Нормативные правовые акты, регламентирующие работу кабинета лечебной физкультуры . — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Нормативные правовые акты, регламентирующие работу кабинета лечебной физкультуры .

2017-11-22 1559
Нормативные правовые акты, регламентирующие работу кабинета лечебной физкультуры . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История развития ЛФК.

Применение физических упражнений с лечебной целью началось в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя, в рабовладельческом обществе.

Из древних источников известно, что физические упражнения применялись с лечебной и профилактической целью в Китае (дыхательная гимнастика) и в Индии (хатха - йога) за 2 тыс. лет до новой эры. Важным этапом в развитии лечебной физкультуры было время расцвета греческой и римской культуры.

 

Гиппократ (460 - 377 г.г. до н.э.) подробно описал применение физических упражнений при болезнях сердца, легких, обмена веществ, хирургических и других болезнях.

 

Авицена (980 - 1037г) в энциклопедии «Канон врачебной науки» подразделял физические упражнения на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

 

В эпоху Возрождения (XIV-XVI) гуманисты пропагандировали физические упражнения с профилактической и лечебной целью.

 

В дореволюционной России передовые ученые и просветители: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен развивали идеи о физическом воспитании и использовании их в профилактических и лечебных целях. Видные деятели русской отечественной медицины такие, как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.Я. Захарьин, П.Ф. Лесгафт утверждали мысль о необходимости единства умственного и физического воспитания для гармонического развития человека.

 

До революции ЛФК и массаж применялся только в частных лечебницах.

 

В Советском Союзе была создана школа лечебной физкультуры. В 1926 г. И.М. Саркизов - Саразин организовал первую кафедру лечебной физкультуры в Московском институте физкультуры.

 

Особенно важное значение ЛФК приобрела во время Великой Отечественной войны, как один из методов функционального восстановления здоровья раненых.

 

В 50-60 г.г. значительно увеличилось число специалистов по ЛФК и в штаты всех лечебно-профилактических учреждениях вводятся специалисты по ЛФК в

 

70-80г.г. во всех поликлинических учреждениях создаются кабинеты ЛФК, отделения медицинской реабилитации, где ЛФК занимает ведущее место.

В современной медицине лечебной физкультуре отводится большое значение, она используется для реабилитации больных начиная со стационара и на всех этапах лечения до полного выздоровления пациента, её используют в комплексном лечении наряду с медикаментозным, физиотерапевтическим, бальнеотерапевтическим методами лечения. Её применяют в лечении самых различных заболеваний и повреждений, в любых видах лечебных учреждений, на всех этапах развития.


Механизм действия физических упражнений на организм человека.

Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 183

? Средства ЛФК — это действующие, гимнастические физические упражнения, (физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах).

Основные средства ЛФК

1.1Физические упражнения (Формы,Классификация).

1.2 Естественные факторы природы(солнце, воздух, вода).

1.3 Массаж.

 

Дополнительныесредства ЛФК

2.1 Трудотерапия (трудовая терапия, эрготерапия) - направленное вовлечение больных в трудовую деятельность с лечебной и реабилитационной целями. Наиболее широкое применение Т. нашла при лечении психических пациентов.

2.2 Механотерапия (от греч. mechano — механизм + therapeia — лечение) — комплекс лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств (аппараты, тренажёры) с целью улучшения подвижности суставов, отдельных мышц и их групп для увеличения функциональной адаптации больного.

Основные средства ЛФК

Формы лечебной физкультуры

Формами ЛФК являются:

1.Гигиеническая гимнастика,

2.Лечебная гимнастика,

Индивидуальные занятия - проводятся с тяжелыми пациентами, по мере выздоровления их переводят в группу.

Малогрупповой метод (3-5 человек) проводится с пациентами, объединенными по принципу единого заболевания_(терапевтические, травматологические и т.д.). Занятия проводят в проветренных палатах.

Групповой метод (8 - 15 человек) проводится с пациентами находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, с решением сходных задач.

Занятия проводятся в кабинете ЛФК, физкультурной площадке.

3.Дозированная ходьба.

4.Терренкур(ходьба по возвышенности).

5. Гидрокинезотерапия (лечебная гимнастика в бассейнах с теплой водой)

6. Механотерапия (это использование физических упражнений в лечебных целях с помощью специальных аппаратов, тренажеров.

7.Трудотерапия (обучение бытовым навыкам и ходьбе).

 

? Классификация физических упражнений.

Физические упражнения в ЛФК делятся на три группы:

Массаж.

