Партизаны гражданской войны. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Партизаны гражданской войны.

2017-11-22 564
Партизаны гражданской войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Николай Гаврилович Хорошев - моряк-партизан.

Поиск сведений о Николае Хорошеве начала с посещения улицы Хорошева. На одном из домов находится мемориальная доска и надпись: «В этом доме жил командир взвода революционных моряков Амурской флотилии Н. Г. Хорошев, героически павший в бою с японскими интервентами 5 апреля 1920 года».

Необходимо было найти информацию о герое. В архиве изучила газеты 20-х годов о событиях на Дальнем Востоке. В газете «Дальневосточная правда» нашла материал о событиях 5 апреля 1920 года: «5 апреля в 9 часов 10 минут утра в Хабаровске, в разных частях города одновременно началось восстание японских войск против советской власти». В газетах были статьи о партизанских отрядах, о призыве большевиков на борьбу с интервентами и белогвардейцами. Но в статьях не упоминалось имени Хорошева и его товарищей. Помогла информация Н. Ф. Сунгоркина об Амурской флотилии. Биография Н. Г. Хорошева похожа была на многие судьбы мальчишек, попавших в Амурскую флотилию. Николай Хорошев родился в семье крестьянина - бедняка в Иркутской губернии. В полтора года потерял мать, а в десять - лишился отца. Воспитывать его пришлось старшему брату. Четырнадцатилетний Николай покинул родные места и в поисках счастья очутился в Хабаровске. Случайные заработки позволяли перебиваться с хлеба на воду. Сиротская доля, лишения и трудности с малых лет закалили его характер, воспитали волю, терпение и настойчивость. 9 июля 1907 года пятнадцатилетний юноша стоял в толпе хабаровчан у подножья утеса на берегу Амура и с восхищением наблюдал необычную картину.

На широкой Амурской глади против города на якоре стояла канонерская лодка «Монгол». С ее палубы доносились звуки боцманской дудки, команды вахтенного начальника.

От канонерки к берегу и обратно ходила шлюпка. Матросы энергичными взмахами весел легко преодолевали сильное течение реки. А когда после полудня на берег сошли рослые, статные моряки в белоснежных форменках, юноша окончательно решил стать матросом. Мечту, которой «заболел», решил, во что бы то ни стало осуществить.

За дни стоянки «Монгола» в Хабаровске, Хорошев сумел встретиться с командующим Амурской флотилии капитаном 1 ранга Кононовым.

Старый моряк понял горячее стремление юноши и приказал зачислить его юнгой на канонерку. Таким образом, Николай Хорошев стал первым юнгой в Амурской флотилии. Перед началом Первой мировой войны, Хорошев был призван на действительную службу, которую и продолжил на этом же корабле рулевым. Трудолюбие, честность, общительность и дружелюбность Николая пришлись по душе команде канонерки, и впервые же дни февральской революции он избирается председателем судового комитета «Монгола».

В ночь на 12 (21) декабря, накануне 3-го съезда Советов Дальнего Востока, провозгласившего Советскую власть в дальневосточном крае, Хорошев в составе красногвардейского отряда участвовал во взятии почтамта, телефонной станции и учреждений Временного правительства в Хабаровске. Об установлении Советской власти свидетельствуют и статьи в газете «Дальневосточная правда».

В 1918 году, когда канонерка «Монгол» несла брандвахту вблизи города Имана на Уссурийском фронте, Николаю Хорошеву удалось раскрыть заговор кучки предателей, решивших сдать боевой корабль белым. Матросы, возглавляемые Хорошевым, арестовали заговорщиков.

Вскоре после этого амурцы получили приказ, возвратиться в Хабаровск. Здесь им поручили оборудовать два бронепоезда, скомплектованных на «Арсенале».

Пушки и пулеметы для бронепоезда сняли с «Монгола», а из членов экипажа сформировали для них команды. Командиром одного из бронепоездов был назначен Н. Г. Хорошев. Во время оккупации Хабаровска, Николай Хорошев с друзьями-коммунистами Баглием, Патричуковым и Устиновым руководил подпольной организацией базы Амурской флотилии. Члены этой организации вели работу среди населения, доставляли партизанам боеприпасы и оружие.

