Глава 1. Организация, Человек, менеджмент — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Организация, Человек, менеджмент

2017-11-22 253
Глава 1. Организация, Человек, менеджмент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Миссия организации

Организация существует не сама по себе, а осуществляет свою деятельность в обществе, интересах общества или его части, реализуя свою миссию. Если результаты деятельности организации не будут совпадать с общественными интересами, она долго не просуществует. В этом заключается объективная необходимость понимания ее миссии руководством.

Миссия -- это четко выраженная причина, отражающая смысл существования и философию деятельности организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Она говорит о том, чем организация занимается в настоящее время.

Миссия формулируется высшим руководством организации. Это очень важное заявление руководства об общественно значимых намерениях организации, дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы. Точно сформулированная миссия проясняет, чем является организация, какой она стремится быть и в чем ее отличие от подобных субъектов.

Центральные положения миссии, должны соответствовать концепции общественного развития и учитывать интересы субъектов влияния (общества, покупателей, партнеров, местных сообществ, собственников, сотрудников).

Если миссия понятна, вызывает интерес и доверие у других организаций, партнеров, потребителей, работников, это формирует позитивный имидж организации, мотивирует поступки по отношению к ней и помогает добиться успеха.

 

Примеры формулирования миссии:

Консалтинговая фирма: «Выявление возможностей, повышения эффективности деятельности клиентов».

Инвестиционный банк: «Финансирование развития предпринимательства».

Организация по разработке оборудования и технологий: «Разработка специального оборудования и технологий в сфере производства газосиликатных строительных материалов, обеспечивающих высокую производительность, культуру производства и сохранение окружающей среды».

Фирма по оформлению офисов: «Решение проблем клиентов посредством создания комфортных условий на рабочих местах».

Красный крест: «Защищать беззащитных».

 

Основные требования к формулированию миссии следующие:

· миссия формулируется вне временных рамок, т.е. бессрочна;

· миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы; она задает основное направление движения и указывает на что, направлены все усилия организации;

· в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли;

· миссия формулируется высшим руководством, которое несет ответственность за ее реализацию;

· между миссией организации и более общей системой, частью которой она является, не должно быть противоречий.

Миссия является основой для постановки организационных целей.

Менеджмент

Менеджмент -- это профессиональное управление организацией либо ее частью. Он формирует и мобилизует потенциал организации, обеспечивает необходимое взаимодействие между ее элементами для достижения целей и решения, стоящих перед ней задач.

Содержание понятия «менеджмент» многогранно и включает: науку и практику управления; функцию; процесс; отношения управления; систему; аппарат управления; особое управленческое искусство.

Менеджмент как наука и практика управления. Менеджмент является самостоятельной и в то же время междисциплинарной областью знаний. Его научно-теоретическую основу составляют:

· экономические науки -- экономическая теория, экономика отраслей и регионов, экономика предприятия, мировая экономика, ценообразование, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, организация труда и др.;

· общественные науки -- философия, социология, психология, социальная психология, конфликтология, политология и др.;

· юридические науки -- гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое и другие отрасли права;

· общенаучные и информационные дисциплины -- математические методы и моделирование, исследование объектов и операций, информатика и информационные технологии;

· науки об управлении объектами независимо от их природы -- системный анализ и общая теория систем, кибернетика, структурный и функциональный анализ.

Результаты исследований указанных областей знаний, а также отношений между людьми в процессе управления являются основой формирования теории менеджмента и ее специальных разделов.

Практика менеджмента формирует навыки и обогащает опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности являются источником для совершенствования теории менеджмента.

Менеджмент как функция. Менеджмент -- это особый вид деятельности (функция), реализуемый через выполнение управленческих действий -- функций управления. Набор и содержание этих функций зависит от вида и масштаба деятельности организации, состояния внешних и внутренних факторов.

Менеджмент как процесс. Менеджмент оказывает не разовое воздействие на объект управления, а является непрерывно действующим процессом обеспечивающим формирование и мобилизацию ресурсов для решения задач и достижения целей организации (рис. 1.2).