Массаж – это комплекс приемов дозированного механического воздействия на организм человека, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с целью развития, укрепления и восстановления его функций, лечения и профилактике заболеваний.

? Механизм действия физических упражнений на организм человека.

1.Тонизирующее действие выражается в восстановлении нарушенных моторно-висцеральных рефлексов, что достигается выбором физических упражнений, целенаправленно повышающих тонус тех органов, где он более снижен.

2.Трофическое действие Под влиянием физических упражнений ускоряется рассасывание погибших элементов за счет улучшения местного кровообращения, для восстановления необходимо длительное время.

3.Формирование компенсации происходит при нарушении какой-либо функции организма. В этих случаях специально подобранные физические упражнения помогают использовать непораженные системы. Например, при утрате функции сгибания руки в локтевом суставе используют движения мышц плечевого пояса.

4.Нормализацию функций физические упражнения обеспечивают, способствуя торможению патологических условно-рефлекторных связей и восстановлению нормальной регуляции деятельности всего организма. Например, упражнения на внимание усиливают процессы торможения, а быстрый темп усиливает возбудительные процессы.

? 4.Двигательные режимы в системе ЛФК. Основные принципы реабилитации с применением физических упражнений.

Режим движений (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые пациент выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Двигательные режимы режимы, используемые в стационаре и госпиталях, делятся на:

I — строгий постельный,

II — постельный,

III — палатный (полупостельный),

IV — свободный (общий).

В санаториях соответственно делятся на:

I — щадящий,

II — тонизирующий (щадяще-тренирующий)

III — тренирующий.

I.Строгий постельный режим - это положение лежа или полусидя (на подставке), прием пищи с помощью персонала.

Применяемые физические упражнения — пассивные движения конечностей, активные движения в мелких суставах рук и ног, массаж ног, дыхательные упражнения умеренной глубины. Все движения выполняются в медленном темпе. Длительность занятия — 10— 12 мин.

 

II. Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день.

Применяемые физические упражнения — активные движения конечностями с постепенным увеличением амплитуды; упражнения для мышц туловища. В положении сидя упражнения выполняются с неполной амплитудой; темп выполнения — медленный и средний (движения в мелких суставах — всегда в среднем темпе), длительность занятия — 15—17 мин,дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением Р на 12 уд./мин.

III.Палатный режим включаетположение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по палате или если необходимо по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением Р после занятия на 18-24 уд./мин.

Применяемые физические упражнения — движения конечностями и туловищем в исходных положениях лежа, сидя и ограниченно стоя; упражнения с легким сопротивлением и небольшим отягощением; ходьба (50—200 м). Темп выполнения — медленный и средний, длительность— 17—20 мин.

IV.Свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением Р после него на 30-32 уд./мин.

Применяемые физические упражнения — гимнастические упражнения, постепенно усложняющиеся по форме, из различных исходных положений, главным образом стоя, упражнения с отягощением и умеренным сопротивлением, метание мяча весом не более 1 кг. Темп — медленный и средний, а для мелких мышечных групп— быстрый. Ходьба — до 400—1000 м (допустимы кратковременные ускорения). Длительность занятий — 20—30 мин

В санаторно-курортных условиях применяют:

I.Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания.

II.Щадяще-тренирующий режим допускает средние физические нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, терренкур, прогулки на лыжах при температуре воздуха не ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

III.Тренирующий режим применяют при отсутствии выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.

& 5.Особенности составления занятий лечебной гимнастики. Показания, противопоказания в лечебной физкультуре.

В процессе выполнения физических упражнений необходимо учитывать!!!!!!!!!!

Дозировка в ЛФК — это суммарная величина физической нагрузки, которую пациент получает на занятии (процедуре).

1.Схема построения занятий лечебной гимнастики (вводный, основной, заключительный).

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов:

- подготовительный (вводный),

- основной

- заключительный.

 

Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно до 3 км включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

Задача:

Введение занимающихся в работу: организация группы, концентрация внимания и регулировка эмоционального состояния, умеренное разогревание организма и повышение обмена веществ

Содержание:

Упражнения порядковые, дыхательные, гимнастические, оказывающие незначительное воздействие

О сновном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела — 60-80% всего времени занятия.