В 1920 году после освобождения Хабаровска, на базе был создан особый отряд из моряков, партизан и рабочих. Одним из его взводов командовал Н. Хорошев. Этому взводу была поручена охрана железнодорожного вокзала, на путях которого стояло около девяноста вагонов с боеприпасами, техникой и другим военным имуществом партизан. Бой, завязавшийся у вокзала между японцами и моряками, начавшийся 5 апреля 1920 года - провокационное вооруженное выступление, длился много часов. Амурцы сражались беззаветно, из последних сил, сдерживая натиск врага. А тем временем единственный маневровый паровоз выводил драгоценные вагоны в сторону Амурского моста. Было спасено восемьдесят восемь вагонов и бронепоезд «Коммунист». Выполнив боевую задачу и видя, что петля окружения затягивается все туже и туже, командир взвода Хорошев решил прорваться через густые ряды врага.

Комиссар Михаил Гуртов в журнале «Красный флот» № 9 за 1923 год писал: «Даже враги, японцы, видя, что взвод будет истреблен их огнем, предложили командиру взвода Хорошеву сдаться. Но достойный взвод имел достойного командира. Даже слова ответа не сказал Хорошев интервентам...».

«За мной, товарищи, вперед! Моряки - за революцию! - громко позвал он. - Бери японцев в штыки! Бей гадов!».

Штыками и прикладами пробивались моряки и партизаны из окружения. Вырваться из тесного кольца удалось лишь немногим. Среди погибших смертью храбрых на площади Хабаровского вокзала остался лежать со штыковой раной в груди мужественный моряк, большевик Николай Хорошев.

Короткая, но яркая жизнь Николая Гавриловича Хорошева служит примером беззаветной верности делу революции. Имя героя - амурца живет в памяти народной. О подвигах Хорошева рассказывается по истории гражданской войны на Дальнем Востоке. Жители улицы Хорошева хранят добрую память о пламенном борце за Советскую власть на Дальнем Востоке.

Судьба сложилась так, что сын Н.Г. Хорошева был участником войны с японцами в 1945 году.

Константин Николаевич Хорошев родился в 1916 году в городе Хабаровске. Он пошел служить в двадцать два года на флот. Во время службы был направлен на учебу в Военно-морское училище, которое находилось в Баку.

После окончания училища началась служба на Тихоокеанском флоте. Хорошев К.Н. принимал участие в войне с милитаристской Японией. Его часть снабжала боеприпасами корабли и части Военно-морского флота.

За короткий срок были созданы плавучие, сборно-разборные пирсы-причалы, которыми обеспечивались бригады речных кораблей.

Эти пирсы были просты по конструкции и удобны в обращении. Кроме того, боевые корабли были обеспечены сходнями разных размеров, и это давало возможность быстрее развивать наступательные действия в ходе войны. Затем он служил в Амурской флотилии. За участие войне был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны и медалями. После войны остался служить в Амурской флотилии. Демобилизовался в 1963 году в звании капитана. Умер шестого июня 1989 года. Во время Великой Отечественной войны служила и жена К.Н. Хорошева. Валентина Ефимовна Хорошева родилась 1923 году в селе Казакевичево Хабаровского края, в семье крестьянина. В 1932 году ее семья переехала на базу Краснознаменной Амурской флотилии. 4 апреля 1942 года был первый комсомольский набор, и В. Е. Хорошеву призвали в армию. Службу она проходила в аэростатных войсках, которые находились на улице Тихоокеанской, напротив сегодняшнего Тихоокеанского государственного университета. Аэростатами заграждались заводы, железнодорожный Амурский мост и все основные объекты. В. Е. Хорошева служила три года, с 4 апреля 1942 года по 21 сентября 1945 года. В нашей школе работала Т. К. Ануфриева - дочь К. Н. Хорошева и внучка Н. Г. Хорошева, Учился сын Т. К. Ануфриевой, внучка Н. Лопатина, которые продолжают традиции своих родных. К сожалению многие из них ушли из жизни. Их жизнь достойна уважения. Бережно хранят правнуки документы своих родных.

Литература:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.