 
  1. РЕСУРСЫ: · трудовые · материальные · финансовые · информационные. 2. СОСТОЯНИЕ СРЕДЫ 3. СТРАТЕГИЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ: · товары · услуги · идеи
Процесс управления
Процесс преобразования ресурсов в продукт
Функции и действия управления
Информация
ЦЕЛИ
Исходное состояние
Конечное состояние

 


Рис. 1.2. Схема процесса управления в организации

 

Процесс управления реализуется посредством общих функций управления (планирования – организации – мотивации – контроля) обеспечивающих логическую взаимосвязь действий, направленных на достижение целей и решение задач организации.

Менеджмент как отношения управления. Для реализации управленческого взаимодействия необходимо наличие отношений управления, выражающихся в потребности и возможности у субъекта управления (кто управляет) вырабатывать управленческие команды и доводить их до объекта управления (кем управляют), а также готовности и возможности объекта управления эти команды выполнять. Наличие отношений управления является необходимым и достаточным условием для осуществления управления. При их изучении внимание концентрируется на эффективности доминирующих в организации типов отношений управления («мастер -- работник», «начальник -- подчиненный», «лидер -- последователи», «участник -- участник»).

Менеджмент как система. Системность менеджмента обусловлена наличием и взаимосвязанностью его многочисленных составляющих: структуры, элементов, функций, процессов и методов управления.

Система менеджмента формируется и действует в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, на которых основаны управленческие взаимосвязи, с принципами ее построения, функционирования и преобразования, с условиями, в которых она действует.

Менеджмент -- это менеджеры. Менеджмент реализуется менеджерами – профессиональными управляющими. Результативность деятельности организации зависит, прежде всего, от умения менеджеров работать с персоналом, владеть необходимой информацией, принимать эффективные решения и организовывать их реализацию.

Менеджмент как аппарат управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на распределении функций, полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности.

Аппарат управления организации, состоит из управленческих работников -- руководителей (менеджеров), специалистов и служащих. Правом и обязанностью руководителей является принятие управленческих решений в рамках своей компетенции и организация их реализации. Специалисты осуществляют разработку и обоснование вариантов решений. Служащие занимаются информационным обеспечением процесса управления: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.

Менеджмент как искусство. Управление организациями -- сложными социально-экономическими системами, требует учета большого количества факторов внешней и внутренней среды. Поэтому менеджмент это управленческое искусство использующее: науку, знания, умения, опыт, интуицию, ноу-хау и талант менеджеров.

Методы менеджмента

Методы управления -- это способы управленческого воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставленных целей. Их разделяют на три основные группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

v Организационно-распорядительные методы управления

Свойственные данной группе приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления опираются на силу и авторитет власти.

Организационное воздействие осуществляется через систему организации рабочих мест и регламентацию деятельности организации и ее персонала посредством внутренних нормативных документов, к которым относятся: устав организации, коллективный договор, положения об организационной структуре и структурных подразделениях, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции сотрудников, обязательные стандарты и правила выполнении работы.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей путем прямого административного влияния, средствами которого могут быть приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль над исполнением.

Использование административных методов требует четкого распределения прав и обязанностей в организации. Подчеркнем характерные особенности данных методов управления:

· прямое воздействие на объект управления;

· обязательный характер выполнения норм, правил, указаний, распоряжений, приказов объектами управления;

· установление ответственности за невыполнение и применение мер принуждения.

v Экономические методы управления

В данную группу включенасовокупность мер, средств и инструментов, основывающихся на действии экономических законов и факторов. Они влияют на людей, группы и организации через их материальные интересы, заинтересовывая в конечных количественных и качественных результатах труда.

В роли экономических регуляторов могут выступать: оплата труда, ценообразование, налогообложение, собственность, кредиты и ставки по ним, преференции и т.п. Механизм их воздействия проявляется через систему экономических показателей: доходы, прибыль, рентабельность, дивиденды, материальное стимулирование.

Экономические стимулы могут создавать предпосылки к освоению новой продукции, улучшению ее качества, увеличению объемов производства, рациональному использованию материальных ресурсов, оптимальному сочетанию личных интересов с интересами организации и общества.

v Социально-психологические методы управления

Данная группа объединяет способы осуществления управленческих воздействий на людей, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. С определенной долей условности их разделяют на социальные и психологические методы.

Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства (внешний мир человека). Они позволяют определить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и возможности их поддержки, связать мотивацию людей с конечными результатами работы, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы воздействуют на конкретную личность (внутренний мир человека). Их главным отличием является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, особенностям поведения, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение задач организации.