Задача:

Воздействие на весь организмпациента, на его нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы

Содержание:

Упражнения гимнастические и прикладные с постепенным усложнением, подвижные игры

З аключительном разделе нагрузку постепенно снижают. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

Задача:

Снижение повышенной деятельности организма до исходного состояния, закрепление навыков правильного дыхания

Содержание:

Медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и движениями рук, упражнения на расслабление, специальные дыхательные и отвлекающие упражнения

 

2.Исходные положения тела для выполнения упражнений (ходьба, и.п – стоя, сидя,стоя на четвереньках, лежа).

3.Темп (интенсивность). Темп – количество движений, выполняемых за 1 минуту. Величина нагрузки зависит от темпа выполнения движений.

1.Быстрый 2.Средний 3.Медленный

4.Дыхание свободное (этодыхание без пауз между вдохом и выдохом).

5.Количество повторений (зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения.

Например: количество повторений упражнений для мелких мышечных групп может быть больше, чем для крупных мышц).

Образец примерного составления алгоритма процедуры лечебной

физической культуры пациенту в …двигательном режиме при…….. (диагноз)

1.Дата проведения:________________ Пол, возраст пациента_____________________________

Диагноз _________________________________________________________________________

2.Объективные, субъективные данные пациента перед проведением комплекса ЛФК____________________________________________________________________________

3.Двигательный режим в реабилитации_______________________________________________

(строгий постельный, постельный, палатный (полупостельный),свободный (общий)

4.Вид занятия______________________________(индивидуальное, групповое, малогрупповое)

5.Задачи ЛФК:

1________________________________________________________________________________

2________________________________________________________________________________

3________________________________________________________________________________

6.Описать задачи занятия в периоды:

а) Вводном_______________________________________________________________________

б) Основном______________________________________________________________________

в) Заключительном________________________________________________________________

7.Определить общее время занятия (мин)_____________________________________________

(общее время взаимоотношения медицинского персонала и пациента)

8.Перечислить виды исходных положений пациента во время выполнения данного комплекса________________________________________________________________________

9.Составте примерный комплекс лечебной физической культуры:

1.И.п - Дыхательное упражнение. Темп. Количество повторений.

2.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

3.И.п. -..............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

4.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

5.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное.Количество повтор.

6.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

7.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное.Количество повтор.

8.И.п -...............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

9.И.п -..............................................Темп. Дыхание свободное. Количество повтор.

10.И.п -Дыхательное упражнение. Темп. Количество повторений.

10.Рекомендуемые функциональные пробы ___________________________________________

Сочетание с другими средствами реабилитации________________________________________

 

Образец примерного составления алгоритма процедуры лечебной гимнастики пациенту в ……………двигательном режиме при (диагноз)

Диагноз: Дата проведения: Пол, возраст: Двигательный режим: Задачи: 1. 2. 3. Общее время:
Часть занятия Время занятия Исходное положение Перечень упражнений Методические указания упражнения (для чего их применение) Вид темпа Вид дыхания Количество повторени й
Вводная              
Основная              
Заключительная              
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

& 6.Понятие об учете эффективности лечебной гимнастики.

Эффективность занятий оценивают по доступным показателям общего самочувствия, пульса, частоты дыхания, артериального давления.

По показаниям проводят функциональные пробы с физической нагрузкой.

1.Антропометрические методы исследования (учетом веса, роста, окружности грудной клетки в 3-х фазах, окружности живота и конечностей по специальным показаниям).

2.Методика проведения и оценок результатов проб физической нагрузкой (измерениями данными спирометрии и динамометрии и данными функциональных проб обеспечивают учет эффективности).

3.Все данные, полученные в результате клинических наблюдений, заносятся в историю болезни или в карточку лечебной физкультуры с отметкой в них режима движений, назначавшихся пациета, показателей реакции на физические упражнения, количества проведенных занятий по лечебной физкультуре и показателей эффективности.

 

Требования к функциональным пробам

1.Нагрузка должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям организма.

2.Проба должна выявлять приспособляемость организма к физическим напряжениям.

3.Проба должна быть проста и выполнима в любых условиях

 

История развития ЛФК.

Применение физических упражнений с лечебной целью началось в глубокой древности в условиях первобытнообщинного строя, в рабовладельческом обществе.

Из древних источников известно, что физические упражнения применялись с лечебной и профилактической целью в Китае (дыхательная гимнастика) и в Индии (хатха - йога) за 2 тыс. лет до новой эры. Важным этапом в развитии лечебной физкультуры было время расцвета греческой и римской культуры.

 

Гиппократ (460 - 377 г.г. до н.э.) подробно описал применение физических упражнений при болезнях сердца, легких, обмена веществ, хирургических и других болезнях.

