Кибербуллинг: предпосылки, механизмы, меры противодействия — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кибербуллинг: предпосылки, механизмы, меры противодействия

2017-11-22 448
Кибербуллинг: предпосылки, механизмы, меры противодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Артемьева Э.Д.

УР, г. Ижевск, 2017 г.

КИБЕРБУЛЛИНГ: ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕХАНИЗМЫ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. Введение……………………………………………………………3

II. Основные виды кибербуллинга……………………………..….7

III. Професиональный кибербуллинг……………………..……10

IV. Участники актов киберагрессии...........................................12

V. Меры продиводействия актам кибербуллинга……….…......14

VI. Заключение……………………………………………………17

VII. Список использованной литературы……………………...19

 

I. Введение

Глобальный скачок из века информационных технологий в цифровую эру ставит немало новых задач и создаёт не существовавшие до этого проблемы.

В силу естественных процессов запоздалого реагирования правовой и социальной систем на регулирование новых, молниеносно формирующихся пластов отношений, возникает ряд прбельных сфер, «белых пятен», подлежащих не только морально-нравственному осмыслению, но и правовому регулированию.

Среди таких комплексных проблем – кибербуллинг (cyber-bullying) – подростковый (и не только) виртуальный террор, получивший своё название от слова «bull» - бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодёжном сленге аналогом является глагол «быковать», «бычить».

Из этого следует, что кибербуллинг – это многократно повторяемые длящиеся нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, мессенджеры, в чатах, социальных сетях, а также посредством мобильной связи.

Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения: от шуток, которые в основном не воспринимаются всерьёз, до виртуального психологического террора, наносящего непоправимый вред, приводит к неврозам, суицидальным попыткам и смерти.

Апофеозом кибербуллинга выступает «буллицид» – самоубийство жертвы вследствие направленного деструктивного влияния на её личность, ведь зачастую психика объекта виртуальной агрессии ещё находится в стадии формирования, а внутренние ценностные ориентиры непрочны, подвержены влиянию со стороны, а некоторые незначительные проблемы не находят своего конструктивного решения в сознании жертвы.

 

Одной из основных предпосылок возникновения рассматриваемой проблемы, как ни странно, является стремительный технический прогресс: появление новых инструментов и форм взаимодействия между людьми несёт в себе не только положительные моменты, а наряду с ними порождает ряд негативных социальных эффектов.

Представляется, что кибербуллинг как явление стал возможен с переносом реального общения между индивидами в виртуальную плоскость, где идентификация личности затруднена, что зачастую влечёт безнаказанность лиц, проявляющих агрессию, подкрепляя в них тягу к девиантному агрессивному поведению.

Более того, зачастую в лице инициаторов и пособников агрессии выступают лица, чьи виртуальные психоэмоциональный и социальный портреты сконструированы ими же самими («фэйковые» аккаунты) и могут не иметь ничего общего с характеристиками реального индивида, скрывающегося за «аватаром» агрессора в сети «Интернет».

Таким образом, анонимность агрессора в правовом поле, даже если он (они) известен жертве, не порождает для первого никаких негативных последствий, поскольку не создаёт повода для реагирования на факты кибербуллинга со стороны правоохранительных органов, педагогов, родителей.

Очередная предпосылка – априорная уязвимость формирующейся личности жертвы. В большинстве своём таковыми являются как раз лица в возрасте от 9 до 16 лет, не имеющие прочных внутренних ориентиров и ценностных установок, вследствие чего подвержены влиянию извне и склонны воспринимать незначительные проблемы утрированно.

Третья основная предпосылка – недостаток информации у родителей и педагогов, отсутствие доверительных отношений с ребёнком, неумение предпринимать меры превентивного воздействия, невладение методами выявления и пресечения виртуальной агрессии, направленной на их ребёнка.

Способствует этому и скрытность самой жертвы, которой руководит стыд, обусловленный страхами осмеяния, снижения социального статуса, игнорирования со стороны ближайшего окружения, исключения из определённых общностей индивидов, всеобщего порицания и осуждения. В этой связи весьма трудно идентифицировать наличие виртуальной травли и начать воздействовать на сложившуюся ситуацию.

Нередко кибербуллинг выходит за пределы сети «Интернет» и распространяется на реальную жизнь жертвы, трансформируясь в т.н. моббинг. Это выражается в вычислении её адреса, места учёбы/работы на основании открытых данных. Затем начинается преследование, как индивидуальное, так и групповое, с запугиванием, ограничением передвижения, выкрикиванием неприятных обидных слов и выражений, связанных с личностью жертвы. При этом происходит фото- и видеосъёмка поведения жертвы с последующим размещением в сети.

После перевода виртуальной травли в реальную жизнь жертва может отказаться выходить на улицу, посещать учебное заведение, работу, постепенно выпадая из системы конструктивного социального функционирования.

