭта теория оформилась еще в XVII в. Ее методологические основания были разработаны Джоном Локком(1632-1704 - выдающийся английский философ-материалист и педагог. Разработал систему воспитания«джентльмена» - делового человека). Ассоциативная теория лежит в основе объяснительно-иллюстрированногометода обучения, который является господствующим в традиционной школе.Теория проблемного обученияБыла разработана в середине 1970-х годов В. Оконь и М.И. Махмутовым. Она построена надеятельностном подходе и исходит из того, что мышление носит проблемный характер, возникновение каждоймысли происходит в проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречиями междуимеющимися у учащихся знаниями и умениями и предъявляемыми требованиями. Познавательная задачавызывает у учащихся стремление к самостоятельному поиску путей ее решения.Теория поэтапного формирования умственных действий.Теория разработана П.Я. Гальпериным и развита Н.Ф. Талызиной. Психологической основой этой теорииявляется положение о том, что деятельностная природа психического образа позволяет рассматривать в качествеединицы психической деятельности действие. Отсюда следует, что управлять формированием образов можнотолько через посредство тех действий, с помощью которых они формируются.Теория учебной деятельностиИсходит из учения об отношении обучения и развития: обучение ведет за собой развитие. Автор этойтеории - Л.С. Выготский (1896-1934 - выдающийся советский психолог. Ведущая роль в развитии отводитсясодержанию усваиваемых знаний. У учащихся должны формироваться не только знания, но и определенные видыдеятельности, основанные на этом знании.Теория развивающегося обучения.Наиболее фундаментально эта проблема изложена в трудах В.В. Давыдова. В результате былиразработаны принципы развивающегося обучения детей младшего школьного возраста: обучение на высокомуровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения материала; осознаниешкольниками самого процесса учения.Развивающее обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение,внимание, мышление.Теория проектного обучения.Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия «проект» и «проектнаядеятельность». Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеидо ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектовосуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный.Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.

7. Движущие силы и принципы обучения в высшей школе. Процесс обучения – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности. Принципы обучения рассматриваются как рекомендации для осуществления педагогической деятельности и учебного процесса. Учебная деятельность вузов направлена на проффесионализацию. На основе синтеза этих принципов выделяют группы принципов обучения в высшей школе: ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

8.Содержание высшего образования. Содержание вузовского образования определяется нормативными документами: образовательнымистандартами, учебными планами, квалификационными характеристиками, учебными программами посоответствующим дисциплинам. Этими же документами регламентируются структура и объемы учебныхпредметов.Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементовобъективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.Содержание профессиональной подготовки специалистов отражено в следующих программныхдокументах: государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования;образовательном стандарте национально-регионального (вузовского) компонента; учебных планах по конкретнымспециальностям; учебных программах отдельных дисциплин (силлабусах). Закон Республики Казахстан «Об образовании». Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 13. Понятие содержания образования. Содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.Содержание образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования.

9. Организация учебного процесса на основе кредитной системы обучения. Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планированияобучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицыизмерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.Учебный процесс с использование кредитной технологии обучения организуется в следующихформах:а) аудиторные занятия: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельнаяработа студента под руководством преподавателя;б) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа студента (СРС), индивидуальные консультации;в) текущий контроль – систематический контроль учебных достижений студентов по каждой теме и/илиразделу учебной дисциплины, учет посещаемости занятий студентами, выполнения домашних заданий, рефератов,активности на занятиях;г) рубежный контроль знаний – периодическая (два раза в семестр - 8 и 15 недели) проверка учебныхдостижений обучающихся, проводимая преподавателями, ведущими учебные занятия (лектор, тьютор), согласноутвержденному академическому календарю.Рубежный контроль может проводиться в различных формах: (устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, коллоквиум, контрольные работы, защита курсовых работ ит.п.);д) итоговый промежуточный контроль – экзамен (устный, письменный, компьютерное тестирование,комплексный, ГЭК по Истории Казахстана), проводимые после завершения академического периода (семестра),согласно академическому календарю и составленному расписанию;е) проведение учебных и производственных практик, подготовка дипломной работы;ж) итоговая государственная аттестация – государственный экзамен по специальности (ГЭК) и защитадипломной работы.Все виды учебных занятий рекомендуется проводить в активных творческих формах с применениеминформационных и коммутационных технологий.