Менеджер

Менеджеры -- это профессиональные управляющие, обеспечивающие выполнение миссии, решение задач и достижение целей организации посредством использования труда подчиненных им сотрудников.

Как ключевая фигура в управлении, занимающая определенную должность, имея власть над работниками, менеджер несет формальную ответственность за результаты деятельности подчиненных и официально представляет организацию.

v Роли менеджера

Каждый менеджер в процессе многогранной деятельности выступает как: администратор, специалист, предприниматель, мотиватор и т.д. Исполнение многогранных обязанностей предполагает владение тремя ключевыми ролями менеджера: по принятию решений, информационной и ролью руководителя.

Менеджер имеет право и обязан в рамках своих полномочий принимать управленческие решения. В этом состоит главное отличие менеджера от работников других категорий.

Информационная роль менеджера состоит в том, что он собирает информацию о внутренней и внешней среде организации, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок, и на ее основе управляет выполнением работы. От уровня информированности и его умения ясно и четко доводить информациюзависят результаты его работы и успех организации.

Менеджер выступаетв роли руководителя,управляя процессами формирования состава сотрудников, приобретения ими знаний, умений, навыков, мобилизуя их на достижение целей и решение задач организации. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует работников для решения поставленных задач, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

Менеджер должен быть профессионально подготовленным управляющим и личностью, вызывающей доверие и готовность идти за ним. Поддержка со стороны членов коллектива является базой, без которой ни один менеджер, каким бы грамотным специалистом он ни был, не может успешно управлять.

v Разделение труда менеджеров

Задачи, решаемые различными менеджерами, и функции, выполняемые ими, не идентичны. В организации существует вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.

Вертикальное разделения труда менеджеров осуществляется всоответствии с иерархией управления и предполагает классификацию на менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней управления.

К менеджерам высшего уровня относятся топ-менеджеры, занимающие ключевые позиции в организации: генеральный директор (или президент), члены совета директоров и высшего аппарата управления организацией. Они наделены полномочиями решать главные проблемы функционирования и развития организации: выбор стратегии, кадровая и финансовая политика, инвестиции, слияния и поглощения, выпуск новой продукции и т.п.

Главные задачи топ-менеджеров -- стратегическое управление, организация системы взаимоотношений с внешней средой, формирование и поддержание функционирования целостной системы управления организацией. На решение этих задач расходуется основная часть рабочего времени менеджеров высшего уровня.

Менеджеры среднего уровня выполняют двойственную функцию, выступая в качестве исполнителя по отношению к менеджменту высшего уровня и руководителя для менеджеров нижнего звена. Они являются проводниками политики высшего руководства организации и в то же время осуществляют прямое руководство процессами и операциями в своих подразделениях. Обычно к данному уровню относят начальников отделений и отделов организации, распоряжающихся каким-либо ресурсом. Также к этому уровню могут относиться заместители руководителей по направлениям деятельности (маркетинг, производство, финансы и т.д.). В крупных организациях может быть несколько уровней среднего менеджмента. Около 30% рабочего времени менеджеров среднего уровня уходит на взаимодействие с внешней средой.

Менеджеры нижнего уровня обеспечивают выполнение оперативных планов и решений, производство продукции и внутренних продуктов и услуг К этой категории относятся руководители групп, бригадиры, мастера. Они находятся в непосредственном и постоянном контакте с исполнителями, решают множество проблем, возникающих в процессе реализации текущих и оперативных планов, ориентированы на мобилизацию исполнителей и принятие оперативных решений. Практически все их время посвящено работе с внутренней средой организации.

Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности организации, которые образуют функциональные подсистемы управления одного уровня в иерархии: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и т.п. В системе горизонтального разделения труда менеджеры одного уровня не связаны между собой отношениями подчинения.

Организационная система

Каждая организация представляет собой сложную технико-экономическую и социальную систему, связывающую виды деятельности и объединяющую работников, выполняющих определенные работы. Статически взаимодействие обеспечивается структурой организации, а динамически реализуется в процессах коммуникации, принятия решений, координации, руководства и т.д.

Специфику организационной системы можно охарактеризовать по характеру трех уровней взаимодействия:

а) организации с внешней средой;

б) подразделений внутри организации;

в) организации и персонала.