 

Авицена (980 - 1037г) в энциклопедии «Канон врачебной науки» подразделял физические упражнения на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

 

В эпоху Возрождения (XIV-XVI) гуманисты пропагандировали физические упражнения с профилактической и лечебной целью.

 

В дореволюционной России передовые ученые и просветители: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен развивали идеи о физическом воспитании и использовании их в профилактических и лечебных целях. Видные деятели русской отечественной медицины такие, как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.Я. Захарьин, П.Ф. Лесгафт утверждали мысль о необходимости единства умственного и физического воспитания для гармонического развития человека.

 

До революции ЛФК и массаж применялся только в частных лечебницах.

 

В Советском Союзе была создана школа лечебной физкультуры. В 1926 г. И.М. Саркизов - Саразин организовал первую кафедру лечебной физкультуры в Московском институте физкультуры.

 

Особенно важное значение ЛФК приобрела во время Великой Отечественной войны, как один из методов функционального восстановления здоровья раненых.

 

В 50-60 г.г. значительно увеличилось число специалистов по ЛФК и в штаты всех лечебно-профилактических учреждениях вводятся специалисты по ЛФК в

 

70-80г.г. во всех поликлинических учреждениях создаются кабинеты ЛФК, отделения медицинской реабилитации, где ЛФК занимает ведущее место.

В современной медицине лечебной физкультуре отводится большое значение, она используется для реабилитации больных начиная со стационара и на всех этапах лечения до полного выздоровления пациента, её используют в комплексном лечении наряду с медикаментозным, физиотерапевтическим, бальнеотерапевтическим методами лечения. Её применяют в лечении самых различных заболеваний и повреждений, в любых видах лечебных учреждений, на всех этапах развития.


Нормативные правовые акты, регламентирующие работу кабинета лечебной физкультуры.

 

1.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Министр

В.И.СКВОРЦОВА

2.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» утверждены положение и квалификационные характеристики специалистов, в том числе по лечебной физкультуре и массажу. Этим приказом следует руководствоваться в работе инструкторам ЛФК (см. Приложение).

 

& Нормативно-правовая документация кабинета ЛФК

1.В кабинете ЛФК работает - врач по ЛФК, методист по ЛФК, инструктор по ЛФК.

Инструктор лечебной физкультуры составляет комплексы упражнений по лечебной и утренней гигиенической гимнастике, проводит индивидуальные, групповые занятия в палате, кабинете, зале лечебной физкультуры.

2.Материальная база: размеры кабинета 24-30 м2 (не менее 4 м2 на каждого занимающегося); необходимо наличие вентиляции, температура воздуха 18-20 "С.

Зал лечебной физкультуры должен иметь размеры от 60 до 100 м2 высотой 5-6 м и подсобные помещения: две раздевалки — раздельные для мужчин и женщин, кабинет врача, душевые, комната для отдыха больных. Вентиляция зала осуществляется с помощью фрамуг. Радиаторы отопления должны быть закрыты щитами.

При амбулаторном лечении занятия можно проводить на свежем воздухе, на оборудованных для игр площадках, дорожках для ходьбы. Площадки устраивают из расчета 5— 6 м на одного человека; волейбольная площадка имеет размеры 18 х 9 м и свободную площадь шириной до 2 м для приема и подачи мяча. Столбы высотой 2 м 60 см ставят на расстоянии 0,5 м от боковых линий.

3.Специальное оборудование должно соответствовать нормативам.

В зале лечебной физкультуры должна быть:

- гимнастическая стенка;

- баскетбольная корзина;

- предметы для занятий:

• гимнастические палки;

• мячи надувные и набивные различной величины;

• гантели;

• булавы;

• лесенки для пальцев;

• специальные блоки для рук и ног.

4.Особые гигиенические требования предъявляются к экипировке пациента во время проведения занятия по ЛФК. Его одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обладать хорошей гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, соответствовать сезону и метеоусловиям. Обувь должна быть легкой, удобной, хорошо амортизирующей.

5.Документация необходима для учета и отчетность. К ней относятся:

- история болезни,

- карта больного (форма № 042/У), отмечается переносимость занятий, пульс до и после каждого занятия, антропометрические показатели, эффективность занятий.

- журнал учета отпущенных процедур (форма № 029/У), у инструктора и методиста.

- дневник работы врачав форме № 039/У

- дневник работы медицинской сестры в форме № 39-1/У.

6.Основной рабочий документ - конспект занятий лечебной физкультурой и гигиенической гимнастикой.

? 3.Средства ЛФК, формы и методики ее применения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.