10. Традиционные формы и методы обучения в высшей школе. Организация обучения в высшей школе обеспечивается средствами сочетание аудиторной и внеаудиторной форм обучения В традиционных форм организации учебного процесса (видов учебных занятий) относят: - лекции; - семинары; - практические занятия (лабораторные работы, лабораторный практикум); - самостоятельную аудиторную работу студентов; - самостоятельную внеаудиторную работу студентов; - консультации; - курсовое проектирование (курсовые работы); - дипломное проектирование (дипломные работы); - все виды практик. Для осуществления контроля за качеством знаний и умений студентов традиционно используются: - контрольные работы; - индивидуальные собеседования; - коллоквиумы; - зачеты; - экзамены; - защита курсовых и дипломных работ; - государственные экзамены; - комплексный экзамен по специальности. В высшем учебном заведении лекция традиционно занимает одно из наиболее важных мест в учебном процессе. Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», широко используется как эффективное средство решения сложных проблем, требующих группового мышления. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально - сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников. Метод обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Интерактивная презентация – докладчик и аудитория взаимодействуют на равных. Происходит обмен информацией. Ситуация соответственно может корректировать по ходу дела в зависимости от выдвинутых аудиторией предложений, идей, реакций.

11.Активные методы и формы обучения в подготовке будущихспециалистов. Понятие о методах обучения, применяемых в учебном процессе Известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В связи с этим при организации учебного процесса различают несколько моделей обучения: 1. пассивная - обучаемый выступает в роли «объекта» обучения, учебная деятельность выражается как конспектирование, слушание, ретроспективная; 2. активная - обучаемый является «субъектом» обучения, учебная деятельность реализуется через выполнение творческих заданий, самостоятельную работу, рефлексию; 3. интерактивная – взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование профессиональных и жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В активной модели обучения преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, т.е. являются активными участниками учебного процесса. Активные методы обучения предполагают демократический стиль преподавания, общение между преподавателем и обучаемыми «на равных». Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Формы активных (интерактивных) методов обучения Проблемная лекция (лат. lectio - чтение) предполагает изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сравнения точек зрения и т.д. Семинар (лат. seminarium; буквально «рассадник») – активная форма проведения учебных занятий, состоящая в совместном обсуждении учащимися отдельных вопросов, ранее затронутых на лекции. Семинар предполагает обязательную подготовку учащихся. Различают семинар – дискуссию, семинар-конференцию, семинар – экскурсию, семинар по обмену опытом и т.д. Дискуссия (лат. discussion – рассмотрение, исследование) – спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора. Метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», широко используется как эффективное средство решения сложных проблем, требующих группового мышления. В учебной практике вузов имеется достаточно много проблем и задач, для решения которых можно использовать этот метод, позволяющий развивать творческое мышление и воображение. Игровое проектирование (конструирование) используется для решения (изучения) сложных инженерных проектно-конструкторских задач (проблем) по данной специальности и привития навыков ее решения всем участникам игрового занятия. Деловые и ролевые игры. Ряд активных методов обучения получил общее название «деловые игры». Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально - сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников. Метод обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Интерактивная презентация – докладчик и аудитория взаимодействуют на равных. Происходит обмен информацией. Ситуация соответственно может корректировать по ходу дела в зависимости от выдвинутых аудиторией предложений, идей, реакций.

