Для занятий с детьми сверх установленной программы привлекаются различные специалисты. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Для занятий с детьми сверх установленной программы привлекаются различные специалисты.

2017-11-27 131
Для занятий с детьми сверх установленной программы привлекаются различные специалисты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариативность дошкольного образования

Для дошкольных учреждений Республики Коми характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с Типовым положением в Республике Коми функционируют разные виды дошкольных учреждений:

Распределение ДОУ Республики Коми по видам

Виды дошкольных учреждений Количество
Детский сад  
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников  
Детский сад компенсирующего вида  
Детский сад ухода и оздоровления  
Детский сад комбинированного вида  
Центр развития ребенка  

 

В системе современных дошкольных учреждений возрастает количество групп раннего возраста, возрастает количество яслей, столь распространенных в республике 10-15 лет назад.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы стало появление новых нетрадиционных учреждений:

v Прогимназии

v Вальфдорские детские саду

v Национальные детские сады

v Детские сады Марии Монтессори

Вывод: Все это свидетельствует о том, воспитатели работают по-новому и творчески. С каждым годом появляются новые виды ДОУ, меняется профессиональное сознание педагогов, осуществляется активный поиск нового содержания и методов взаимодействия с ребенком. Продолжается развитие новых типов учреждений. Несмотря на все трудности, педагогический процесс охватывает все основные направления в работе с детьми – физическое, познавательное, художественно-эстетическое, развитие речи, охрана и укрепление здоровье детей. Жизнь в ДОУ стала интересней, дети стали более раскрепощенными, активными, возрос интеллектуальный уровень детей.


Педагогика - как наука о воспитании человека. Возникновение и развитие педагогики на разных этапах за рубежом и в России. Структура педагогической науки, связь с другими науками.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает определенные стороны окружающего мира.

Педагогическая наука изучает процессы воспитания, образования, развития и формирования личности.

Слово «педагогика» в переводе с греческого означает «детовождение».

Педагогика — наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшее время стало широко употребляться в лексике. За ним закрепилось два, значения:

- педагогика - область практической деятельности, искусство, ремесло;

- педагогика - область научного знания.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика, как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика - сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних наук, как философия, медицина, астрономия и др.

Одним из основных понятий в педагогике является «воспитание».

Воспитание - это передача общественно-исторического опыта от старшего поколения к молодому (подрастающему) поколению с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Общественно-исторический опыт - это знания, накопленные в ходе исторического развития, умения и навыки, идеи, законы, традиции, нормы поведения, идеалы (это все, что накоплено обществом в ходе исторического развития).

Воспитание в истории возникло в силу объективной необходимости готовить подрастающее поколение к жизни. Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что воспитание возникло уже в первобытном обществе. На разных исторических этапах воспитание не было одинаковым, следовательно, оно (воспитание) носит исторический характер и зависит от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Кроме этого оно зависит от целей, задач, которые ставит общество.

Рассмотрим воспитание на разных этапах развития общества.

Первобытнообщинный строй.

Что характерно для воспитания в это время?

Характерно: простые орудия труда.

Цель: обеспечить свое существование.

Воспитание носит примитивный характер, детей учили тому, что делают взрослые (отличалось воспитание мальчиков и девочек). Воспитание шло в процессе самой жизни.

Когда дети подрастали их объединяли в дома молодежи, при выходе из которого они должны были сдать экзамен на взрослость – пройти ИНИЦИАЦИЮ. Во время инициации старейшины племени давали различные задания, спрашивали молодых людей, очень часто подростки должны были пройти испытания. Те, кто проходил инициацию, посвящались во взрослые (в каждом племени существовал свой обряд). Те, кто её не прошел, не считались полноправными членами общины и не могли образовать своей семьи.

Воспитание у древних славян характеризуют черты, свойственные всем первобытным народам. Большую роль в нравственном воспитании детей играло у славян их богатое устное народное творчество. До появления письменности фольклор был основным средством воспитания. У древних славян существовало возрастное деление в роду: дети, взрослые, старики. Существовали дома молодежи, которые являлись первыми учебными заведениями.

