Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка

2017-11-22 600
Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время пра­ва детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних[2].

Международные документы, в том числе и о правах человека, услов­но можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции.

Декларация (с лат. — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные прин­ципы, программные положения. Конвенция (с лат. — договор, согла­шение) — это соглашение по специальному вопросу, имеющее обя­зательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основ­ной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребен­ку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, мест­ные власти и правительства признать изложенные в ней права, сво­боды и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В принятой ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав челове­ка отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Этот тезис прозвучал в Международном пакте экономи­ческих, социальных и культурных прав (в частности, в статье 10), во всенародном Пакте о гражданских и экономических правах (в част­ности, в статье 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных орга­низаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единоглас­но приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жиз­нью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответ­ственность за свои действия в отношении детей. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различ­ные культурные, социальные, экономические и политические реа­лии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверж­дать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Конвенция - документ особого социально-нравственного значе­ния, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих цен­ностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозгла­шает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушите­лях. Конвенция — правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Определяя права детей, которые включают весь комплекс граж­данских, политических, экономических и культурных прав челове­ка, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем ос­новным требованиям, которые должны обеспечить права детей: вы­живание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обла­дать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ран­ний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоох­ранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всего всегда в приоритетном порядке детям.

Для лучшего восприятия текста Конвенции, который насыщен юридическими и другими специальными терминами, можно вос­пользоваться Методическими рекомендациями Министерства обра­зования РФ, которые дают краткую и схематичную структуру этого уникального исторического документа.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.