 

Цель настоящего исследования носит утилитарный характер – базируясь на основе анализа ряда источников выявить и по возможности сформировать эффективные механизмы противодействия виртуальной агрессии в зависимости от типологии агрессоров, а также руководящих ими причин и мотивов.

В этой связи предстоит решить ряд задач, служащих достижению цели исследования:

 

1. Определить основные виды (формы) кибербуллинга

2. Ввести понятие «профессиональный кибербуллинг» как орудие, применяемое в бизнесе, политике и общественной деятельности с целью дискредитации объекта агрессии.

3. Обозначить основные роли участников кибербуллинга

4. Проанализировать реализуемые меры борьбы с виртуальной агрессией.

 

Следует отметить, что выбранная тема является достаточно актуальной, поскольку согласно утверждённой в РФ Концепции развития информационного общества до 2025 г. Интернет в целом и социальные сети в частности должны стать важной и неотъемлемой частью жизни каждого гражданина Российской Федерации.

Уже сейчас виртуализация межличностного и делового общения является данностью, и по мере её развития и углубления общество должно быть готово к обозначенным изменениям.

 

VI. Заключение

 

Кибербуллинг – коварное занятие, бытующее среди детей и подростков цифровой эры. Развлечься, самоутвердиться, отомстить обидчику или отказавшей девушке, поддержать сверстников, продемонстрировав акт конформного поведения…

К великому сожалению, по мере роста доступности виртуальных коммуникативных технологий, кибербуллинг на данный момент только набирает обороты, принося тяжкие последствия в виде поломанных судеб, искалеченной психики, самоубийств.

Ещё только формирующаяся психика подростка зачастую неспособна выдержать натиска виртуальных агрессоров, особенно тех из них, которые действуют группами.

Анонимный враг может оставаться неизвестным, тогда жертва мучается вопросами: За что? Почему именно я? Кто это делает со мной?

Жертвы кибербуллинга еще сильнее, чем жертвы реальных нападок, боятся обращаться за помощью к взрослым, поскольку опасаются дополнительного наказания — лишения привилегии пользоваться компьютером или мобильным телефоном, что для многих родителей является логическим выходом из подобной ситуации. Страх потерять доступ к виртуальному пространству заставляет жертв кибербуллинга скрывать свою проблему от взрослых.

Это в значительной степени затрудняет исследовательскую работу по рассматриваемому вопросу.

Более того, невозможность точной классификации по объекту, субъектам, причинам киберагрессии и мотивам агрессоров ввиду того, что указанное явление носит неупорядоченный характер, хотя и подчиняется определённым законам, оставляет огромные «белые пятна», что, в свою очередь, выступает поводом для продолжения и углубления исследований такого противоречивого явления как «кибербуллинг».

 

VII. Список использованной литературы

1. Stephanie Pappas, LiveScience, 23.06.2015, «Social Media Cyber Bullying Linked To Teen Depression».

2. Интернет-травля. Миф или реальность? / Н. М. Лахмытко // Методист. — 2015. — № 6. — с. 21-24.

3. Джонс Б. Технологии для борьбы с кибертравлей / Б. Джонс, Г. Либерман, К … СУБД. — 2011. — n 8. — с. 41-43

4. Парфентьев У. Кибер-агрессоры // Дети в информационном обществе. – 2009. – Т2, с. 66-67

5. Brown T/ Cyberbullying: online safety. New York: Rosen Publishing, p. 2-3

6. Федунина Н.Ю. Представление о триаде «Преследователь – жертва – наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе // Психологические исследования, 2015, Т. 8, № 41, с. 2-6

7. Lawrence Roberts and Jeanne Segal, Ph.D., Dealing with Cyberbullying - 2017

 

 

Артемьева Э.Д.

УР, г. Ижевск, 2017 г.

КИБЕРБУЛЛИНГ: ПРЕДПОСЫЛКИ, МЕХАНИЗМЫ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. Введение……………………………………………………………3

II. Основные виды кибербуллинга……………………………..….7

III. Професиональный кибербуллинг……………………..……10

IV. Участники актов киберагрессии...........................................12

V. Меры продиводействия актам кибербуллинга……….…......14

VI. Заключение……………………………………………………17

VII. Список использованной литературы……………………...19

 

I. Введение

Глобальный скачок из века информационных технологий в цифровую эру ставит немало новых задач и создаёт не существовавшие до этого проблемы.

В силу естественных процессов запоздалого реагирования правовой и социальной систем на регулирование новых, молниеносно формирующихся пластов отношений, возникает ряд прбельных сфер, «белых пятен», подлежащих не только морально-нравственному осмыслению, но и правовому регулированию.