Рабовладельческое общество.

Что характерно для воспитания в это время?

Общество разделилось на классы, и представители каждого класса давали детям свое воспитание. Кроме того, воспитание зависело от конкретных исторических условий.

 



Характеристика Спарта Афины
государство земледельческая страна, вдали от морских путей государство, выходящее к морю, - развивалась торговля и ремесла - расцвет культуры, науки, искусства
цель воспитания - научить держать в повиновении рабов и заставить их работать (на 9 тысяч семей рабовладельцев приходилось 250 тысяч семей рабов) - воспитание носило грубый физический характер - воспитывались выносливость, грубость, жестокость, сила - детей готовили к завоевательным войнам (с 7 до 18 лет мальчиков отдавали в военные казармы, с 18 лет юноши служили и начинали военную жизнь) - дети рабов воспитывались в труде, в повиновении - гармоничное развитие человека - появляются школы (детей учат письму, чтению, счету, музыке, ораторскому искусству) - развивается наука, искусство политика

Через воспитание господствующий класс проводил свои политические цели.

Итак, в древние времена (период до н.э.) человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, воспитания подрастающего поколения. Величайшие мыслители древности, философы Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-348 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) и др., размышляя над природой человека, путях его совершенствования, сетуя на падение нравственности в современном им обществе, сформулировали первые педагогические идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении детей и юношей.

Феодальное общество.

Что характерно для воспитания в это время?

Воспитание носит не только классовый характер, но и сословный:

1. Дворяне, рыцари: мальчики - умение ездить верхом, плавать, владеть конем и мечом, фехтовать, охотиться, играть в шахматы, сочинять стихи и петь в честь дамы своего сердца; девочки - очень разнообразное домашнее воспитание.

2. Духовенство: религиозное воспитание в церковноприходских, монастырских и соборных школах (грамота, диалектика, риторика, математика, астрономия, церковная музыка).

3. Ремесленники, крепостные крестьяне: воспитывались в труде, позже были созданы школы отдельные для детей ремесленников - цеховые, для детей купцов - гильдейские.

В XVII веке появляются первые университеты. В 1148 г. открылся первый в Европе университет в Болонье (Италия). Этот университет отличался уникальным для средневековья демократизмом организации: студенты обладали правом принимать и увольнять по своему усмотрению преподавателей, определять продолжительность лекций, участвовать в выборах ректора.

В XII в. возник Оксфордский университет (Англия), в XIII в. - Парижский университет (Франция). В средневековом университете обычно было четыре факультета: теологический (богословский), медицинский, юридический и свободных профессий (художественный).

Т.О., в феодальном обществе воспитание носило классовый, сословный и религиозный характер.

Основные черты эпохи Возрождения:

v появляется новый взгляд на человека, как на самоценное существо. Идеалом воспитания становится всесторонне развитая личность.

v Изменяется взгляд на ребенка как на чистое невинное существо.

v Содержание обучения расширяется изучением языков и естественнонаучных предметов (математики, астрономии, механики, естествознания).

v Гуманистическая педагогика основывается на индивидуальном подходе к ребенку.

v Обучение основывается сознательности и д.б. основано на наглядности.

v Появляются различные типы школ для мальчиков, частичные школы для девочек, средние школы (гимназии, коллегиумы), повышенные школы.

v Обучение велось на родном языке.

v Ослабляется внимание церкви на воспитание и обучение.

Таким образом, главная цель воспитания в эпоху Возрождения являлось развитие индивидуальности человека, его творческого потенциала. Новая жизнеутверждающая позиция выразилась в педагогических идеях гуманистов эпохи Возрождения: Витторино-да-Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томазо Кампанелло, Я.А. Коменский и др.

На Руси:

В период разложения родового строя и формирования феодальных отношений племена объединяются в единую древнерусскую народность и в IX в. возникает Киевская Русь, в которой устанавливается феодальный строй.