На каждом из этих уровней проявляется определенный тип организационного взаимодействия, а их совокупность определяет организационную систему в целом.

v Типы организаций по характеру взаимодействия с внешней средой

Отношения с внешней средой организации могут основываться на механистическом и органическом подходе.

Механистический подход (механистический типорганизации) базируется на теории М. Вебера и ему присущи следующие черты:

· узкая специализация в работе;

· работа по правилам;

· четко определенные права и ответственность;

· ясность в уровнях иерархии;

· объективная система вознаграждения;

· объективные критерии отбора кадров;

· формальные официальные отношения.

Этот подход хорошо себя зарекомендовал при следующих условиях:

· несложное и стабильное окружение;

· понятные общие цели и задачи организации;

· простые и ясные работы, поддающиеся делению на отдельные элементы (операции);

· возможность достоверного измерения работы в целом и отдельных ее участков, выполняемых подразделениями и отдельными сотрудниками;

· оплата труда, в достаточной мере мотивирует работников;

· формальная власть менеджеров признается.

Преимуществами механистического подхода являются универсальность, предсказуемость и производительность. Однако при динамичных изменениях во внешней среде, организация запаздывает с адаптацией к изменениям, так как приходится перестраивать систему правил и процедур, а это требует времени.

Органический подход (органический тип организации) делает ставку на самостоятельность, квалификацию и ответственность сотрудников и направлен на усиление способности организации адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды. Организации этого типа характеризуются следующими особенностями:

· широкой специализацией в работе;

· минимумом правил и процедур;

· размытостью уровней управления;

· амбициозной ответственностью работников;

· субъективной системой вознаграждения;

· субъективными критериями отбора кадров;

· неформальными отношениями по работе;

· гибкостью структуры.

Органическому типу организации свойственны слабое или умеренное использование формальных процедур, небольшое количество уровней иерархии, децентрализация и участие работников в принятии решений, широко определяемая ответственность в работе, податливая к трансформациям структура. Он опирается на самомотивацию сотрудников, заменяющую систему формального контроля. Субъективные критерии отбора кадров обусловлены слабым или умеренным использованием формальных процедур, преимущественно неформальными отношениями по работе, при которых результативность труда зависит от психологической совместимости работников.

Органический подход реализуется при следующих условиях:

· сложном, нестабильном окружении;

· неопределенности целей и задач;

· отсутствии четких границ у работ;

· сложности задач;

· работе плохо поддающейся измерению;

· высококвалифицированном персонале;

· заслуженном признании авторитета власти.

Следует еще раз подчеркнуть, что органический подход повышает способность организации адаптироваться к изменениям внешней среды, но его возможно реализовать, только при высокой квалификации персонала, развитых личной ответственности и соответствующей организационной культуре.

v Типы организаций по взаимодействию с человеком

По системе взаимодействия, установившейся между организацией и людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, выделяют корпоративный и индивидуалистическийтипы организации. Сравним их основные характеристики.

Корпоративная организация Индивидуалистическая организация
Человек для работы Работа для человека
Субъект интереса -- группа, коллектив, или вся организация Субъект интереса -- личность
Интересы производства доминируют над интересами человека Интересы производства определяются интересами человека
Монополия и стандартизация в деятельности организации. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности индивидов и групп в организации
Организация отвечает за человека Человек отвечает за себя
Принцип старшинства или большинства в принятии решений Участие в принятии решений, поощрение самостоятельных решений
Централизованное распределение руководством ресурсов и возможностей Поддержка руководством поиска сотрудниками дополнительных возможностей и ресурсов
Лояльность по отношению к организации Лояльность по отношению к убеждениям работников

Корпоративный тип отношений характеризуется тем, что система связей между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности ориентирована на интересы большинства. В организации отсутствует внимание к индивиду как личности и индивидуальные особенности работников не берутся в расчет, действует преимущественно коллективная ответственность за результаты труда организации.

Индивидуалистический тип отношений, напротив, преследует цель максимального использования потенциала каждого работника в целях организации. Отношения внутри организации выстраиваются исходя из возможностей и потребностей человека, т.е. реализуется принцип приоритета личности. Работа планируется с учетом способностей человека. Монополия интересов большинства, свойственная корпоративной организации, в данном случае заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности работников.