12. Новые образовательные технологии в высшей школе

В исследованиях проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов выявлены сущность, содержание и структура профессионально-ориентированных технологий обучения. Дидактические технологии и их реализация в учебном процессе высшей школы Технология модульного обучения Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Технология проблемного обучения Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями. Деловая игра как технология активного обучения в высшей школе. В советской педагогике проблема деловой игры стала разрабатываться с 60-х годов. В настоящее время – активная форма обучения во всех учебных заведениях. Технология коллективного взаимодействия Фронтальная форма организации учебной деятельности студентов. Она представляет собой такой вид деятельности преподавателя и студентов, при которой все студенты одновременно выполняют одинаковую для них работу: обсуждают, сравнивают. Обобщают результаты. Коллективные способы обучения (КСО, Ривин А.Г., Дьяченко В.К.) КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамичных парах, когда каждый учит каждого. Содержание образования во всех вузах разнится, оно зависит от преследуемых целей и результатов.

13. Деятельность эдвайзера, тьютора и офис-регистратора в вузе

В условиях информационного общества лидирующие позиции высшего учебного заведения определяются его возможностями по доступу, хранению и качественной обработке электронной информации на основе грамотного использования новых информационных технологий. Для этого создана единая информационно-образовательная среда университета, позволяющая вести строгий учет и повысить качество обучения. Поэтому задачи образовательного процесса решаются посредством таких компонентов информационной системы, как «Офис-регистратор», «Тьютор», «Эдвайзер» и др. При кредитной системе в зависимости от функционального предназначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса: тьютора, эдвайзера. Тьютор – преподаватель по учебным дисциплинам, который проводит практические (семинарские) занятия и осуществляет консультации по конкретной дисциплине, организацию и выполнение СРС, структурирование знаний в данной области, руководство семестровой и курсовой работой, организацию практики. Эдвайзер – преподаватель, оказывающий содействие в выборе индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы в период обучения. Кроме того, эдвайзер может оказывать консультационную помощь в решении вопросов будущей карьеры, оределении темы выпускной работы, определении базы профессиональной практики. Офис регистратора осуществляет прием и выпуск специалистов всех уровней и ступеней образования, обеспечивает контроль качества подготовки обучающихся, а также организацию всех видов входного, рубежного и итогового контроля знаний студентов, ведение статистики. Офис осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РК «Об образовании», Правилами организации деятельности вузов и другими нормативными правовыми актами РК в области образования.Основными направлениями деятельности Офиса Регистратора являются: • организация работы Приемной комиссии;

• контроль качества подготовки обучающихся;

• организация и контроль проведения итогового контроля;

• организация и проведение входного среза знаний;

• организация и проведение выпуска (контроль проведения итоговой государственной аттестации выпускников, оформление и вручение им дипломов);

• движение контингента обучающихся;

• ведение статистики и статистической отчетности.

14.Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии

Организация СРС и педагогического контроля в условиях кредитной системы обучения. Основная цель организации самостоятельной работы заключается в овладении студентами навыками самостоятельной деятельности в решении профессиональных, научных и творческих задач с использованием ранее полученных теоретических знаний, в приобретении необходимых профессиональных и иных компетенций, которые он должен будет развивать в течение всей жизни. СРСП является внеаудиторным видом работы студента, которая выполняется им в контакте с преподавателем, по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРС. СРС также является внеаудиторным видом работы студента и включает следующие элементы – планирование СРС, методическое обеспечение, контроль и оценка выполнения, анализ и совершенствование. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способностей к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности; Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя превратиться в творческую личность, способную самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Самостоятельная работа студента (СРС) организуется на всех этапах обучения. Презентация - выбор студентом определенной темы для презентации и выражение своего видения, понимания или непонимания какого-либо аспекта, рассматриваемого в презентации. Деловая игра - ролевая или командная, вырабатывающая для будущей профессиональной деятельности. Иногда требует домашней подготовки или завершения в библиотеке. Конкретная учебная ситуация, требующая ответов студента на вопросы по ней или написания своего видения проблемы. Групповой проект - в группе должно быть не более 4-5 человек, каждая группа разрабатывает свой проект; например, как сделать нашу область зоной свободного предпринимательства.

15. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Смысл научно-исследовательской деятельности студента видится, во-первых, в том, чтобы в процессе ее выполнения каждый мог овладеть определенным перечнем исследовательских умений и навыков. В связи с этим формы и метод


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.