Введенная в 988 г. князьями официальная государственная религия – христианство, способствует укреплению феодального строя. Зарождается русская религиозная педагогическая мысль. Основным стимулом развития педагогической мысли были:

1. Введение христианства (появление школ, учебных заведений)

2. Стремление русских князей к независимости от византийской церкви, которой можно было достичь лишь подготовив свое русское духовенство.

В 988 г. в Киеве открылась первая школа «Учения книжного».

В IX в. церковь с целью скорейшего обращения простых людей в христианство организовало обучение при монастырях и домах священников. Благодаря тому, что в 863 году братья Кирилл и Мифодий создали славянскую азбуку и перевели основные богословские книги на славянский язык обучение велось на родном языке. Основными учебниками книгами были азбука, часослов, псалтырь.

В 1574 г. первопечатник Иван Федоров составил и создал первый печатный букварь. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. и укрепление связи с белорусским народом исторически обусловила новый уровень развития просвещения. Создаются школы, дающие повышенное образование: грамматические и греко-латинские.

В 1687 г. оп инициативе Симеона Полотского открылась славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве. Первые выпускники этой академии стали активными деятелями и участниками петровских просветительских реформ. Это было заведение философского и филологического характера. Его целью было подготовка людей к управлению государством и церковью.

4. Капиталистическое общество

Что характерно для воспитания в это время?

Идет бурное развитие промышленности, это требует грамотных рабочих. Характер воспитания классовый. Это проявляется в недоступности для всех некоторых видов образования. Существуют государственные и частные учебные заведения, бесплатные и очень дорогие. В данных заведениях существуют большие различия в содержании образования. Уровень знаний в основном определялся через тестирование.

Т.О. воспитание носит исторический характер и классовый в классовом обществе.

В России:

По инициативе Петра I стали открываться государственные школы. В 1701 г. в Москве открылась школа математических и навигационных наук, затем артиллерийская, инженерная, горнозаводская и хирургическая школы. Необходимость в образованных людях привела к открытию в 1715-1720 гг. т.н. «циферных» школ, где обучались грамоте, геометрии и арифметике. Характерной чертой школы этого времени является то, что она не ставила задачей общее образование и воспитания, а основная её цель – техническая выучка для профессиональных целей.

При Петре I открываются первые воспитательные дома для детей сирот и подкидышей.

С открытием светских школ была произведена реформа духовного образования, созданы начальные архиерейские школы, которые потом стали семинариями.

В 1725 г. в Петербурге была открыта академия наук, но высшее образование было доступно только дворянам.

Таким образом, создание сети светских и духовных школ способствовало развитию начального элементарного, профессионального, среднего и высшего образования. Недостатком этого времени было то, что все учебные заведения носили узкопрофильный характер обучения.

Новый период в становлении русского образования наступил, когда на смену узкопрофильной школе пришла общеобразовательная, преследовавшая чисто педагогические цели – воспитывать. Екатерина II, увлеченная идеям французских просветителей Дидро, Руссо, стремилась в корне изменить само значение общественной школы, которая должна посредством воспитания создать «новую породу людей».

Практически реализовал эту идею И.И. Бецкой (1704 - 1795). Был отстранен от всех должностей.

Исполнителем реформ стал Ф.И. Янкович, вызванный в Россию по просьбе Екатерины II, как реформатор и устроитель новых школ.

XIX в. русская школа несколько раз подвергалась коренной перестройке.

В 1804 г. в России введена государственная система школьного образования, разработанная министерством народного просвещения. Согласно этой системе существовали 4 ступени образования:

1 ступень – приходские училища – 1 год обучения

2 ступень – уездные училища – 2 года обучения

3 ступень – губернские гимназии – 4 года обучения

4 ступень – университеты – 3 года обучения содержание образования в гимназии было

приближено к университетскому. Была разработана четкая система управления учебными заведениями. Во главе каждого округа стоял университет, который управлял всеми учебными заведениями на территории округа.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.