Среди таких комплексных проблем – кибербуллинг (cyber-bullying) – подростковый (и не только) виртуальный террор, получивший своё название от слова «bull» - бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодёжном сленге аналогом является глагол «быковать», «бычить».

Из этого следует, что кибербуллинг – это многократно повторяемые длящиеся нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, мессенджеры, в чатах, социальных сетях, а также посредством мобильной связи.

Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения: от шуток, которые в основном не воспринимаются всерьёз, до виртуального психологического террора, наносящего непоправимый вред, приводит к неврозам, суицидальным попыткам и смерти.

Апофеозом кибербуллинга выступает «буллицид» – самоубийство жертвы вследствие направленного деструктивного влияния на её личность, ведь зачастую психика объекта виртуальной агрессии ещё находится в стадии формирования, а внутренние ценностные ориентиры непрочны, подвержены влиянию со стороны, а некоторые незначительные проблемы не находят своего конструктивного решения в сознании жертвы.

 

Одной из основных предпосылок возникновения рассматриваемой проблемы, как ни странно, является стремительный технический прогресс: появление новых инструментов и форм взаимодействия между людьми несёт в себе не только положительные моменты, а наряду с ними порождает ряд негативных социальных эффектов.

Представляется, что кибербуллинг как явление стал возможен с переносом реального общения между индивидами в виртуальную плоскость, где идентификация личности затруднена, что зачастую влечёт безнаказанность лиц, проявляющих агрессию, подкрепляя в них тягу к девиантному агрессивному поведению.

Более того, зачастую в лице инициаторов и пособников агрессии выступают лица, чьи виртуальные психоэмоциональный и социальный портреты сконструированы ими же самими («фэйковые» аккаунты) и могут не иметь ничего общего с характеристиками реального индивида, скрывающегося за «аватаром» агрессора в сети «Интернет».

Таким образом, анонимность агрессора в правовом поле, даже если он (они) известен жертве, не порождает для первого никаких негативных последствий, поскольку не создаёт повода для реагирования на факты кибербуллинга со стороны правоохранительных органов, педагогов, родителей.

Очередная предпосылка – априорная уязвимость формирующейся личности жертвы. В большинстве своём таковыми являются как раз лица в возрасте от 9 до 16 лет, не имеющие прочных внутренних ориентиров и ценностных установок, вследствие чего подвержены влиянию извне и склонны воспринимать незначительные проблемы утрированно.

Третья основная предпосылка – недостаток информации у родителей и педагогов, отсутствие доверительных отношений с ребёнком, неумение предпринимать меры превентивного воздействия, невладение методами выявления и пресечения виртуальной агрессии, направленной на их ребёнка.

Способствует этому и скрытность самой жертвы, которой руководит стыд, обусловленный страхами осмеяния, снижения социального статуса, игнорирования со стороны ближайшего окружения, исключения из определённых общностей индивидов, всеобщего порицания и осуждения. В этой связи весьма трудно идентифицировать наличие виртуальной травли и начать воздействовать на сложившуюся ситуацию.

Нередко кибербуллинг выходит за пределы сети «Интернет» и распространяется на реальную жизнь жертвы, трансформируясь в т.н. моббинг. Это выражается в вычислении её адреса, места учёбы/работы на основании открытых данных. Затем начинается преследование, как индивидуальное, так и групповое, с запугиванием, ограничением передвижения, выкрикиванием неприятных обидных слов и выражений, связанных с личностью жертвы. При этом происходит фото- и видеосъёмка поведения жертвы с последующим размещением в сети.

После перевода виртуальной травли в реальную жизнь жертва может отказаться выходить на улицу, посещать учебное заведение, работу, постепенно выпадая из системы конструктивного социального функционирования.

 

Цель настоящего исследования носит утилитарный характер – базируясь на основе анализа ряда источников выявить и по возможности сформировать эффективные механизмы противодействия виртуальной агрессии в зависимости от типологии агрессоров, а также руководящих ими причин и мотивов.

В этой связи предстоит решить ряд задач, служащих достижению цели исследования:

 

1. Определить основные виды (формы) кибербуллинга

2. Ввести понятие «профессиональный кибербуллинг» как орудие, применяемое в бизнесе, политике и общественной деятельности с целью дискредитации объекта агрессии.

3. Обозначить основные роли участников кибербуллинга

4. Проанализировать реализуемые меры борьбы с виртуальной агрессией.

 

Следует отметить, что выбранная тема является достаточно актуальной, поскольку согласно утверждённой в РФ Концепции развития информационного общества до 2025 г. Интернет в целом и социальные сети в частности должны стать важной и неотъемлемой частью жизни каждого гражданина Российской Федерации.

Уже сейчас виртуализация межличностного и делового общения является данностью, и по мере её развития и углубления общество должно быть готово к обозначенным изменениям.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.