В реальной организации всегда сочетаются элементы, присущие обоим типам отношений, так что отнесение к тому или иному типу обусловлено доминированием соответствующих признаков.

v Типы организаций по характеру взаимодействия подразделений

Система взаимодействия подразделений определяется организационной структурой субъекта хозяйствования. Выделяют три основных типа взаимодействия подразделений в организации: линейно-функциональный (традиционный), дивизиональный и матричный. Подробно мы познакомимся с ними в 5 главе.

Выводы

Организация -- это сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных общих целей. Организация осуществляет свою деятельность в обществе и интересах общества или его части, реализуя свою миссию.

Организация представляет собой сложную технико-экономическую и систему, элементы которой взаимосвязаны. Основные элементы любой организации: задачи, для решения которых данная организация существует; люди, входящие в организацию; и управление (менеджмент).

Организация взаимодействует с внешней средой, получая из нее необходимые для своей деятельности ресурсы и передавая в нее производимые продукты.

Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента, но могут оказывать прямое или косвенное влияние на ее деятельность.

Внутренняя среда организации формируется ее менеджментом и представляет собой гармоничное сочетание технологии, персонала организационной структуры, внутриорганизационных процессов и организационной культуры.

Менеджмент – неотъемлемый элемент организации, который формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения, стоящих перед ней задач.

В процессе управления могут использоваться организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические методы управления.

Достижение гармонии между интересами сотрудников и организации создает основу эффективности ее деятельности.

Ключевой фигурой в процессе управления организацией является менеджер -- профессиональный управляющий, который обеспечивает достижение целей и решение задач организации посредством использования труда подчиненных ему сотрудников.

Организационную систему характеризуют по характеру взаимодействия а) организации с внешней средой (механистический или органический подход), б) подразделений внутри организации, в) организации с персоналом (индивидуальный или корпоративный характер взаимодействия).

Система управления организацией характеризуется состоянием ее подсистем: структурно-функциональной; информационно-поведенческой и подсистемы саморазвития.

Развитие системы управления осуществляется на основе постоянного анализа соответствия действий управления решаемым задачам и существующим возможностям. Развитие управления основывается на развитии персонала. Эффективная система управления обладает свойством самоадаптации к изменяющимся условиям.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение организации. Каковы отличия формальных и неформальных организаций?

2. Какие элементы присущи любой организации?

3. Раскройте значение и содержание миссии организации.

4. В чем состоит взаимодействие организации с внешней средой?

5. В чем состоят отношения управления?

6. Какие категории работников относятся к аппарату управления и в чем заключаются их функциональные отличия?

7. Раскройте содержание методов управления.

8. Раскройте содержание внутренней и внешней среды организации.

9. Перечислите основные группы функциональных процессов в организации.

10. По каким типам взаимодействия характеризуется организационная система?

11. Раскройте цели и содержание механистического и органического подходов.

12. Раскройте содержание индивидуалистического и коллективного подходов.

13. Охарактеризуйте роль человека и группы в организации.

14. Определите понятие «менеджер» и назовите его основные роли.

15. Охарактеризуйте вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.

16. Охарактеризуйте основные подсистемы системы управления.

17. В чем состоит развитие управления и какие этапы у этого процесса?

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК, МЕНЕДЖМЕНТ

1.1. Организация

Организация -- это сознательное объединение людей, преследующих достижение общих целей.

Как продукт общества организации осуществляют свою деятельность в интересах общества или его части. Реализуя свою миссию, они создают ресурсы и полезные блага для удовлетворения потребностей людей, способствуют развитию общества и человека.

Организации бывают неформальными и формальными.

Неформальные организации возникают спонтанно и функционируют без четко определенных целей, структур и правил. К ним относят институты семьи, дружбы, митинги, группы по интересам и другие виды неформальных объединений людей.

Формальные организации создаются для решения определенных социальных задач, имеют четко поставленные цели, формализованные роли и правила поведения участников, структуру и связи. Таковыми являются все организации бизнеса, органы государственного и регионального управления, международные и общественные институты.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ГК РБ), на основе предпринимательской деятельности, выделяют коммерческие и некоммерческие организации.

Предпринимательская деятельность -- это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц (объектов права), осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли.

Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли из своей деятельности, которую они могут распределять между участниками. Коммерческие организации, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских фермерских хозяйств.

