Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Природопользование» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Природопользование»

2017-11-22 175
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Природопользование» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классификация природных ресурсов по происхождению.

Природные ресурсы (тела или явления природы) возникают в природных средах (воде, атмосфере, растительном или почвенном покрове и т. д.) и в пространстве образуют определенные сочетания, меняющиеся в границах природно-территориальных комплексов. На этом основании они подразделяются на две группы: ресурсы природных компонентов и ресурсы природно-территориальных комплексов.

1.1.Ресурсы природных компонентов. Каждый вид природного ресурса обычно формируется в одном из компонентов ландшафтной оболочки.

По принадлежности их к компонентам ландшафтной оболочки выделяют ресурсы: минеральные; климатические; водные; растительные; земельные; почвенные; животного мира. Эта классификация широкоупотребляется в отечественной и зарубежной литературе.

1.2.Ресурсы природно-территориальных комплексов.

На данном уровне подразделения учитывается комплексность природно-ресурсного потенциала территории, вытекающая из соответствующей комплексной структуры самой ландшафтной оболочки. Каждый ландшафт (или природно-территориальный комплекс) обладает определенным набором разнообразных видов природных ресурсов. В зависимости от свойств ландшафта, его места в общей структуре ландшафтной оболочки, сочетания видов ресурсов, их количественные и качественные характеристики меняются очень существенно, определяя возможности освоения в организации материального производства. Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других – для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т. д.

На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы наиболее предпочтительному виду хозяйственного освоения. Они делятся на:

1)горнопромышленные;

2)сельскохозяйственные;

3)водохозяйственные;

4)лесохозяйственные;

5)селитебные;

6)рекреационные и др.

 

 

Схема 2.1. Классификация природных ресурсов.

Литература

 

1.Региональная экономика/Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, 1998.-472 с.

2. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1992. -320 с.

3. Гирусов И.В. и др. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов.- М.: Закон и право, 1998.- 455 с.

4. Глухов В.В. Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии.- СПб.: Специальная литература, 1997.-303с.

5. Аникеев В.А., Копп И.З., Скалкин Ф.В. Технологические аспекты охраны окружающей среды. – Л.: Гидрометиздат, 1982.-254 с.

6. Природопользование: Учебник/Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999.-252 с.

7. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Экономика и экология: развитие, катастрофы.-М.: Наука, 1996.-271 с.

8. Основы эколого-географической экспертизы / Под ред. К.Н. Дьяконова, Т.В. Звонковой – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 240 с.

9. Эффективность природоохранных мероприятий /Под ред. Т.С. Хачатурова, К.В.Папенова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. -244с.

 

 

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Природопользование»

 

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете связаны с природными условиями. Около 200000 лет человек на Земле эксплуатирует природу. Первые тысячелетия людей окружала дикая природа, которая казалась безграничной. Пока население Земли составляло 3 млрд. человек, например во - времена Пушкина заметных нарушений в гармонии отношений между людьми и природой не отмечалось. Однако за 100 последних лет наступила такая дисгармония в отношениях между обществом и природой, что обстановку эту можно считать критической. Особенно критическая ситуация сложилась у нас в России. Около 70 млн. человек проживает в городах, где уровень загрязнения ОС превышает предельно допустимые нормы (ПДН) в 5 и более раз. Уровень заболеваемости и смертности у нас в стране значительно выше, чем в развитых странах, средняя продолжительность жизни на 10-15 лет ниже. Каждый 10-тый ребенок рождается генетически неполноценным, 45% призывников в армию имеют нарушения психики и иные заболевания.

В связи с этим, особенно в России очень актуален вопрос изучения взаимосвязи общества с окружающей средой.

Природа щедро одарила Россию лесами, горами, реками. Еще недавно 100 лет назад, казалось, что запасы ресурсов неисчерпаемы, но сейчас мы стоим на грани экологического кризиса - резкого ухудшения среды обитания.

Вырублены 1/3 хвойных и смешанных лесов, обмелели реки, построенные на их месте гигантские заводы, выбрасывают огромное количество вредных для организма веществ, на грани исчезновения многие виды животных и растений.

Предметом курса «Природопользование» является изучение естественных условий среды обитания, сохранение природных ресурсов и природоохранных мер или как правильно использовать природную среду для удовлетворения своих потребностей.

В природопользовании существуют понятия рациональное природопользование - это когда вовлечение природных ресурсов в сферу деятельности дает возможность обеспечить потребность не только настоящего поколения, но и будущее поколение и н ерациональное природопользование- ведет к ухудшению природной среды, загрязнению окружающей среды, истощению и деградации природных систем, разрушению биоценоза.

Перед специалистами в области природопользования стоят задачи:

Если первоначально речь шла об экосистеме то в настоящее время широкое распространение получила теория развития эколого-экономических систем, т.е. интеграция (объединения) экономики и природы.

В природе от экосистем представляющую собой закрытую и уравновешенную систему, эколого- экономические системы не носят замкнутого характера и являются открытыми: в них поступают природные материалы и после обработки в качестве конечного продукта поступают в потребление. При обработке природных материалов, как правило, выбрасываются отходы, которые зачастую составляют большую часть от объемов потребления.

Так эколого- экономическая система ставит задачу превращения производства в более замкнутую систему - природа- потребление- природа.

В России протянувшейся на 10 тыс. км. с запада на восток и на 3-4 тыс. км. с севера на юг действуют более 24 тыс. промышленных предприятий из которых только 20% не превышают установленные нормативы сбросов и выбросов. Все остальные имеют временные разрешения на сбросы и выбросы. Сегодняшние федеральные и региональные программы предусматривают довести до минимума загрязнения окружающей среды. Однако на реализацию этих программ необходимо по приблизительным подсчетам 2 трл. руб. которых к сожалению нет. Поэтому нужны экономические, административные и правовые методы охраны природы.

При рассмотрении вопросов природопользования необходимо помнить 4 основных закона экологии сформулированные известным американским экологом Б. Коммонер (1874 г.).

Все связано со всем – вред наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям.

Все должно куда-то деваться - ландшафты Земли, географическая оболочка в целом - замкнутые системы. Бытовые и производственные отходы, попадая в окружающей среду не исчезают бесследно. У природных систем все меньше сил на переработку загрязняющих веществ.

Природа знает лучше - человек, вмешиваясь в природу, нарушает ход естественных процессов.

За все надо платить - человек не может безвозмездно расходовать природные ресурсы, загрязнять окружающую среду.

Наша планета включает в себя несколько оболочек или сфер. Газовую называют атмосферой, водную- гидросферой, твердую- литосферой. Все живое обитающее в этих трех основных сферах- биосферой, в последующие годы среду обитания человека – ноосферой.

Тема 2. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1. Понятие «природные ресурсы»

«Природные ресурсы» - одно из наиболее часто употребляемых в природопользовании понятие. В краткой географической энциклопедии под таким термином обозначаются «…элементы природы, используемые в народном хозяйстве являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом тепло и влага, энергия ветра) (том 3, стр.299).

Более общим является определение, данное А. А. Минцом: «…естественные ресурсы …тела и силы природы, которые на данном уровне развития производственных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности»

В первобытнообщинном обществе потребности человека и его возможности освоения природных богатств были весьма скромными и ограничивались охотой на диких животных, рыбной ловлей, собирательством. Затем возникло земледелие и скотоводство, и, соответственно, в состав природных ресурсов были включены почвенный покров и растительность, служившие кормовой базой для выпасаемого скота. В лесах добывались древесина для строительства жилищ и для получения дров, постепенно началось освоение полезных ископаемых (угля, руд, строительных материалов), человек научился осваивать энергию ветра и падающей воды. По мере развития производства расширился не только объем осваиваемых естественных ресурсов, но в хозяйственный оборот вовлекались и новые площади девственной природы.

В связи с двойственным характером понятия «природные ресурсы», отражающими их природное происхождение, с одной стороны, и хозяйственную, экономическую значимость – с другой, разработаны и широко применяются в специальной и географической литературе несколько классификаций.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.