В экономической литературе наряду с термином «коммерческая организация» могут использоваться синонимы: «предприятие», «компания», «фирма».

Некоммерческие организации не преследуют в качестве главной цели извлечение прибыли и не могут распределять ее между участниками. Некоммерческие организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Организация взаимодействует с внешней средой, получая из нее необходимые для осуществления своей деятельности ресурсы, и поставляя в нее результаты их преобразования в виде продукта (товара, услуги), таким образом, участвуя в ее развитии (рис. 1.1).

 
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА Процесс преобразования
Ресурсы
Товары Услуги
ВХОД
ВЫХОД
ВНЕШНЯЯ СРЕДА

 

 


Рис. 1.1. Связь организации с внешней средой

 

Производственные организации выпускают материальные продукты (товары), которые можно осязать. Например: продукты питания, жилье, мебель, автомобили, компьютеры, строительные материалы, оборудование, бытовую технику, телефоны, детали, комплектующие, материалы.

Сервисные организации оказывают услуги. Услуга является действием. В отличие от материального продукта цель услуги оказание помощи в удовлетворении потребности клиента. Например: образование, юридическое обслуживание, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, транспортные услуги, развлечения, защита, финансирование, страхование, медицинское, техническое и информационное обслуживание.

Организации могут быть производственными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными и т.п., но всем им присущи следующие общие элементы: задачи, для решения которых создается организация, люди (сотрудники организации) и управление (менеджмент).

При объединении элементов в организацию проявляется синергетический эффект (общее, больше простого сложения его элементов), в результате чего организация как система приобретает собственные свойства, которыми не обладали ее составляющие до объединения.

Управление организациями строится с учетом их специфических особенностей, которые со временем меняются под влиянием, как внешних обстоятельств (внешней среды), так и в результате развития самих организаций (их внутренней среды).

В процессе управления организации могут рассматриваться как закрытые системы (в этом случае оценивается только внутренняя среда организации, без учета взаимодействия с внешней средой) или как открытые системы, взаимодействующие с внешней средой.

 

Миссия организации

Организация существует не сама по себе, а осуществляет свою деятельность в обществе, интересах общества или его части, реализуя свою миссию. Если результаты деятельности организации не будут совпадать с общественными интересами, она долго не просуществует. В этом заключается объективная необходимость понимания ее миссии руководством.

Миссия -- это четко выраженная причина, отражающая смысл существования и философию деятельности организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Она говорит о том, чем организация занимается в настоящее время.

Миссия формулируется высшим руководством организации. Это очень важное заявление руководства об общественно значимых намерениях организации, дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы. Точно сформулированная миссия проясняет, чем является организация, какой она стремится быть и в чем ее отличие от подобных субъектов.

Центральные положения миссии, должны соответствовать концепции общественного развития и учитывать интересы субъектов влияния (общества, покупателей, партнеров, местных сообществ, собственников, сотрудников).

Если миссия понятна, вызывает интерес и доверие у других организаций, партнеров, потребителей, работников, это формирует позитивный имидж организации, мотивирует поступки по отношению к ней и помогает добиться успеха.

 

Примеры формулирования миссии:

Консалтинговая фирма: «Выявление возможностей, повышения эффективности деятельности клиентов».

Инвестиционный банк: «Финансирование развития предпринимательства».

Организация по разработке оборудования и технологий: «Разработка специального оборудования и технологий в сфере производства газосиликатных строительных материалов, обеспечивающих высокую производительность, культуру производства и сохранение окружающей среды».

Фирма по оформлению офисов: «Решение проблем клиентов посредством создания комфортных условий на рабочих местах».

Красный крест: «Защищать беззащитных».

 

Основные требования к формулированию миссии следующие:

· миссия формулируется вне временных рамок, т.е. бессрочна;

· миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы; она задает основное направление движения и указывает на что, направлены все усилия организации;

· в миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли;

· миссия формулируется высшим руководством, которое несет ответственность за ее реализацию;

· между миссией организации и более общей системой, частью которой она является, не должно быть противоречий.

Миссия является основой для постановки организационных целей.

Менеджмент

Менеджмент -- это профессиональное управление организацией либо ее частью. Он формирует и мобилизует потенциал организации, обеспечивает необходимое взаимодействие между ее элементам


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.